Найти в Дзене
Переслегин

ЗАЯВЛЕНИЯ ТРАМПА И ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ ВОЙНЫ.

Давайте попробуем разобраться в заявлениях вокруг фронта и мирных договорённостей. Во-первых, интересно последнее заявление Трампа, но и перед ним были заявления Зеленского и других фигур. Одновременно немецкие издания пишут, что Россия собирается начать большое наступление во второй половине лета. Происходящее скорее показательно, чем просто интересно. Любопытно, как будут описывать эти события школьники лет через 40-50. Как известно, любой ученик 4-го класса легко подскажет Ганнибалу, как выиграть битву при Каннах. Ситуация очень похожая. Базовая проблема заключается в следующем. Мир необходим всем воюющим странам. Говоря "всем", я имею в виду не только Украину, для которой мир уже опоздал и в целом ей уже не очень необходим. Он необходим России, которая слишком много теряет сейчас в Закавказье и Центральной Азии. Слишком много образуется слабостей, и чем дольше идёт война, тем большее значение они будут играть. Мир необходим Евросоюзу, европейским странам, прежде всего, Германии, в

Давайте попробуем разобраться в заявлениях вокруг фронта и мирных договорённостей. Во-первых, интересно последнее заявление Трампа, но и перед ним были заявления Зеленского и других фигур. Одновременно немецкие издания пишут, что Россия собирается начать большое наступление во второй половине лета. Происходящее скорее показательно, чем просто интересно. Любопытно, как будут описывать эти события школьники лет через 40-50. Как известно, любой ученик 4-го класса легко подскажет Ганнибалу, как выиграть битву при Каннах. Ситуация очень похожая. Базовая проблема заключается в следующем. Мир необходим всем воюющим странам. Говоря "всем", я имею в виду не только Украину, для которой мир уже опоздал и в целом ей уже не очень необходим. Он необходим России, которая слишком много теряет сейчас в Закавказье и Центральной Азии. Слишком много образуется слабостей, и чем дольше идёт война, тем большее значение они будут играть. Мир необходим Евросоюзу, европейским странам, прежде всего, Германии, в меньшей степени, но вслед за ней Франции. Однако о Евросоюзе я скажу то же, что и об Украине: мир уже не очень необходим, поздно. Но пока они упорствуют. В наименьшей степени мир необходим Англии. Как ни странно, мир очень необходим США. Поскольку украинская проблема для них является вспомогательной, Трамп просто не может потратить слишком много времени на её решение.

Почему же Трамп делает такие яркие, громкие заявления? Первое, что мы понимаем: необходимость мира. Второе: солдаты на фронте со всех сторон конфликта, политические деятели, обозреватели – все хорошо понимают, что дело идёт к миру. Школьник, наверное, скажет: "Ну, все понимали, что нужен мир, но шла неделя за неделей, месяц за месяцем, люди продолжали погибать, экономика разрушаться, а мира не было". Именно в такой ситуации напряжения возникла старая легенда о том, что когда всё почти решено, нужно проявить волю, чтобы получить больше. Украина надеется, что наступление России сорвётся или что им удастся воздействием на российские тылы с помощью дальнобойного западного оружия сломить волю России. Как ни странно, проигравшая войну Украина всё ещё всерьёз рассчитывает на полную победу. На Крым она уже не рассчитывает, но на Донецк и Луганск – несомненно.

Ситуация России ровно такая же. Россия действительно ждёт большого наступления. Поскольку мобилизации не было, и большого превосходства в силах на фронте не будет, остаётся проблема, удастся ли достичь успеха с имеющимися силами. А их довольно много, учитывая, что проблему с дронами Россия в большей или меньшей степени решила. У неё сейчас преимущество на этом фронте, по крайней мере относительное. Удары по тылам противник отразить уже не может. Говоря о новом оружии: во-первых, оно придёт не сразу, во-вторых, его всё равно будет гораздо меньше, чем уже потеряно. У России есть шансы на успех этого наступления, но без мобилизации они не стопроцентны. Соответственно, есть риски, но Россия безусловно ждёт, что новый удар прорвёт последнюю оборонительную позицию Украины перед Славянском, Краматорском, и ситуация для неё резко улучшится.

У Европы нет другой стратегии. Самая большая проблема Европы заключается в том, что ни в 2022 г. (что понятно), ни в 2023 г. (что странно), ни в 2024 г. (что звучит неправдоподобно), ни сейчас (что уже гротеск) Запад не сформулировал стратегию действий на случай поражения Украины или достижения Россией своих целей. Буквально 2 недели назад начали появляться публикации на уровне: "Россия поплатится, мы организуем против неё гибридную войну, которую она никогда не видела". Это даже не смешно. Запад не готов к этой гибридной войне. Если он её начнёт, проблемы Запада будут гораздо тяжелее проблем России. Отсутствие стратегии у Европы я в какой-то мере понимаю. Для стратегии нужна консолидация, а её сейчас нет. Начиная войну (как говорил Шелленберг в "Семнадцати мгновениях весны": "В каком ящике вашего шкафа лежит альтернатива войне?"), этот вопрос нужно было продумать. Странно, что он не продуман.

