Найти в Дзене
Владимир Пискурев

ЕСТЬ ЛИ ДУША У КАРТИНЫ?

В  размышлениях  Александра  Дейнеки  прочитал: «Душа  картины  всегда  несколько  глубже  поверхности  картины».  Подумалось: - О  чём  это?  Наверное,  о  многом,  о  разном. О  том,  что  картина  это  сложный  образный  мир.  Познание  этого  мира,  его  принятие  или  непринятие, -  это  процесс,  который  всегда  будет  субъективным. Почему,  одному  отдаёшь  предпочтение,  а  другое  никак  не  трогает?  И  в  чём  проявляется  эта,  так  называемая, - душа  картины? Как  вообще, рассмотреть,  понять,  почувствовать  «душу»  произведения  живописи – художественного  вымысла,  говорящего  на  языке  цвета, - его  сложнейших  тональных  отношениях,  многочисленных  вариациях  наложения  красочного  слоя  на  изобразительную  плоскость? Картина, - как  произведение  изобразительного  искусства – объективная  данность.  Эта  данность  предстаёт  перед  субъектом – зрителем.  Зритель  начинает  воспринимать  картину  и  выносить  о  ней  суждения.  Критерии  этих  суждений,  бывают  

В  размышлениях  Александра  Дейнеки  прочитал: «Душа  картины  всегда  несколько  глубже  поверхности  картины».  Подумалось: - О  чём  это?  Наверное,  о  многом,  о  разном.

О  том,  что  картина  это  сложный  образный  мир.  Познание  этого  мира,  его  принятие  или  непринятие, -  это  процесс,  который  всегда  будет  субъективным. Почему,  одному  отдаёшь  предпочтение,  а  другое  никак  не  трогает?  И  в  чём  проявляется  эта,  так  называемая, - душа  картины?

Как  вообще, рассмотреть,  понять,  почувствовать  «душу»  произведения  живописи – художественного  вымысла,  говорящего  на  языке  цвета, - его  сложнейших  тональных  отношениях,  многочисленных  вариациях  наложения  красочного  слоя  на  изобразительную  плоскость?

Картина, - как  произведение  изобразительного  искусства – объективная  данность.  Эта  данность  предстаёт  перед  субъектом – зрителем.  Зритель  начинает  воспринимать  картину  и  выносить  о  ней  суждения.  Критерии  этих  суждений,  бывают  кардинально  разнородными:  каждый  смотрит  в  какую-то  свою  сторону.  С  искусством  так  бывает – особенно  с  живописью.

Прав,  тысячу  раз  прав  искусствовед  Александр  Якимович,  говоря  о  том,  что  художник,  прежде  всего  живописец  и  мысли  его – это  мысли  переданные  через  живопись, - через  само  письмо: через  цветовую  палитру,  порождающую  живописные  смыслы.  Это  смыслы  не  сюжетные – это  смыслы  другие.  К  сожалению,  не  всегда  и  не  все  это  понимают. В  своих  рассуждениях  о  творчестве  Репина,  Якимович  убедительно  это  доказывает.  И  вспоминая  общение  Репина  с  Толстым    по  поводу  «БУРЛАКОВ»,  Якимович,  как  мне  кажется,  намекает  на  то, - что,  именно  ЖИВОПИСЬЮ,  хотел  сказать  Репин.

И  тут  возникает  один  интересный  и  актуальный  вопрос: Куда  и  как, - мы  смотрим?  Проще  говоря, - а  как,  мы  понимаем  картину?  Толстой,  видимо  думал  о  сюжете,  а  Репин  думал  о  живописи.  И  размышления  Якимовича  наталкивают  на  мысли  о  том,  что  может  быть,  художественные  качества – это  и  есть  душа  картины.  Может  быть  и  Дейнека,  это  имел  ввиду?  А  может,  что-то  более  глубокое,  сложное,  завуалированное,  тонкое?

Может  это метафора  Дейнеки?  Ведь  сознание  художника – творца,  по  определению,  в  чём-то  метафорично.  Художественный  образ, -  уже  есть  метафора – по  природе  своей,  по  инструментарию,  по  технике.

-2

Действительно,  объективная  данность  в  виде  произведения  живописи  подвергается  субъективному  (конкретный  человек)  осмыслению.  Это  процесс,  в  основе  которого,  всегда  присутствуют  не  только  психофизиологические  данные  субъекта,  но  и  его  образовательная  подготовка,  эстетические  воззрения,  эмоциональные  пристрастия,  наконец, - в  каком-то  смысле,  его  любовь  или  нелюбовь (отсутствие  интереса)  к  изобразительному  искусству.

Иметь  своё  суждение  может  и  имеет  право – каждый.  Вопрос  заключается  в  том, - КАКОГО  КАЧЕСТВА  САМО  ЭТО  СУЖДЕНИЕ?  То  есть,  кто  и  как  трактует  (поясняет)  изобразительный  образ,  как  поясняющий  сам  понимает,  что  такое  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ВИДЕНИЕ.

Дейнека  сказал  о  душе  картины,  а  что  говорят  о  творчестве  самого  Дейнеки.  Читая  размышления  некоторых  искусствоведов  о  его  работах,  иногда  создаётся  впечатление,  что  авторы,  как-то,  очень  однозначно,  возносят  его  творчество  в  какие-то  идеологические  выси.  Многие  анализы  и  размышления,  сводятся  к  осмыслению  художником  социально-политических  процессов  в  обществе  и  очень  скромно  касаются  его  художественных  методов,  образных  поисков.  Такое  впечатление,  что  Дейнека  только  и  думал  о  том,  чтобы  прославить,  возвысить,   воспеть.  Но  это,  совсем  не  так.

