Найти в Дзене
Метод Сократа

Нейросети против художников: искусство с душой или алгоритмы без эмоций?

Картины, стихи, музыка — теперь всё это и многое другое может генерировать Нейросеть, если уметь грамотно создавать промты (запросы). Но существует ли в таком творчестве смысл? Разбираемся в новом выпуске «Метода Сократа» и выясняем, кто останется творцом в эпоху цифровых технологий. 🎨 Искусство всегда считалось прерогативой человека. Только живые эмоции, личный опыт и глубина переживаний могли рождать настоящие шедевры. Но что, если нейросети уже научились делать то же самое? В новом выпуске «Метода Сократа» эксперты и студенты спорят: может ли ИИ быть творцом или он всего лишь инструмент в руках художника? Искусственный интеллект уже сегодня: Например, стихотворение в духе Пушкина, созданное нейросетью всего за пять секунд, звучит на удивление гармонично: «К тебе, любовь, летит мечта, как ветерок в ночи крылатый.
Твой взор, твоя вся красота, твой смех, как ключ струей богатый.
Пусть мир шумит, пусть дни бегут, в тени твоей мне жизни сладость.
Без слов поймешь, зачем я тут, зачем мн
Оглавление

Картины, стихи, музыка — теперь всё это и многое другое может генерировать Нейросеть, если уметь грамотно создавать промты (запросы). Но существует ли в таком творчестве смысл? Разбираемся в новом выпуске «Метода Сократа» и выясняем, кто останется творцом в эпоху цифровых технологий.

🎨 Искусство всегда считалось прерогативой человека. Только живые эмоции, личный опыт и глубина переживаний могли рождать настоящие шедевры. Но что, если нейросети уже научились делать то же самое? В новом выпуске «Метода Сократа» эксперты и студенты спорят: может ли ИИ быть творцом или он всего лишь инструмент в руках художника?

Нейросети против художников: искусство с душой или алгоритмы без эмоций?
Нейросети против художников: искусство с душой или алгоритмы без эмоций?

1. Нейросети — новые Ван Гоги?

Искусственный интеллект уже сегодня:

  • Пишет стихи, которые сложно отличить от созданных людьми.
  • Сочиняет музыку в стиле Бетховена и Шопена.
  • Рисует картины, продающиеся на аукционах за сотни тысяч долларов.
Нейросети — новые Ван Гоги?
Нейросети — новые Ван Гоги?

Например, стихотворение в духе Пушкина, созданное нейросетью всего за пять секунд, звучит на удивление гармонично:

«К тебе, любовь, летит мечта, как ветерок в ночи крылатый.
Твой взор, твоя вся красота, твой смех, как ключ струей богатый.
Пусть мир шумит, пусть дни бегут, в тени твоей мне жизни сладость.
Без слов поймешь, зачем я тут, зачем мне счастье, свет и радость».

Но где здесь авторский стиль? Где страдания, радость, ошибки и озарения?
И что значит
«струей богатый?» Как говорит эксперт Ольга Вад:

«Нейросети не решают, что хотят заняться творчеством. Они лишь следуют алгоритмам, созданным человеком. Творчество — это все еще прерогатива живых людей. Если художник работает с нейросетями, то он выступает как автор концепции, как режиссер».

2. Кому принадлежит искусство: человеку или алгоритму?

Студент-композитор Игорь Шаманов скептически относится к ИИ:

«Музыка рождается в голове. В это время я могу идти по улице, могу созерцать что-то или чем-то заниматься. Я никогда не пользовался ИИ, и отношусь к этому несколько скептически. Всегда писал все самостоятельно, из головы, творчески. Нейросеть, она же использует какие-то мелодические обороты, да, какую-то гармонию. Откуда она это берет? Это в любом случае имитация уже сложившихся авторов, их стилей, их почерка. Индивидуальности я пока не вижу».

Кому принадлежит искусство: человеку или алгоритму?
Кому принадлежит искусство: человеку или алгоритму?

Но есть и другая точка зрения. Дмитрий Сошников считает:

«Когда нейросеть что-то генерирует, она генерирует некий случайный образ, который построен по всем законам, которые она впитала в процессе обучения. Не чувствуя, не страдая, но получилась некоторая новая идея. Иногда этот случайный образ оказывается очень интересным. Тут, мне кажется, вопрос терминологический, считать ли в этом случае искусственный интеллект творцом или нет».

Будущее искусства: симбиоз или конкуренция?
Будущее искусства: симбиоз или конкуренция?

3. Будущее искусства: симбиоз или конкуренция?

Иванка Гарай, студентка-художница, экспериментирует с ИИ, дополняя древние тексты. В частности, она использовала нейросеть, чтобы восстановить утерянные строки эпоса Гильгамеша:

«Я беру определенный кусок текста, загружаю в нейросеть и прошу ее дополнить вот эти пробелы, исходя из того, что вот такая стилистика у этого эпоса, такой размер, ритм».


Это новый уровень взаимодействия с историей.
Но без участия, выбора и интерпретации человека, результат работы ИИ — просто набор слов.

Но главный вопрос остается: если нейросети заменят художников, что останется людям?

Ответ прост:

  • Концепция. Только человек может придумать идею, которая зацепит.
  • Эмоции. ИИ не чувствует, а значит, не может передать настоящие переживания.
  • Смыслы. Искусство без глубины быстро становится просто красивой картинкой.

Как говорит Михаил Левин:

«Я бы, конечно, не делал предположений, что искусственный интеллект станет самостоятельным автором. Ему не хватает эмпатии, переживаний, эмоций, сомнений».

🤖🎨 Искусство меняется, и нейросети — часть этой эволюции. Но пока только человек решает, что именно считать шедевром.

Хотите глубже разобраться в этой теме и узнать, как студенты и эксперты видят будущее искусства и творчества? Смотрите новый выпуск «Метода Сократа».