Сумма компенсации жильцам Фарфоровского поста варьируется от 100 тыс. до 170 тысяч рублей за «квадрат». У большинства оценка оказалась в пределах 100 тыс. – 150 тысяч рублей за кв. м, сообщает «Деловой Петербург». Местные жители обеспокоены и уже заявили, что этих денег не хватит для покупки равнозначного жилья в новых домах. В июне 2025 года средняя цена в новостройках Петербурга составляла около 287 тыс. рублей за кв. м, а в ближайших пригородах Ленобласти — около 174 тысяч. Очевидно, что предложенной суммы недостаточно для приобретения квартиры сопоставимой площади и качества. Кроме стоимости жилья, собственникам положены дополнительные выплаты до 500 тыс. рублей: 214 тысяч рублей на услуги риэлтора, 193 тыс. — на аренду квартиры на время поиска нового жилья и ещё 90 тысяч — на переезд. Впрочем, по словам некоторых экспертов, компенсация все же соответствует рыночным ценам именно для этой локации. Фарфоровский пост удален от станций метро и граничит с железной дорогой, что снижает стоимость жилья по сравнению с другими районами. У жильцов есть 45 дней, чтобы подписать отчет об оценке. Если согласие не будет получено в указанный срок, Росжелдор намерен обращаться в суд, чтобы запустить процесс принудительного выселения. Напомним, проект высокоскоростной магистрали давно вызывает споры в Петербурге. Несмотря на то, что изъятие участков уже началось, у горожан до сих пор нет точного понимания, какие дома и земли попадут под снос: документы и планы корректируются почти в реальном времени. Отдельно обсуждается и вопрос сохранения исторических построек Фарфоровского поста. По оценкам экспертов, перемещение одного здания может обойтись в сумму от 70 млн до 150 млн рублей в зависимости от состояния и особенностей конструкции. Проект ВСМ обещает стать важнейшим транспортным коридором между двумя столицами, но для жителей Фарфоровского поста это означает непростую переоценку своей жизни, поиск нового жилья и спор с государством о справедливой цене за квадратный метр. Мнение эксперта Алина Радова, младший юрист консалтинговой группы VERSUS: — Реализация крупных инфраструктурных проектов зачастую влечет необходимость изъятия недвижимости из частной собственности. Создание ВСМ не стало исключением: чтобы ускорить путь от Петербурга до Москвы, некоторые петербуржцы вынуждены будут пожертвовать собственным жильем. Естественно, им полагается денежная компенсация, которая рассчитывается профессиональным оценщиком в соответствии с федеральными стандартами. Однако на практике ее недостаточно, чтобы приобрести сопоставимое жилье ни в Петербурге, ни в Ленинградской области. Предоставление же равнозначного жилья возможно только при согласии девелопера, что происходит довольно редко, а к неожиданному для себя переезду в Ленобласть готовы будут далеко не все. С аналогичной проблемой часто сталкиваются и в других регионах, в том числе при реализации проектов по комплексному развитию территории. Суды же не пересматривают результаты оценки, если эксперт не нарушал требования к ее проведению и включил в размер возмещения все необходимые пункты. По нашим подсчетам, вероятность повысить ее размер на 20% и более процентов крайне мала. Почему так получается? Как правило, под редевелопмент выбирают районы, в которых стоимость недвижимости изначально ниже среднерыночной. Оценка производится на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии жилья. Такой подход принят в защиту собственника, поскольку после опубликования решения рыночная стоимость недвижимости существенно снизится. Но даже так этой меры недостаточно, чтобы решить проблему. Полагаем, в таких случаях целесообразно ввести государственные меры поддержки – предоставить бывшим собственникам льготную ипотеку на новое жилье в той части, в которой им недостаточно средств на приобретение равнозначной недвижимости.
Озвучены компенсации жильцам Фарфоровского поста из-за строительства новой ВСМ
15 июля15 июл
3 мин