Немногие артисты могли сохранить физическое и ментальное здоровье в авангарде безумных рок-гонок 1970-х. Оззи Осборн, несомненно, принадлежал к такой породе выживальщиков. Он не играл рок-н-ролл, но БЫЛ рок-н-роллом. И он же стал ведущим голосом хэви-метала. Когда Оззи собрал весь свой ужас, чтобы спеть «Что это стоит передо мной?» в 1970 году, это стало образцом для сотен последователей.
Когда в 1979 году Black Sabbath уволили Оззи, никто не мог предугадать его последующий сольный взлёт. Под опекой Шэрон Арден, которая сначала стала его менеджером, а затем и женой, рокер-скандалист, опутанный зависимостями, превзошёл свой успех в Black Sabbath, став мировой суперзвездой.
Отчасти триумф был связан с яркой личностью Оззи и его талантом попадать в неприятности. Однако без отменных песен все эти поедания летучих мышей ничего бы не значили. Вспомним, что подарил нам Оззи — и ещё раз поблагодарим его. Как ни жаль, но приходится прощаться!
«Crazy Train» (1980)
После увольнения из Black Sabbath Оззи Осборн полагал, что его звездный час уже позади. И его опасения вовсе не были беспочвенны. Но случайная встреча с гитаристом-виртуозом Рэнди Роудсом придала карьере Оззи мощное второе дыхание.
Первый сольный сингл Оззи «Crazy Train» остаётся одним из самых узнаваемых и любимых гимнов хэви-метала. Абсолютно все в нем культовое: от маниакального хохота Оззи до басовой партии Боба Дэйсли, грохочущего ритма Ли Керслейка, напоминающего поезд, и, конечно, риффа Рэнди Роудса.
Хотя «Crazy Train» не такой уж мрачный по сравнению с шедеврами Black Sabbath, песня всё же затрагивает темы политических беспорядков и паранойи холодной войны.
«Mr Crowley» (1980)
Хотя Оззи в своём сольном дебютном альбоме «Blizzard Of Ozz» перешёл к более прямолинейному тяжмету, он не отвернулся от тем хоррора и оккультизма, которые были так важны для Black Sabbath. Свой второй сольный сингл он назвал «Мистер Кроули»: «Я прочитал несколько книг об Алистере Кроули. Пока мы записывали альбом, в студии валялась колода карт Таро, которую он нарисовал. Что ж, одно потянуло за собой другое, и родилась песня».
Вдохновлённый знаменитым английским оккультистом, это не самый быстрый и тяжёлый трек, когда-либо написанный Оззи, но один из самых мощных — от органного вступления Дона Эйри до финала, который часто называют одним из лучших в истории роке.
«Diary of a Madman» (1981)
Оззи Осборн всегда описывал партнёрство с Рэнди Роудсом как одно из самых значительных в его жизни. Вдвоём они начали работу над готической картиной безумия «Diary of a Madman», когда ещё делили одну лондонскую квартиру. Однажды Оззи зашёл в комнату и спросил, что играет гитарист. Тот ответил, что Моцарта. «Хорошо, мы стырим это», — заявил Осборн. «Мы не можем стырить у Моцарта», — парировал Роудс.
Басист Боб Дэйсли написал несколько слов, размышляя о нервном срыве, который у него был в 16 лет, а Оззи превратил слова в крик. К тому времени, как «Дневник безумца» был закончен, от Моцарта практически ничего не осталось. Хоры и струнные добавили театральности, а Рэнди Роудс получил возможность играть как можно более грандиозно, дрейфуя между хрупкой мечтательностью и рычащими, искажёнными риффами.
«Flying High Again» (1981)
Оззи был на пути к тому, чтобы стать одной из крупнейших звёзд хэви-метала 1980-х, но с песней «Flying High Again» он вместе с группой совершил путешествие на десятилетие назад. Сочный, тягучий рифф легко мог быть взят из классических рок-гимнов 1970-х.
Возможно, триумфальное настроение песни отражает чувства самого Оззи после успешного запуска сольной карьеры, когда он преодолел кризис и вознёсся ещё выше. Впрочем, здесь же чувствуется и прославление собственный демонов: «Вы не можете видеть то, что видят мои глаза, / И вы не можете оказаться внутри меня… Снова летать высоко!»
«Bark At The Moon» (1983)
Пулемётный рифф на старте. Маниакальный смех. И клип о существе, похожем на оборотня, которое возвращается из мёртвых, чтобы терроризировать город. Задействовав талантливого гримера Рика Бейкера, который только что закончил работу над «Триллером» Майкла Джексона, Оззи в роли клыкастого безумца изо всех сил постарался напугать поколение MTV. И это сработало.
Когда Оззи начал работу над альбомом «Bark at the Moon», ему пришлось начинать с нуля без любимого гитариста рядом. Рэнди Роудс погиб в инциденте с самолётом годом ранее. Практически невыполнимую задачу заменить его взял на себя Джейк И Ли.
«Shot In The Dark» (1986)
Альбом «The Ultimate Sin» подвергся шквалу критики. Главный сингл с него был отполирован до блеска, но не без доли фирменной макабрической мрачности. Нужно лишь отвлечься от блестящей блузки с подплечниками, в которую Оззи облачился в клипе: «Я так смеюсь каждый раз, когда вижу клип на эту песню. Я похож на водителя грузовика с татуировками в платье, расшитом блёстками».
