Если честно, я не помню, зачем я в очередной раз явился в закулисье Мариинского театра. В одном из коридоров мне повстречалась Вероника Парт – молодая балерина, с которой я видел несколько спектаклей. Я представился и попросил об интервью, она сказала, что знает обо мне благодаря тому, что я взял интервью у её подруги по труппе Софьи Гумеровой, мы пошли в буфет для артистов и очень мило побеседовали. А через несколько лет Вероника уехала танцевать в США, где и осталась. Вроде бы она и сейчас в Америке – преподаёт.
Примечание от 15 июля 2025 года
Видеть Веронику Парт на сцене – радость. Красивая, стройная, пластичная. А в общении обаятельная, умная, искренняя. Ей всего 20 лет, но балетные критики все чаще называют её восходящей звездой мариинского балета.
– Недавно вы танцевали партию Раймонды. За сердце Раймонды борются восточный властелин Абдырахман и западный рыцарь Жан де Бриен. Раймонда выбирает последнего. Вы бы на её месте кого выбрали?
– Я бы выбрала Жана де Бриена. Потому что так же, как и Раймонда, живу пока в мире фантазий – мечтаю о сказочном рыцаре на белом коне и стараюсь оградить себя от страстей, бушующих вокруг.
– Зато Абдырахман очень темпераментный, страстный мужчина...
– Некоторые говорят, что Раймонда – слишком холодна. Думаю, что ей просто непривычна та страстная напористость, с которой Абдырахман пытается завоевать её сердце. Юной и романтичной Раймонде гораздо приятнее пребывать в мире собственных грёз, чем быть похищенной необузданным человеком.
– Вы танцуете партию Одетты–Одиллии. Чей характер легче передать: белого лебедя или чёрного?
– Одиллии, так как в каждом человеке есть некая чертовщинка. Образ Одетты более тонкий. Одетта – заколдованная девушка, которая чем дальше, тем больше влюбляется в Зигфрида, становится всё более нежной и мягкой. Вот и балерина должна постепенно раскрываться в этой партии. Я бы очень хотела передавать этот образ так, как я его себе представляю.
– А что снится балерине Веронике Парт?
– Однажды мне приснилось, что меня поставили танцевать в "Корсаре", сказав мне об этом за несколько часов до спектакля. Я не готова. Мучительно вспоминаю во сне партию. И вот я на сцене в костюме и гриме. Часть движений помню наизусть ещё со школы, остальные начинаю придумывать. Такой вот кошмар.
– Традиционный вопрос: почему ваши родители отдали вас в балетное училище?
– С раннего детства я очень любила танцевать. Дома была детская пластинка «Лебединое озеро». Я танцевала под неё до полного изнеможения. Папа говорит, что я выходила из своей комнаты вся мокрая. В итоге родители решили отдать меня в балетное училище. И были весьма удивлены, когда я им заявила, что не хочу туда поступать. Видимо, моя мечта стать балериной казалась мне недостижимой. К моему удивлению и радости, я с лёгкостью прошла все три тура. И меня приняли. Я очень благодарна своим педагогам. Только сейчас понимаю, что ни в какой другой профессии я бы себя не нашла.
– Своего ребёнка вы бы отдали в балетное училище?
– Балет – очень тяжёлый труд для всех без исключения, независимо от способностей. Чтобы в балете чего-то добиться, нужно многим жертвовать. Весь день проходит в театре. Свободного времени почти нет. Думаю, что своего ребёнка не отдам в балетное училище. И рада, что мой младший брат не пошёл по моим стопам.
– Балетный мир – довольно замкнутое пространство. Не хочется ли порой вырваться из него?
– Я научилась рисовать. Потом досконально изучила устройство швейной машинки и по журналам научилась шить. Умею вязать. Год назад сдала на водительские права, хочу купить автомобиль, чтобы было больше времени на отдых, так как живу довольно далеко от театра. Только вот тусоваться не люблю. Я на дискотеки не хожу, дружу только с балетными. Может быть, потому, что я оторвана от обычной жизни, с трудом общаюсь с людьми, которые не принадлежат к нашей среде.
– Как обстоят дела с поклонниками?
– На сегодняшний день для меня гораздо важнее мнения и оценки профессионалов. Конечно же, мне приятно, что среди публики есть люди, которым нравится, как я танцую. А количество цветов не так уж важно...
– А что вас не устраивает в людях, которые не связаны с балетом?
– Я не люблю, когда в общении возникают барьеры. Хочется, чтобы люди не смотрели на тебя как на нечто: «Ах! Балерина!» Хочется, чтобы люди понимали тебя и твои проблемы...
– Что читаете на досуге?
– Скажу честно: долгое время я не любила читать. Но однажды мне попалась на глаза «Лолита». Стала читать... И прочла с огромным удовольствием, настолько меня увлек язык, которым написана книга. Затем стала читать Карнеги. Читала внимательно и анализировала. В итоге пришла в полный восторг. У меня как будто глаза открылись! Увлеклась психологией. Прочла некоторые книги Фрейда. С большим интересом прочла «Братья Карамазовы» Достоевского.
– Что на сцене легче изобразить: любовь или ненависть?
– Ненависть. Ибо любовь более сложное чувство, чем ненависть. Это большое счастье и большие страдания одновременно. В этом смысле самая интересная партия – партия Никии в «Баядерке». С удовольствием станцевала бы её. Но пока не готова. Чтобы танцевать Никию, нужно многое пережить и понять. Станцевала бы и Гамзатти. По-человечески Гамзатти жаль. Ведь она чувствует, что Солор её не любит.
– Хотели бы станцевать Кармен?
– Нет. Она противна тем, что пользуется мужчинами, чтобы удовлетворить свои прихоти.
– Похоже, вам больше нравятся балеты со смысловой нагрузкой и чёткой сюжетной линией.
– Наш зритель привык задаваться вопросом: «Что они хотят этим сказать?» И начинает скучать, если не находит ответа. Западные репетиторы, которые ставили у нас балеты Баланчина, говорили нам: «Вы не думайте, что и зачем. Танцуйте – и всё». Но мы не можем танцевать, не задумываясь над тем, что и кого мы танцуем. Пусть нас ругают за это, но мы так воспитаны. Мы ищем смысл в любой партии. Когда мы репетировали «Аполлона», нам никто не объяснял сюжет. Тогда я сама разыскала текст, в котором сам Баланчин объясняет этот балет. Оказывается, музы учатся у Аполлона.
– Что значит для балерины партнёр?
– Одно удовольствие танцевать с надёжным партнером. В этом случае можно полностью сконцентрироваться на образе. Очень важно, чтобы между партнёрами шёл обмен энергиями. Часто, чтобы настроиться на спектакль, внушаю себе, что влюблена в своего партнёра: «Я люблю этого человека! Я люблю этого человека!»
Беседовал Дмитрий ЖВАНИЯ