-3
-4
-5

Да,  он  жил  в  своё  время,  он  видел  его,  изучал  его  и  творил  его  образы.  Он  не  политик,  не  историк,  не  идеолог,  он – ХУДОЖНИК!

И  вот,  у  искусствоведа,  историка  искусства,  члена  Российской  академии  художеств  Михаила  Лазарева  читаю: «утопические  проекты  Дейнеки  создавались  на  фоне  реальной  массовой  нищеты  и  всенародной  неустроенности.  Художник  путал  страшную  нужду  и  подвиг,  изображая  женщин,  волокущих  неподъёмные  тачки  и  вынужденных  с  радостными  улыбками  выполнять  тяжёлые  работы  на  стройке  новых  цехов».

-6

Что,  как  ХУДОЖНИК,  ДЕЙНЕКА  мог  ПУТАТЬ?  Я  как  бы  понимаю  о  чём  автор,  и  в  тоже  время  не  понимаю – как,  применительно  к  природе  самого  искусства,  его  родовой  условности,  можно  что-то  напутать?  Ведь  в  конечном  итоге,  пищу  для  наших  размышлений  даёт  конкретный  образ,  а  не  что-то  другое.  САМОСТЬ  образа,  его  изобразительное  решение,  его  конкретика  и  выразительность – критерии,  которые  первостепенны  и  из  которых,  и  произрастает  всё  дальнейшее  размышление  о  художнике  и  его  искусстве.  Что  в  образе,  можно  напутать.

Дейнека,  не  стал  бы  Дейнекой,  если  бы  не  ответил  на  главный  вопрос  искусства,  который  ОНО,  задаёт  само  себе  уже  сотни  лет  и  смысл  которого  в  дневниках  Делакруа,  в  записках  Филонова,  звучит  примерно  так: - КАК  ЭТО  СДЕЛАНО?

Всю  свою  художественную  жизнь,  Дейнека  отвечал  именно  на  этот  вопрос  и  ответил  на  него  достойно  и  стал  ДЕЙНЕКОЙ.  Он  творил  свои  образы  сообразно  своим  представлениям,  таланту,  мастерству.  Корневая  система  его  творчества,  заключается  в  умении  создавать  интересное  композиционное  решение,  великолепно  использовать  в  нём  ракурс,  замечательно  рисовать.  Он  автор  таких  всемирно   известных  произведений,  как  «ОБОРОНА  ПЕТРОГРАДА»,  «ФУТБОЛИСТ», «ОБОРОНА  СЕВАСТОПОЛЯ»,  и  многих  других.  Он  создал  замечательные  иллюстрации  к  журналам,  детским  книгам  и  журналам.  Из  поездки  за  границу  он  привёз  великолепную  серию  эскизов,  набросков,  этюдов.  Севастопольские  работы  -  высочайшего  художественного  качества.

-7
-8
-9
-10

Да,  во  многих  его  работах  есть  пафос.  И  там,  где  женщины  волокут  неподъёмные  тачки  и  улыбаются, - он  тоже  есть.  Но  это  художественный  пафос!  ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ!  У  Дейнеки  он  присутствует,  потому  что  он  так  видел  и  так  хотел – как  ХУДОЖНИК.  Не  рассказчик,  не  литератор, а  ЖИВОПИСЕЦ.  Он  никого  не  хвалил  и  не  ругал – он  творил.  Он  ничего  не  ПУТАЛ,  он  просто так  представлял  явление,  которое  выражал  на  изобразительной  плоскости.  У него  так  получалось.  А  почему  нельзя  допустить,  что  в  реальной  жизни,  везя  тяжёлую  тачку,  женщина  не  могла  улыбнуться.  Всякое  бывало.  Может  быть  в  этой  картине,  у  Дейнеки,  ДУША  поселилась  в  таком  контексте.  Это  же – КАРТИНА!

Социально-политические  идеи  и  художественный  пафос – это  разные  вещи.  Или  автор  слова  ПУТАТЬ  думает,  что  Дейнека  не  знал,  как  действительно  тяжело  жилось  людям  этого  времени,  не  знал  про  нищету  и  голод,  про  разруху  и  тяготы  жизни  простого  человека?  ДА  ВСЁ  ОН  ПРЕКРАСНО  ЗНАЛ!  Но,  его  оптимизм  опирался  на  желание  показывать  то,  что  ОН  ХОТЕЛ  показывать.  Почему  это  надо  ставить,  чуть  ли  не  в  вину  художнику?  Глубинная,  психофизиологическая  СУТЬ  ТВОРЧЕСТВА,  не  зависит  от  идейно-политических  процессов, - она  зависит  только  от  самого  творца.  В  этом  всегда  будет  присутствовать  тайна,  разгадать, которую,  может  даже,  никому  и  не  дано.  Может  там  и  скрывается  ДУША,  о  которой  говорил  Александр  Дейнека.

РS.  Мне  справедливо  могут  возразить: Вы  вообще  кто  такой,  чтобы  оппонировать  члену  Российской  академии  художеств?

Да,  я  не  теоретик  искусства,  не  пишу  теоретических  статей.  Я  простой  музейщик,  да  ещё  работающий  с  очень  маленькими  детьми – детский  сад,  начальная  школа. Но  я  сорок  пять  лет  работаю  в  Курской  картинной  галерее  имени  Александра  Дейнеки.  И  все  эти  годы,  смотрю  на  произведения  Александра  Дейнеки ( а  у  нас  огромная  и  великолепная  коллекция  его  работ),  думаю  о  них  и  в  меру  своих  сил,  и  возможностей,  изучаю. И  столько  же  лет - восхищаюсь  ими.  Там  столько  души!

Так  что  возможно,  имею  право,  высказать  своё  непонимание,  того,  что  прочитал  у  уважаемого  члена  Российской  академии  художеств.