27 июня 2025 года в Москве с помпой (а как иначе, в Москве все с помпой и пафосом!) попрощались с МОНОРЕЛЬСОМ.
Это было экзотическое детище мэра Лужкова. Московская монорельсовая транспортная система (ММТС), построенная в 2004-м, была первой на всей территории бывшего СССР (еще один в 2012-м построен Ашхабаде) и единственной в России.
Больше монорельса в России нет.
Посчитали, что нерентабельно, теперь какой-то парк на столбах планируют.
Поживем – увидим!
Мы расскажем о таком монорельсе, которого больше нет нигде в мире!
Но все по порядку!
Вообще, идея монорельсов не нова. Существуют подвесные и опорные. Московский как раз был опорным. То есть вагоны и тяга опирались основанием на сам монорельс.
И первый такой был построен именно в России!
В 1820 году (по другим сведениям в 1836г.) житель подмосковного села Мячково инженер мещанского сословия Иван Эльманов построил «Дорожку на столбах» — по верхнему продольному брусу катились вагонетки, которые тянули лошади, шагавшие по бокам рельса.
Проект был развлекательным, но его использовали в Крыму для перевозки соли.
А вот в Вуппертале (Германия) уже больше века катает пассажиров подвесная.
Построенная в 1901 году. Она считается самой безопасной ж/д. Больше, чем за век, было всего пять аварий. И только одна повлекла жертвы - в 1999 году поезд сорвался в реку, пятеро погибли и 47 получили ранения.
Вуппертальский монорельс прославился еще и тем, что в 1950 году из его вагона выпал слон. Хозяин цирка хотел прокатить животное в рекламных целях. А слон испугался, проломил стену вагона и упал, слава Богу, в реку.
А вот в ГУЛАГЕ применяли такой монорельс, которого нигде, кроме как в нашей тайге и не встретишь.
Да и не встретишь сейчас. Многое пришло в негодность. Сгнило. Провалилось. Пропало. И из памяти выветривается…
В архивном фонде Вологодского лесозаготовительного треста «Вологдабумлес» имеется «Проект Явенгской подвесной дороги Вожегодского леспромхоза» за 1935 год, главным инженером которого является Грачев, ответственным руководителем – Антушев (имена и отчества не указаны).
Ее строили «для освоения массива Явенгской дачи» - так назывались делянки НКВД, где на лесоповалах трудились сталинские зэки.
Ни рек вокруг, ни дорог, одни болота.
Строить железку – практически невозможно.
И тогда решили строить не железнодорожные пути, а ДЕРЕВЯННЫЙ МОНОРЕЛЬС!
Дорога стартовала от станции Явенга, от которой была железка на Архангельск. От нее на запад проложили почти 40-ка километровое бревно.
Вернее, очень много бревен соединили в единый монорельс. Он стоял на столбах высотой от 2 до 12 метров. Так, без особых земляных работ, удалось сгладить перепады высот и преодолеть болотистые места.
Первые 6 км дорога проходила лугами, далее - по старой тракторной дороге, на протяжении 23 % всей длины - по сырым местам, остальное протяжение - лесная местность.
По монорельсу двигался мотовоз. Внизу у него с обеих сторон бревна-монорельса свисали клети с противовесами, что давало устойчивость (ведь вся конструкция нещадно раскачивается при движении).
Так же выглядели и вагоны (10-12 штук), в которых перевозили лес.
Все это устройство приписано было к Явенгскому лесопункту. Читай – лагерю ссыльных.
В проекте указано: «При пересечении дороги через крупные речки применены трапециональные типы эстакад. Для строительства использовались сосновые и еловые материалы. Общее протяжение подвесной дороги 39,4 км., ответвлений – 12,7 км.»
Дорога существовала до 1950-х г.г., хотя сам Явенгский лесопункт продержался до 1980-х.
Местные жители вспоминают, что мотовозы часто падали (от раскачки!), их поднимали вручную.
Мотовозка была на газу!
Пилили чурки из берез. Их в печке, как в паровозе, раскаляли, но без горения. Выделялся угарный газ, на нем-то и работал двигатель.
В середине 20 века завезли новые машины. Построили обычную железную дорогу, а подвесную забросили. Ее остатки до сих пор в тайге…
P.S. А какие Вы встречали необычные дороги?
Ваши примеры удивительных транспортных артерий пишите в комментариях.
ПОМОГИТЕ нашему каналу, чтобы мы могли и дальше радовать вас интересными историями.
СПАСИБО!