29 декабря 1386 года Париж замер в ожидании. На территории монастыря два закованных в сталь рыцаря готовились убить друг друга на глазах у короля и тысяч зрителей. Жан де Карруж обвинял Жака Ле Гри в изнасиловании своей жены. Ле Гри клялся в невиновности. Парламент назначил судебный поединок — пусть Бог рассудит, кто прав. Проигравший умрет, а если победит Ле Гри, то Маргариту де Карруж сожгут на костре как клеветницу. Эта дуэль стала последней в истории Франции.
Последняя дуэль, или суд божий по-французски в XIV веке
В средневековой Франции, когда свидетельских показаний было недостаточно, а улики отсутствовали, оставался последний судья — Всевышний. Судебный поединок, или «суд божий», основывался на вере: праведный получит силу от небес, а грешник падет под ударами противника. К XIV веку эта архаичная традиция уже устарела, но французская знать цеплялась за старые обычаи.
Дуэль 1386 года стала уникальной не только как последняя в своем роде, но и как самая громкая. Ее наблюдал лично король Карл VI, а хронист Жан Фруассар оставил подробное описание событий. История этого поединка дошла до наших дней и вдохновила Ридли Скотта на создание фильма «Последняя дуэль».
От дружбы к смертельной вражде
Жан де Карруж и Жак Ле Гри познакомились на службе у графа Робера Першского и быстро подружились. Ле Гри даже стал крестным отцом сына Карружа от первого брака. Но дружба треснула, когда оба перешли служить графу Алансонскому.
Карруж был типичным рыцарем старой школы — ветераном войн, суровым и прямолинейным. Ле Гри отличался иным складом: образованный (что было редкостью), крупного телосложения «сердцеед», он быстро завоевал расположение графа. Пьер Алансонский сделал его камергером, а затем ссудил огромную сумму — почти три тысячи франков.
Деньги были нужны графу для покупки поместья Ону-ле-Фокон у тестя Карружа. Но вместо того чтобы передать земли Карружу, как тот ожидал, Пьер подарил их Ле Гри в качестве платы за заем. Карруж почувствовал себя обманутым — имение должно было по праву достаться ему. Так экономический спор превратился в личную вражду между двумя амбициозными рыцарями.
Роковое обвинение Маргариты де Карруж
В 1380 году Жан де Карруж женился на Маргарите де Тибувиль — умной и красивой наследнице знатного нормандского рода. Современники описывали ее как женщину сильного характера, что в те времена могло быть и достоинством, и проклятием. В январе 1386 года, когда Карруж отправился в Париж по делам, произошли события, которые навсегда изменили судьбы всех участников. По возвращении мужа Маргарита заявила: Жак Ле Гри проник в замок и изнасиловал ее.
Обвинение было сенсационным. В средневековом обществе слово женщины, даже знатной, значило меньше, чем слово рыцаря. Но Маргарита настаивала на своем, а Карруж поверил жене и решил защитить ее честь. Ставки были смертельными: если Карруж проиграет дуэль, это будет означать, что Бог признал его неправым. А значит, Маргариту как клеветницу сожгут на костре.
29 декабря 1386 года
Парижский парламент назначил поединок на день после Рождества. Король Карл VI лично прибыл наблюдать за «судом божьим», превратив дуэль в главное зрелище года. На огороженной территории монастыря установили трибуны для знати. Тысячи парижан толпились за барьерами. Среди зрителей находился хронист Жан Фруассар, благодаря которому мы знаем подробности поединка.
Рыцари принесли торжественные клятвы перед Богом и свидетелями. Карруж поклялся, что его жена говорит правду. Ле Гри божился в невиновности. Оба получили последнее благословение — один из них через несколько часов предстанет перед Всевышним. Первая схватка произошла на конях с копьями. Затем противники спешились и продолжили бой мечами. Ле Гри был крупнее и сильнее, но Карруж сражался с яростью человека, защищающего честь жены.
Решающий момент наступил, когда Карруж сбил Ле Гри с ног и занес меч над поверженным противником. Тот мог признать вину и сохранить жизнь, но предпочел умереть, продолжая клясться в невиновности. «Бог рассудил» — Жак Ле Гри был мертв, а Маргарита оправдана.
Тень сомнения
История могла бы закончиться триумфом справедливости, но средневековая жизнь редко бывала простой. В том же 1386 году Маргарита родила сына Робера — и это породило новые слухи и подозрения о времени зачатия. В 1396 году Жан де Карруж погиб в крестовом походе против турок при Никополе. Маргарита постриглась в монахини и прожила до 1419 года, унеся тайну в могилу.
Но самое загадочное свидетельство оставил автор «Хроники аббатства Сен-Дени». Он утверждал, что «невиновность Ле Гри позднее была признана всеми, поскольку другой человек, приговоренный к смерти, сознался в изнасиловании Маргариты». Если это правда, то «суд божий» оказался ошибочным, а последняя дуэль во Франции закончилась казнью невиновного.
Конец эпохи
Дуэль 1386 года стала символическим концом архаичной эпохи. Франция больше никогда не доверяла Богу решать судебные споры через поединки. Победила письменная юриспруденция, свидетельские показания и рациональное расследование. Судьбы всех участников драмы оказались трагическими: Ле Гри умер, возможно, невиновным; Карруж погиб на чужбине; Маргарита провела остаток жизни в монастыре. Даже их сын Робер пал в битве при Вернее в 1424 году.
Последняя дуэль во Франции напомнила современникам, что человеческая справедливость несовершенна, а истина иногда умирает вместе с теми, кто ее знал. Но именно это делает историю Карружа, Ле Гри и Маргариты такой захватывающей — даже через шесть веков мы не можем с уверенностью сказать, кто был прав в тот роковой день 1386 года.