Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Рай и ад” (1963, Tengoku to jigoku): О несправедливости

Оглавление

Психологический триллер/драма/детектив “Рай и ад” – это один из лучших фильмов японского режиссёра Акиры Куросавы (Akira Kurosawa).

В сентябре 2025 года на платформе Apple TV+ планируется выход “Рая и ада” (Highest 2 Lowest), ремейка фильма Куросавы. Потому я и решила познакомиться с первой версией этого фильма от классика.

Режиссёром ремейка стал Спайк Ли, а главная роль – за Дензелом Вашингтоном, актёром, с которым он довольно часто сотрудничает. Премьера фильма состоялась вне конкурса на Каннском кинофестивале в мае 2025 года вместе с вручением Вашингтону почётной Пальмовой ветви.

вариант постера к фильму “Рай и ад” (1963), режиссёр Акира Куросава | источник фото imdb
вариант постера к фильму “Рай и ад” (1963), режиссёр Акира Куросава | источник фото imdb

Основа сценария

Сценарий “Рая и ада” Куросавы является вольной адаптацией романа 1959 года “Королевский выкуп” (King's Ransom) Эда МакБейна (под таким псевдонимом выпускал романы писатель Эван Хантер).

“Королевский выкуп” входит в цикл романов “Загадка 87го полицейского участка” (An 87th Precinct Mystery), и в цикле из 55 изданий он является десятым. Этот цикл выходил с 1956 по 2005 года.

вариант издания романа "Королевский выкуп" | источник фото Amazon
вариант издания романа "Королевский выкуп" | источник фото Amazon

Истории из цикла “Загадка 87го полицейского участка” неоднократно экранизировались в виде полнометражных фильмов или телесериалов. С сентября 1961 по апрель 1962 года на американском телевидении шёл сериал “87ой полицейский участок” (87th Precinct), который состоял из 30 эпизодов. В феврале 1962 года вышел двадцать первый эпизод “Королевский выкуп”, а в 1963 году Акира Куросава был первым, кто сделал полнометражный фильм по “Королевскому выкупу”.

Фильм получился замечательным – напряжённый, чётко выстроенный и заставляющий задуматься о социальном неравенстве, ценностях в жизни и о себе в этой жизни. Сценарий писали продюсер и сценарист Рюдзо Кикусима и писатель Хидэо Огуни, которые много сотрудничали с Куросавой, а также драматург Эидзиро Хисаита.

Тем интереснее посмотреть интерпретацию от Спайка Ли, особенно учитывая, что у Куросавы адаптация вольная. Это значит, что из оригинального романа можно извлечь ещё идеи (хотя, согласно imdb, сценаристы опирались на фильм 1963 года). И потом, “Рай и ад” от Ли входит в список самых ожидаемых экранизаций 2025 года.

Сюжет

Мистер Гондо (в исполнении Тосиро Мифунэ) – руководитель фабрики “Национальная обувь”, самый крупный акционер в совете. Он пришёл на фабрику в возрасте 16 лет, сейчас ему 46, и он планирует заполучить больше контроля над производством, чтобы выпускать высококачественную и дорогую обувь. Члены правления с ним спорят, они хотят делать больше товара, но худшего качества и более дешёвого, чтобы обувь покупали чаще. Их не устраивает его стремление ставить качество выше количества.

Мистер Гондо (в исполнении Тосиро Мифунэ) | скриншот из фильма
Мистер Гондо (в исполнении Тосиро Мифунэ) | скриншот из фильма

Гондо пошёл ва-банк – чтобы выкупить большую часть акций, благодаря которой у него будет право принимать решения, он использовал все свои сбережения и заложил всё имущество. Сумму в размере 50 миллионов йен он должен в скором времени передать кредиторам, а недостающие 100 миллионов он хочет вложить, когда его дела пойдут в гору.

В момент, когда секретарь Гондо должен был передать чек на 50 миллионов кредиторам, Гондо получил звонок, в котором неизвестный сообщил, что его сын Ян похищен, а суммой выкупа он запросил рекордные 30 миллионов йен. По словам инспектора Токуры (в исполнении Тацуи Накадаи), который взялся за дело, обычно похитители просят 200 тысяч, всего один раз требовали два миллиона.

Но и это не всё – оказалось, что похититель (в исполнении Цутому Ямадзаки) перепутал мальчиков, вместо Яна он похитил Шиничи, сына водителя Аоки (в исполнении Ютаки Сада). Теперь мистер Гондо должен решить, как ему поступить. На кону и его будущее, и жизнь невинного мальчика.

Структура повествования в фильме

У фильма есть три смысловые части, но они не разделяются титрами или цветом, всё в этом фильме – единая история, в каждой из частей которой свой акцент.

В первой части зрителя знакомят с мистером Гондо и его ситуацией в жизни. Он достиг большой высоты, заняв руководящий пост на обувной фабрике; у него есть семья, с которой он живёт в красивом доме на холме и может видеть город как на ладони. У Гондо есть личные секретарь и водитель. Чем не рай на земле!? Дом на холме, солнечный свет и неспешное действие поддерживают этот смысл. Якобы вот он – этот так называемый рай. Но при ближайшем рассмотрении жизнь Гондо не так хороша. Он прекрасно знает, что такое нищета, он выбрался из неё и сейчас хочет упрочить своё престижное положение. Но улучшение положения заставляет его поставить на кон опять же всё, что у него есть.

