В физике время считается одной из четырёх фундаментальных координат, наравне с тремя пространственными. Оно односторонне, необратимо и всегда ведёт любую систему к росту энтропии.
В ряде проектов время ведёт к другому эффекту: росту числа пресс-релизов, замене названий и постепенному исчезновению самого изначального замысла. Помимо этого, с точки зрения классической механики, если объект не меняет своего положения в пространстве с течением времени, он считается неподвижным.
По этой логике, сегодня мы поговорим о в весьма стабильной системе ракетостроительной мысли — ракете «Союз-5», пуск которой, внезапно, запланирован на конец 2025 года.
«Союз-5» является одним из самых современных ракетостроительных проектов отечественной космонавтики, ведь, по сути, это переосмысление одного из лучших носителей своего времени — Ракеты «Зенит».
История эта началась чуть более полувека назад. В 1970-м стало очевидно, что новые советские аппараты «Целина» излишне тяжёлые для развертывания их при помощи ракет «Восток-2М» и «Циклон-3», а пусков для развертывания и пополнения группировки нужно было много.
Как итог, 1976 год был отмечен постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «О создании универсального космического ракетного комплекса 11К77 „Зенит"», а чуть позже проектируемое изделие получило всё большую унификацию с боковым разгонным блоком сверхтяжёлой ракеты «Энергия», что в организационно-техническом плане можно назвать вполне оправданным шагом.
Главной изюминкой, можно сказать, сердцем проекта «Зенит» стал беспрецедентно мощный двигатель РД-171. Разработка его шла тяжело — достаточно сказать, что в ходе огневых испытаний в 1982 году был полностью разрушен огневой стенд. Однако Валентину Глушко удалось создать уникальный образец с тягой 720 т.с. и при этом отойти от гептила в сторону куда более экологичного керосина и кислорода.
На вторую ступень ставился керосиновый РД-120 — достаточно прорывной двигатель, также созданный на Энергомаше и имеющий тягу в 85 т.с. Увы, несмотря на всю инновационность, именно данный агрегат стал причиной неудачи в первом старте «Зенит-2», который прошёл спустя 9 лет с момента принятия решения о создании комплекса. Банальная причина — засорился фильтр керосина, установленный на второй ступени.
К слову, ракета так и не смогла выйти на удовлетворительную надёжность: из 13 пусков в СССР успешно прошли лишь 10.
В «новое время» ракету также преследовали неудачи, но здесь стоит сказать, что на доведение до ума изделия не было ни денег, ни ресурсов, да и особого желания. В 90-е «Зенит» был выбран как основа для «Морского старта» — и неспроста. Дело в заделе. Помимо уникальной двигательной установки первой ступени, «Зенит» ещё и имел предельно автоматизированную подготовку к старту.
Увы, не срослось. В 2014 году полёты на «Зените» стали невозможными, и было принято волевое решение, сохранив задел, создать обновлённую и потяжелевшую версию, назвав её «Союз-5».
Условно, идея была правильной и понятной: давайте возьмём великолепный двигатель РД-171 на первую ступень, а на вторую — не менее великолепный РД-0124. Делов-то тут на раз-два, ведь все знают, что самое сложное в ракетной технике — это двигатель.
Но скоро сказка сказывается, да долго дело делается. Ирония событий в том, что модернизацию «Зенита» делали дольше, чем сам «Зенит». Так, от 1976-го, когда было принято решение, и до 1985 года прошло 9 лет. И за эти годы были проведены огневые испытания, с нуля созданы стенды, площадки и два первоклассных двигателя. В 2014-м всё это добро уже имелось в наличии, но в итоге дело так и не пошло.
Одна из главных причин — у отрасли как-то не получилось не столько с самой ракетой, сколько с планом развития отрасли как таковой. Объясню на пальцах. «Зенит» — ракета среднего класса, которая вплотную выходит в класс тяжёлый, т.к. способна тягать на низкую орбиту (НОО) до 17 тонн.
Парадокс в том, что с 1990-х годов отрасль тянет на своём горбу другой проект — РН «Ангара», которая изначально создавалась модульной. То есть, помимо тяжёлого изделия с 5 универсально-разгонными блоками (УРМ), стратегией была предусмотрена «Ангара» на 3 УРМ, способная выводить на НОО 15 тонн. В перспективе те самые УРМ должны были делать как горячие пирожки, а на их базе уже стыковались бы ракеты по потребности — от лёгкого до сверхтяжёлого класса.
В итоге свет увидели лишь «Ангара» с одним УРМ и тяжёлый вариант на 5 разгонных блоков. А почему? Потому что место средней «Ангары» занял «Союз-5». Получилась вполне себе интересная ситуация, которая описывается простой русской фразой: «ни себе ни людям» — когда худенький рынок и серия под одну модульную ракету вроде бы как и образуется, а вот под два изделия — уже никак.
Не помогло и грядущее развитие низкоорбитальных спутниковых группировок. Если 4 года назад стало очевидно, что вопрос выживания кроется в развертывании сотен аппаратов космической связи и дистанционного зондирования земной поверхности, то сегодня очевидно, что выбор был сделан в пользу отсутствия такого развития, а точнее — по формуле «авось пронесёт».
Как итог, такая группировка есть у США, активно развивается в ЕС и Китае, но в РФ отсутствует как класс. Российские миллиардеры по-прежнему предпочитают вкладывать деньги в иностранные активы, а лидеры рынка в лице «1440» и «Спутникс» запускают либо малые аппараты, либо демонстраторы.
В таких условиях в целом довольно неплохая ракета оказалась, как бы так сказать, без работы.
Хотя, в целом, даже по мировым меркам «Союз-5» продолжает оставаться весьма неплохой ракетой средне-тяжёлого класса, которая, если и уступает Falcon 9, то незначительно и является вполне годным инструментом для развертывания низкоорбитальных спутниковых группировок, если таковые в РФ когда-либо появятся.
Из плюсов можно выделить двухступенчатую конструкцию, единую топливную пару, высокую автоматизацию подготовки к старту, а также высокие показатели массового совершенства в сравнении с мировыми аналогами. Процесс производства также претерпел изменения: так, часть элементов двигателей печатается при помощи аддитивной печати, а для сварки топливных баков используется трение с перемешиванием — что для российской космонавтики в новинку.
Таким образом, с появлением «Союз-5» у российской космонавтики появится новый инструмент, пригодный для развертывания большого количества космических аппаратов на орбите.
Хороший вопрос — удастся ли побороть низкую надёжность «Зенитов». Но и Falcon 9 тоже не сразу стал самой безопасной ракетой в истории.
Кроме того, если у нового руководства госкорпорации получится реализовать запуск в срок — до конца 2025 года, — это будет говорить о том, что свой первый экзамен они выдержали. Будем держать за них кулаки, ибо люди приходят и уходят, а стране в грядущие времена правды придется догонять большой пласт упущенного.