Песня «Shot In The Dark» была написана басистом Филом Сауссаном для его бывшей группы Wildlife. Но благодаря харизме Оззи она стала настоящим хитом и попала в поп-чарт Billboard.
«Close My Eyes Forever» (1988)
Первым концертом в жизни гитаристки Литы Форд стало выступление Black Sabbath в 1971 году, когда ей было 13 лет. Почти два десятилетия спустя, уже будучи в составе группы The Runaways, она начала импровизировать и тусоваться с вокалистом Black Sabbath и его женой в своём новом доме: «Там была небольшая комната с гитарой и клавишными. Мы начали дурачиться, петь и играть, и в итоге написали "Close My Eyes Forever". Следующее, что я помню, — это восход солнца. Я посмотрела на него и подумала: "Ой-ой, у нас проблемы". Шэрон ждала нас всю ночь. …Зато потом у нас появился этот хит».
Это был единственный раз, когда Оззи Осборн попал в топ-10 американского чарта синглов. В балладе о мучительном любовном романе голоса участников идеально сочетаются: Осборн берёт высокие ноты, а Лита Форд предпочитает хрипловатый нижний регистр.
«Hellraiser» (1991)
Если бы пришлось выбирать двух главных рок-н-ролльных восставших из ада, то это, вероятно, были бы Иэн Фрейзер «Лемми» Килминстер и Джон «Оззи» Осборн. Сойдясь во времени и пространстве, они написали эту песню вместе с гитаристом Заком Уайлдом. И Оззи, и Motörhead записали свои версии. Кто лучше — это уже другой вопрос, но, исходя из их дуэта, это был бы тяжёлый, насыщенный риффами кусок первобытного, драйвового рок-н-ролла.
«No More Tears» (1991)
Девяностые были временем испытаний практически для всех метал-групп прошлых десятилетий. Такие тяжеловесы, как Iron Maiden, Judas Priest и даже Black Sabbath, просто не знали, как адаптироваться к эпохе гранжа. Оззи Осборн был чуть ли не единственным исключением. Он начал десятилетие с «No More Tears» — своего второго сотрудничества с гитаристом Заком Уайлдом.
Заглавный трек родился из джем-сейшена, который разросся до шестиминутного многочастного эпического произведения, которое можно было бы назвать прог-металом. Песня о серийном убийце с её парящими синтезаторами и постепенно нарастающим гитарным звучанием стала более многослойной и вдумчивой. Вступительный рифф написал басист Майк Айнес, хотя Айнес в окончательном варианте сыграл не он.
«Mama, I'm Coming Home» (1991)
Начало 1990-х стало для Оззи Осборна временем перемен. Вновь обретя форму и трезвый взгляд, певец осознал опасность постоянных гастролей не только для здоровья, но и для стабильности своей семьи. Он даже решил объявить о завершении карьеры, посвятив себя домашним радостям.
Удивительно, но текст песни «Mama, I'm Coming Home» написал не Оззи, а Лемми: «Все думают, что она о моей матери. Но это не так. Я называю свою жену Шэрон мамой… У меня возникла эта идея, и Лемми написал текст примерно за три часа». Результатом стала эмоциональная, проникновенная баллада — бессмертный гимн тоске по дому и привязанности.
«Dreamer» (2001)
Порой Оззи мог дать волю нежности, позитиву и надежде. Благодаря фортепианной партии и богатой оркестровке в песне «Dreamer» он воплотил в жизнь свои фантазию о том, чтобы стать участником своей любимой группы «Битлз»: «Говорят, "Dreamer" похожа на "Imagine", и я воспринимаю это как комплимент».
В этой балладе Оззи поёт о судьбе окружающей среды и о своей надежде на будущее, подходя к сентиментальному припеву: «Я просто мечтатель, / Я мечтаю всю свою жизнь, / Я просто мечтатель, / Который мечтает о лучших днях».
«Ordinary Man» (2020)
Заглавный трек двенадцатого сольного альбома Оззи Осборна поддерживает ностальгическую волну, будя воспоминания о прошлом со смесью благодарности и меланхолии: «Не забывай меня, когда гаснут краски, / Когда гаснет свет, сцена остаётся пустой».
Продюсер Эндрю Уотт придал песне атрибуты олдскульного поп-шоу: струнные и хоровой вокал, записанные в студии Abbey Road, гитарное соло Слэша и даже гостевой куплет сэра Элтона Джона, который также играет на фортепиано.
«Patient Number 9» (2022)
Последний альбом вернул Оззи к знакомой теме ментальных отклонений, заставив его сыграть роль запертого в психиатрической больнице героя, который заявляет: «Я не выберусь отсюда живым!» В записи участвовали звёздные музыканты и соавторы: Джефф Бек (это одна из последних записей гитариста), басист Metallica Роберт Трухильо, барабанщик Red Hot Chili Peppers Чад Смит.
«Пациент номер 9» представляет Оззи одновременно и как задумчивую икону металла, и как неутомимого мастера рассказов-ужастиков, коим он и остался до последних дней.
Спасибо за всё, Оззи! Ты был и останешься легендой.