Америка ожидает, что, постоянно меняя давление то на Россию и Путина, то на Украину и Зеленского, то на Англию, то на Европу, она в конце концов приведёт ситуацию к решению, которое для неё крайне нужно. Для Штатов быстрый мир сейчас более важен, чем для России, хотя для России он тоже очень важен по уже названным причинам. Что происходит сейчас? Демонстрируются чрезвычайно плохие отношения Путина и Трампа, взаимные нападки. Путин традиционно молчит, Трамп традиционно говорит. Это уже привычно. При этом в Малайзии Лавров и Рубио прекрасно переговариваются, говорят об Украине. По неофициальным данным, представленным в Интернете, в ответ на скандал со стороны Трампа Россия согласилась подвинуться: её новые мирные условия – это ЛНР, ДНР (Крым, как уже сказано, не обсуждается) в полном формате, а остальные территории (Херсон, Запорожье) по текущей линии фронта. При этом требование демилитаризации Украины и её внеблокового статуса остаётся в жёсткой форме. Участие в восстановлении Украины Россия тоже сохраняет. Это не очень сильное движение навстречу, но в ту сторону, в которую хотел Трамп, поэтому Рубио был доволен. Ещё раз подчёркиваю, информация не официальная, но она широко распространена в Интернете и довольно логична, поэтому, скорее всего, верна. Россия уже полуофициально заявила, что переговоры будут продолжены. Украина тоже говорит, что они будут продолжены.

Следующее давление Трампа будет направлено на Зеленского, которому обещана американская военная помощь из основного бюджета, которая сейчас Штатам абсолютно не нужна. Но не факт, что эта помощь будет реально отправлена. Будем ждать реакции. Не исключено, что в очередной раз пойдут разговоры о нелегитимности Зеленского (не с российской стороны) и о том, кто будет реально заключать мир. Вот это как раз то, что сейчас происходит – давление на все участвующие стороны.

Германия заявляла о том, что не просто поставит ракеты, но и организует завод по их производству на Украине, передаст технологии и мощности. Они уже, по-моему, отменили это заявление. Но сама Германия прекрасно понимает, что ничего этого делать не будет. Не потому, что не хочет, а потому, что не может: нет ни специалистов, ни мощностей. Украина находится под постоянным давлением, и место, где будут создавать завод, в процессе работы точно получит "Кинжал" со сдвигом сроков на неопределённую величину. Главное, времени на это нет ни у Украины, ни уже у Германии. Это всего лишь воздействие на Россию: "Вот мы сейчас это сделаем, и Америка нас поддержит", и разговоры о том, что нужно идти на мир, но хочется надавить на противника, вдруг он в последний момент снизит свои требования.

В этой же логике нужно рассматривать финское заявление. Для тех, кто не в курсе: это было смешно. Финны заявили, что нужно "идти ва-банк". Кто-то уже вежливо написал, что мы должны поддержать финских зелёных, которые говорят о том, что Финляндия должна быть чистой, зелёной, безуглеродной и безъядерной страной. Одновременно чуть ранее были заявления о необходимости открыть границу с Россией, то есть они противоречивы. Это и называется "пойти ва-банк". Не знаю, с чем Финляндия собирается пойти ва-банк. "Пойти вв-банк" – это сейчас объявить войну России. Для Финляндии это возможно, и они даже какое-то время будут иметь успехи, у Петербурга возникнут проблемы. Но что будет потом? НАТО немедленно дистанцируется от Финляндии и скажет, что к этому не имеет отношения. Разговоры об общей войне НАТО слишком опоздали, их можно не рассматривать.

Немного о Франции и звонке Макрона. Понять политику Макрона очень трудно, наверное, даже самому Макрону. Судя по его отношениям с женой, даже она не очень понимает его политику. Проблема в следующем. Макрон вроде бы собирается назначать досрочные выборы. Он заявляет, что Россия – его противник, что демилитаризация Украины – красная линия, на которую он не пойдёт. При этом реальное участие Франции – как боевой техникой, так и людьми – в боевых действиях на Украине минимально. Правда, во времена Майдана Франция активно участвовала, использовала войска Иностранного легиона. Некоторые утверждают, что столкновения, закончившиеся стрельбой по украинскому спецназу и протестующим, были спровоцированы именно ими. Но Иностранный легион формально не французская армия. Французская армия заявляет, что Россия – серьёзный противник, ставший ещё серьёзнее. Понять, чего хочет Макрон, я не могу. Уже ясно, что для него Украина – вопрос внутренней политики. Он пытается решить свои партийные и политические цели: то ли через демонстрацию решимости бороться с агрессией, то ли через готовность к переговорам. У меня ощущение, что сам Макрон этого до конца не понимает. Отсюда его звонки, судя по всему, не имеющие внутреннего содержания. Обсуждались "интересующие стороны проблемы". Ни наша пресс-служба, ни пресс-служба Франции толком не объясняет, что. Вероятно, не цены на нефть в Персидском заливе.