инспектор Токура (в исполнении Тацуи Накадаи), Рэйко (в исполнении Кёко Кагава) и Гондо | основное место действия - гостиная в доме Гондо | скриншот из фильма
инспектор Токура (в исполнении Тацуи Накадаи), Рэйко (в исполнении Кёко Кагава) и Гондо | основное место действия - гостиная в доме Гондо | скриншот из фильма

Более того, его положение стало возможно благодаря его жене Рэйко (в исполнении Кёко Кагава), её приданое помогло ему в своё время подняться. Потому, когда приходит время принимать решения, он не может опираться только на себя, её мнение он тоже должен учитывать (и не только её). Словом, ситуация для Гондо в итоге складывается так, что он оказывается загнанным в угол. Визуально это выражается через действие, которое в первой части развивается в гостиной дома семьи Гондо, окна в которой в основном закрыты шторами.

Вторая часть посвящена поиску похитителя и знакомству с самим похитителем. Инспектор Токура, узнав, какую сумму тот запросил, предположил, что у него может быть психическое расстройство. Сложно спорить, его психика сломана, или сильно ранена – глубина травмы визуально поддерживается уродливым шрамом на руке похитителя.

похититель (в исполнении Цутому Ямадзаки) смотрит на дом мистера Гондо из своей лачуги | скриншот из фильма
похититель (в исполнении Цутому Ямадзаки) смотрит на дом мистера Гондо из своей лачуги | скриншот из фильма

Мир похитителя состоит из больных людей (то есть пациентов клиники, где он работает), наркоманов и четырёх стен жалкой комнатушки, где или слишком жарко, или слишком холодно, и всегда темно. Свет он видит из окна, а в окне на холме возвышается дом Гондо, он раздражающе сияет в солнечном свете. Он действует ему на нервы – как будто смотрит сверху вниз, словно это сам мистер Гондо. Для похитителя Гондо – это представитель элиты, обитатель рая, который не знает, что такое ад.

Похититель уверен, что только ему известно, что такое худшие условия в жизни. Он не воспринимает Гондо человеком, это что-то неодушевлённое и ненавистное, что нужно разрушить. Ведь жизнь похитителя абсолютно нездорова – клиника, наркоманы и шрам являются символами, обозначающими это состояние.

Третья часть – самая маленькая по хронометражу, но очень объёмная по смыслу и потрясающе оформлена с художественной точки зрения. На тот момент, когда я составляла подборку своих любимых концовок фильмов, я ещё не видела “Рая и ада” Куросавы, но теперь и этот фильм прочно войдёт в неё. Мистер Гондо и похититель оказались лицом к лицу друг с другом.

Их разделяют металлическая сетка и стекло, в котором они оба отражаются, намекая на то, что человеческая натура двойственна и в ней есть тёмные и светлые стороны, рай и ад, тяга к созиданию и разрушению, логика и проступки. По сути, они оба остались в углу – это выражается через стены, которые их окружают.

скриншот из фильма "Рай и ад"
скриншот из фильма "Рай и ад"

Отражения в стекле символизируют призрачность их стремлений. Похититель хотел сделать счастливого человека несчастным в отместку за свою ужасную жизнь, Гондо хотел получить больше, чем у него уже было. Причём оба этих человека совершенно не связаны, это злая ирония свела их.

Но в итоге им обоим пришлось упасть. Похититель считал, что ему самому ниже упасть не удастся – он “успокоил” себя тем, что он бы испугался именно рая, потому что вся жизнь его была адом; но Гондо оказался в точке, из которой ему уже приходилось выбираться, но в отличие от преступника он рая не боялся, он будет по нему сильно скучать.

Понятия “рай” и “ад” в этой финальной сцене приобрели зловещее звучание. Возможно, Гондо незаслуженно должен будет жить в аду, даже если ему удастся добиться успеха на новом месте работы в более скромной обувной компании, а похитителю это будет уже не важно. По крайней мере, он единственный, кто добился желаемого.

Каким в целом получился фильм

Любопытно то, что фильм соединил в себе и развлекательную сторону (расследование тут интересное, сопровождающееся интересными комментариями инспектора Токуры), и философскую (понятие добра и зла; хорошего и плохого), и социальную (неравенство и качество против количества).

Причём философская и социальная стороны пересекаются. Похититель ненавидел мистера Гондо как представителя капиталистического класса, куда он сам не мог попасть. И хотел нанести удар по этому классу, выбрав именно Гондо. Просто кого-то, кто, по его мнению, счастлив в своём воздушном замке.

Но мистер Гондо не заслужил такого удара. Он сам выбрался из нищеты и, по сути, был “союзником” похитителя. Он долго и трудно добивался своего положения, в настоящее время он выступал против упадка своего ремесла и деградации общества, он не хотел наводнять магазины дешёвыми туфлями. Только похититель так глубоко ушёл в свои страдания, что вместо того, чтобы усердно трудиться в клинике, пытаясь продвинуться по карьерной лестнице, он, движимый обидой и гневом на социальное неравенство, стремительно шёл ниже и ниже. И, можно сказать, нанёс удар по своим же.

Символически мистер Гондо – это трудолюбие, стремление к успеху, пробивающееся через непонимание и нежелание держать марку качества выше количества; а похититель символически – это препятствие в лице членов совета директоров, которые предпочитают делать лёгкие деньги, отвергают уважение к другим, что ведёт к социальному упадку и предательству ради достижения своих целей.

Мистер Гондо задаёт главный вопрос: “А почему мы должны друг друга ненавидеть?” В этой сцене он обращается к похитителю, но вопрос, на самом деле, выходит и за рамки сюжета, он актуален как никогда и сейчас. Действительно, почему.