Найти в Дзене
ПОД СТУК

Что является причиной тряски, рывков и дискомфорта пассажиров в поезде?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Когда в нашей стране появляется какая-нибудь новая электричка, пассажирский вагон или поезд метро - всех, конечно же, в первую очередь интересует, будут ли они ходить в том или ином населённом пункте, а во вторую очередь - как там с, так называемыми, удобствами. Обычно и производители, и СМИ в первую очередь рассказывают о том, как обстоят дела с розетками, креслами (ну или полками), кондиционерами и так далее.

Автор фото: az_microsoft / RailGallery
Автор фото: az_microsoft / RailGallery

Однако, в этих всех разговорах на второй план почему-то всегда отходит такой очень важный параметр, как плавность хода и комфорт пассажиров, связанный непосредственно с ней. В этой статье поговорим о том, что же стоит за этими двумя параметрами, как они измеряются и от чего вообще зависят.

Что такое плавность хода поезда и комфорт пассажиров?

В принципе, с обывательской точки зрения и с точки зрения телесных ощущений - все мы прекрасно понимаем, что такое плавность хода, когда поезд движется плавно, а когда совсем наоборот. Однако, с точки зрения железнодорожной науки, плавность хода определяется тремя ускорениями (по числу осей в нашем трёхмерном пространстве).

То есть, ускорение у нас может быть продольным, боковым (горизонтальным) и вертикальным. С продольным ускорением проще всего - это то, что вы испытываете после того, как нажали на педаль газа в машине, либо, наоборот, затормозили. Разница лишь в том, что в первом случае ускорение будет положительным, во втором - отрицательным.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Однако, хоть и продольное ускорение максимально легко объясняется (разгоном или торможением поезда) - на плавность хода и показатели комфорта пассажиров оно практически не влияет (кроме случаев экстренного торможения или уж совсем плохих навыков управления машиниста). При разгоне и торможении поезда продольные ускорения вагона увеличиваются, но но не превышают 1 м/с². Эти ускорения зависят только от режима движения поезда и не связаны с состоянием пути или подвижного состава, а потому в оценке плавности и комфорта не учитываются.

Дальше интереснее. Существует ещё горизонтальное боковое ускорение, то есть движения из стороны в сторону. Это когда, например, поезд проезжает кривую, либо движется с отклонением по стрелке - вас может немного «кинуть» вбок.

А далее идёт вертикальное ускорение, иначе говоря - «вверх-вниз». Это, например, когда вас немного как будто подбрасывает, либо, наоборот, прижимает вниз, скажем на стыках или просадках пути.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Например, вертикальное ускорение в диапазоне 0,5 - 1,0 м/с² является незначительным и сравнимо с плавным стартом или остановкой современного лифта. Диапазон 1,1 - 2,0 м/с² уже является ощутимым, сравнить можно с подпрыгиванием на сиденье в автобусе, когда колесо попадает в ямку. Дальнейшие вертикальные ускорения уже сравнимы с ездой по кочкам на машине.

Это что касается ускорений, так скажем, «в моменте». Однако, есть и ещё такие параметры, как среднеквадратичные отклонения вертикального и горизонтального ускорений соответственно. Это такие «средние по уровню тряски» значения, которые учитывают, насколько сильно и часто происходят толчки или колебания.

То есть, если поезд иногда резко дёрнется, но в остальном едет плавно - это нестрашно. Но если колебания частые и постоянные, даже слабые - именно это будет давать высокие значения среднеквадратичных отклонений ускорений. И именно от таких регулярных микродвижений и накапливается дискомфорт.

Из-за чего возникают «неприятные колебания»?

В принципе, несложно догадаться - дело либо в неудовлетворительном состоянии пути, либо аналогичном состоянии вагона. Однако, когда проводилось исследование и замеряли ускорения и их среднеквадратичные отклонения на разных маршрутах, выяснилось, что количество выявляемых неисправностей по комфорту пассажиров изменяется кратно в каждом месяце, в то время как состояние пути в каждом месяце - куда более стабильно.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

Учитывая также то, что средняя скорость движения практически не меняется, следует, что наиболее значимым фактором, влияющим на плавность хода и комфорт пассажиров - является техническое состояние разных вагонов.

Фото взято из открытых источников
Фото взято из открытых источников

А если более конкретно - то характеристики и состояние гидравлических демпферов, выполняющих роль гасителей колебаний. Причём, при снижении уровня демпфирования, значительно ухудшается плавность хода в вертикальной плоскости (то есть «вверх-вниз»), в то время как в горизонтальной плоскости ухудшение менее значимо.

Для удобства подписчиков в Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-6