Кстати, о ценах на нефть. Эстония настаивает на потолке цен. Европа не может до конца определиться. Потолок вполне разумный, много выше цен, до которых падала нефть во время ковидного кризиса продаж. Но у Европы другая проблема. Европа всё ещё ставит на зелёную энергетику, хотя большая часть мира, включая Китай, Россию, США, похоже, её спокойно похоронила, не в том смысле, что её вообще не будет. Она, разумеется, будет. Во многих местах она значима, нужна и будет существовать. Даже на Валааме, откуда я вернулся, есть солнечные батареи, питающие монастырские теплицы. С учётом солнечных дней это нормально работает. Никто демонтировать это не будет. Вопрос не в том, будут ли солнечные батареи или ветряки. Их сделали, довели до нормы, будут делать модули с накопителями. Всё это будет работать. В местах с малыми потребностями в энергии это будет обеспечивать объекты. Вопрос в том, сможет ли зелёная энергетика стать основной, заместить нефть, газ и уголь. Даже Эстония, по поводу которой мы обычно шутим, недавно написала, что отказывается от зелёной энергетики как основы, так как она не сможет обеспечить их потребности.

Когда говорят, что зелёная энергетика дорогая, это и да, и нет. Себестоимость действительно выше нефтегазовой и угольной генерации, но есть тонкости. Можно понизить цену через технологии. Но нельзя повысить плотность зелёной энергии. Площади, занятые её производством, выводятся из другой эксплуатации. России это было бы безразлично – у нас много свободных площадей. Можно ставить ветряки и солнечные батареи. Дорого, но можно. В Китае сейчас дискутируют, что большие площади под солнечными панелями выводятся из сельскохозяйственного оборота, а голод маячит на горизонте. Ценность сельхозземель растёт. Но даже махнув на это рукой, проблема в другом. Европа застроена, земли полностью используются. Ветряки ставят даже в море, а море тоже используется – там, где ветряки, нельзя ловить рыбу. Цена на зелёную энергию не будет понижаться, потому что ценовой барьер ограничит суммарный объём её производства. Грубо говоря, сильно увеличить объём нельзя, поэтому энергия будет дорогой не только из-за себестоимости, но и поэтому. Понимая это, Китай, США, Россия, Индия пожимают плечами: там, где зелёная энергетика нужна, пусть будет, но основой будет либо атом (кстати, позиция Франции), либо нефть и газ. Польша говорит об угле. Германия заговорила об угле. Но уголь – не зелёная энергетика, это CO2, которого они боятся, плюс сажа и высокая канцерогенность. Это явный регресс. На этом фоне желание Европы диктовать мировую цену на энергоносители выглядит странно.

Проблема в том, что мы не можем этого понять, потому что наша картина мира другая. Представьте европейцев, которых 40 лет воспитывали в разговорах о глобальном потеплении и его кошмарах. Эти рассказы стали частью их мышления, неподконтрольной психике. Рациональные аргументы не действуют против веры. Они перестали верить в Христа, и, как писал Честертон устами отца Брауна: "Вы отказались от веры в Бога, после чего стали верить во всё, что угодно". У них возникло серьёзное научное суеверие. При отсутствии веры в Бога они передоверили устройство жизни "мировой науке" и продолжают в это верить. Управленческие решения, например, предлагать миру цену на нефть, находясь в сложной экономической ситуации, диктуются этой верой. Чтобы далеко не ходить: недавно я участвовал в мероприятии в России, где среди тем "образов будущего" обсуждалась безуглеродная экономика. Это даже не смешно, потому что крупные инновационные компании давно от этого отказались.

Резюмируем "полезные перемещения по полю разных лидеров". Боевые действия на фронте продолжаются, Россия сохраняет инициативу. В рамках информационной войны появились статьи, что Украина вот-вот перейдёт в наступление на Белгород и Курск. Пожмëм плечами – нечем. Пока сил хватило только на слабый контрудар под Волчанском. Ситуация на восточном фронте для Украины продолжает ухудшаться, хотя сейчас пауза. Вероятно, среди договорённостей Лаврова и Рубио было обещание России воздержаться на время от сильных ударов по тылам Украины как жест доброй воли. К тому же надо накопить дроны и ракеты на следующий большой удар. Если жест окажется недостаточным, а так вероятно и будет, то они будут нужны. Ситуация по-прежнему неопределённая, но медленное, мучительное движение в сторону мира под взаимным давлением продолжается. Не думаю, что стоит ждать чего-то решающего от заявления Трампа сегодня.