В начале июля из неофициальных источников стало известно, что в РЖД начали борьбу с ухищрением, на которое шли пассажиры, чтобы ехать в купе в одиночку. Речь идет о выкупе мест на виртуальных детей. Перевозчик ФПК на днях официально подтвердил, что такие места будут возвращаться в продажу.
Пассажиры выкупали всё купе, оформляя билеты на «несуществующих» детей, чтобы ехать в одиночку или вдвоём – без попутчиков.
16 июля ФПК дала официальный ответ – правда, в весьма неожиданной форме. В последнем абзаце поста про закупку вагонов с детскими в купе компания мимоходом подтвердила, что с 10 июля действительно начала возвращать в продажу места, купленные по детским льготным тарифам, если они не заняты.
Вот как звучит официальная формулировка:
«Согласно пункту 92 Правил перевозок, дополнительные места в купе без занятия их другими пассажирами необходимо оплачивать по полному тарифу. За льготные билеты, оформленные на детей, но фактически не занятые ими, будет предложено доплатить до стоимости по полному тарифу или они будут возвращены в продажу».
В чем уловка
Механизм, о котором идёт речь, давно известен постоянным пассажирам: хочешь ехать один в купе – выкупай оставшиеся места. Но чтобы сэкономить, некоторые пассажиры оформляли билеты по детским тарифам. Например, два взрослых и два «детских» билета – и всё купе в распоряжении.
Иногда «детей» указывали реальных – но не собирались брать их с собой. Иногда – вообще случайные имена и даты рождения. Система пропускала – проводник не проверял – пассажир получал комфортное купе за меньшие деньги. Но теперь этот лайфхак больше не работает.
С одной стороны, всё звучит логично. Хочешь ехать в одиночестве – плати по полному тарифу. Но на практике возникает множество спорных моментов. Один из них – юридическая нестыковка. По правилам, пассажир (в том числе ребёнок) может сесть на поезд на любой станции по маршруту. То есть билет действителен, даже если человек не сел в начале.
И вот представим: семья с ребёнком едут к морю, взрослый сел в Москве, ребёнок – позже, в Воронеже. А проводник, не дождавшись никого, продаёт место другим. Что тогда?
На этот случай в ФПК сделали оговорку: если пассажир всё же появляется позже, начальник поезда обязан предоставить ему аналогичное место. Но как это будет реализовано на практике – неясно. Пустое купе может уже оказаться занято другими пассажирами.
Комментаторы в нашем телеграм-канале уже вовсю обсуждают возможные конфликты:
«Что они сделают, если ребёнок действительно подсядет в Воронеже? Поселят к чужим?» – задаётся вопросом пользователь под ником *N D*.
Что говорят пассажиры
Мнения о нововведении разделились. Одни возмущаются, что компания «накрыла» привычный способ ехать в комфорте. Другие защищают идею: мол, хитрость – это обман, и места нужно освобождать для тех, кто действительно едет.
«Так и покупайте ребёнку с фактической станции отправления. Если слишком много хитрых будет в пиковый сезон, никаких баз запаса не хватит», – пишет Алексей.
«На южные направления всё разбирают в первые 5 минут. И разница в открытии продаж от начальной и промежуточной станции может быть в сутки. За эти сутки билеты уже не найти. А если и есть, то в другом купе. Как ехать с ребёнком, если он не будет с тобой?» – отвечает другой пользователь.
«Они решили проблему доходов, а создали себе проблему с судами и конфликтами. Интересно будет на всё это посмотреть в сезон», – отмечает Мария.
Другой подписчик обращает внимание: если едет один подросток и родители ему выкупили все купе, то билеты для него на свободные полки по взрослому тарифу выкупить просто невозможно: система автоматически применяет скидку по возрасту. Выходит, уже нужно придумывать виртуальных взрослых.
Отзывы пассажиров
Наши подписчики отмечают, что система начала работать, но срабатывает не всегда.
«Поезд Тольятти – Москва. Старший по поезду реально прикопался, что не сел ребенок. Ребенок наш и реально не смог поехать по болезни. Или доплата, или билеты поступают в продажу. Мы не доплатили. Билеты аннулировали. Без выплаты», – пишет Руслан.
А другой пользователь путешествовал на поезде Орск – Москва. По его словам, к нему за сутки поездки никто не подошел, хотя мужчина ехал в купе один, а остальные места оформил на троих детей.
Лайфхак, судя по всему, будет работать на коротких ночных маршрутах и вне загруженных периодов. Если поезд идет из Петербурга в Москву, то даже если детские билеты аннулируют, вероятность того, что на эти места кто-то успеет подсесть – минимальна. Другое дело, если речь идет о маршруте Москва – Владивосток. Там билеты наверняка выкупят заново, причем ни один раз и на разные участки пути – ведь поезд идет неделю после отправления с начальной станции.