Что стало с вестготами после их поражения в битве при Гвадалете?
После битвы при Гвадалете 19 июля 711 года королевство вестготов было на грани исчезновения. В ходе этой битвы погиб их король — Родерих, а Тарик ибн Зияд, предводитель арабского войска, после победы в сражении направился на север и захватил Кордову, а затем и столицу Толедо. Его армия не встречала никакого сопротивления, несмотря на то, что она была малочисленной. А уже в 712 году Муса ибн Нусайр, высадившись на территории Испании с войском примерно в 18 тысяч человек, продолжил захват Пиренейского полуострова. Под контролем арабов была уже весомая его часть (см. карту ниже).
Ещё до битвы вестготы вообще расслабились — причин проводить военные сборы особо не было, так как в силу географического положения королевства им было достаточно подавлять восстания басков, что проходило успешно, и следить за северо-восточными границами Пиренейского полуострова. Очевидно, что после битвы при Гвадалете сил для успешного сопротивления арабам и последующего выдворения их домой у вестготов уже не было.
- Арабы, захватив большую часть Пиренейского полуострова, если верить источникам, не стали бесчинствовать. Все церкви были сохранены, у местных жителей никто не отбирал имущество.
- Принимать ислам христиан также никто не заставлял, однако каждый христианин был вместо этого обязан платить налог — джизью (исключением были женщины и дети).
- Часть христиан, принявших ислам, была освобождена от налога, что было невыгодно захватчикам.
- Полуостров стали заселять арабы и берберы, прибывавшие из Сирии и Аравии
Оставшиеся вестготы, не пожелавшие оставаться на захваченных арабами территориях, ушли на территории северной части Пиренейского полуострова и продолжили партизанскую войну с захватчиками. Этот регион был труднодоступным, так как находился в горной местности, что было на руку вестготам.
Там-то и появилось в 718 году первое государство христиан на Пиренейском полуострове — Астурия (ранее была провинцией), которой правил с 718 по 737 годы знатный аристократ из вестготов по имени Пелайо. Астурия стала первым очагом сопротивления арабам на Пиренейском полуострове.
Первое восстание против арабов Пелайо организовал в 718 году. Людей на тот момент у него было немного, восстание было подавлено, а сам Пелайо был взят в плен, из которого ему удалось сбежать (я не нашёл информации о том, как именно). Есть версия, что одной из главных причин первого восстания было похищение его сестры губернатором Мунузой, который взял её себе в жены.
В 721 году большой отряд арабов под предводительством Алькамы захватил большую часть Астурии. Пелайо вместе с несколькими сотнями людей были вынуждены скрываться среди горных перевалов, где продолжили вести партизанскую войну с арабами.
В 722 году Алькама получил от Мунузы приказ о захвате Пелайо. Пелайо со своим отрядом укрылся в ущелье неподалёку от поселения Ковадонга, находящегося вблизи гор Пикос-де-Европа.
Когда Алькама со своими силами вошёл в ущелье, часть людей Пелайо располагалась на склонах ущелья, другая часть, представляя из себя небольшой отряд, вместе с Пелайо укрылась в пещере, где их никто не мог увидеть.
Предположительно, численность отряда Алькамы составляла около 1000–1200 человек. Силы Пелайо составляли около 300 человек.
Когда арабы начали обстреливать астурийцев и вошли в самую узкую часть ущелья, астурийцы стали сбрасывать на них в ответ камни и деревья, с которых предварительно были срублены ветви. В тот же момент арабов атаковал отряд Пелайо, который укрывался в пещере. Если отбросить мифологизированную часть описания этой битвы, она завершилась тем, что оставшиеся арабы впали в панику и обратились в бегство, после чего их преследовали астурийцы.
Для всего Пиренейского полуострова эта битва не имела особого значения и вряд ли как-либо повлияла на обстановку для христиан и мусульман, населявших полуостров на тот период в целом.
Но для христиан победа в этой битве представляла большую значимость, воодушевив продолжать борьбу с захватчиками. Вскоре после битвы в Кангас-де-Онис, столицу Астурии, стало прибывать множество христиан, что значительно укрепляло королевство.