Найти в Дзене
#di_vito

ДЕРЕВЯННАЯ железка. ГУЛАГовский МОНОРЕЛЬС

27 июня 2025 года в Москве с помпой (а как иначе, в Москве все с помпой и пафосом!) попрощались с МОНОРЕЛЬСОМ. Это было экзотическое детище мэра Лужкова. Московская монорельсовая транспортная система (ММТС), построенная в 2004-м, была первой на всей территории бывшего СССР (еще один в 2012-м построен Ашхабаде) и единственной в России. Больше монорельса в России нет. Посчитали, что нерентабельно, теперь какой-то парк на столбах планируют. Поживем – увидим! Мы расскажем о таком монорельсе, которого больше нет нигде в мире! Но все по порядку! Вообще, идея монорельсов не нова. Существуют подвесные и опорные. Московский как раз был опорным. То есть вагоны и тяга опирались основанием на сам монорельс. И первый такой был построен именно в России! В 1820 году (по другим сведениям в 1836г.) житель подмосковного села Мячково инженер мещанского сословия Иван Эльманов построил «Дорожку на столбах» — по верхнему продольному брусу катились вагонетки, которые тянули лошади, шагавшие по бокам рель

27 июня 2025 года в Москве с помпой (а как иначе, в Москве все с помпой и пафосом!) попрощались с МОНОРЕЛЬСОМ.

САЙТ: https://daily.afisha.ru/cities/29608-klassnaya-igrushka-dopolnyavshaya-gorod-kak-moskva-proschalas-s-monorelsom/
САЙТ: https://daily.afisha.ru/cities/29608-klassnaya-igrushka-dopolnyavshaya-gorod-kak-moskva-proschalas-s-monorelsom/

Это было экзотическое детище мэра Лужкова. Московская монорельсовая транспортная система (ММТС), построенная в 2004-м, была первой на всей территории бывшего СССР (еще один в 2012-м построен Ашхабаде) и единственной в России.

САЙТ: https://daily.afisha.ru/cities/29608-klassnaya-igrushka-dopolnyavshaya-gorod-kak-moskva-proschalas-s-monorelsom
САЙТ: https://daily.afisha.ru/cities/29608-klassnaya-igrushka-dopolnyavshaya-gorod-kak-moskva-proschalas-s-monorelsom

Больше монорельса в России нет.

САЙТ: https://daily.afisha.ru/cities/29608-klassnaya-igrushka-dopolnyavshaya-gorod-kak-moskva-proschalas-s-monorelsom
САЙТ: https://daily.afisha.ru/cities/29608-klassnaya-igrushka-dopolnyavshaya-gorod-kak-moskva-proschalas-s-monorelsom

Посчитали, что нерентабельно, теперь какой-то парк на столбах планируют.

ПЛАН на сооружение подвесноого парка с кафе и прогулочными зонами. https://realty.rbc.ru/news/683d6a079a79473be6a95ce2
ПЛАН на сооружение подвесноого парка с кафе и прогулочными зонами. https://realty.rbc.ru/news/683d6a079a79473be6a95ce2

Поживем – увидим!

ПЛАН на сооружение подвесноого парка с кафе и прогулочными зонами. https://realty.rbc.ru/news/683d6a079a79473be6a95ce2
ПЛАН на сооружение подвесноого парка с кафе и прогулочными зонами. https://realty.rbc.ru/news/683d6a079a79473be6a95ce2

Мы расскажем о таком монорельсе, которого больше нет нигде в мире!

Но все по порядку!

Вообще, идея монорельсов не нова. Существуют подвесные и опорные. Московский как раз был опорным. То есть вагоны и тяга опирались основанием на сам монорельс.

САЙТ: https://daily.afisha.ru/cities/29608-klassnaya-igrushka-dopolnyavshaya-gorod-kak-moskva-proschalas-s-monorelsom
САЙТ: https://daily.afisha.ru/cities/29608-klassnaya-igrushka-dopolnyavshaya-gorod-kak-moskva-proschalas-s-monorelsom

И первый такой был построен именно в России!

В 1820 году (по другим сведениям в 1836г.) житель подмосковного села Мячково инженер мещанского сословия Иван Эльманов построил «Дорожку на столбах» — по верхнему продольному брусу катились вагонетки, которые тянули лошади, шагавшие по бокам рельса.

Проект был развлекательным, но его использовали в Крыму для перевозки соли.

А вот в Вуппертале (Германия) уже больше века катает пассажиров подвесная.

https://tr.pinterest.com/pin/mhres-best-of-schnsten-orte--155937205827202037/
https://tr.pinterest.com/pin/mhres-best-of-schnsten-orte--155937205827202037/

Построенная в 1901 году. Она считается самой безопасной ж/д. Больше, чем за век, было всего пять аварий. И только одна повлекла жертвы - в 1999 году поезд сорвался в реку, пятеро погибли и 47 получили ранения.

Вуппертальский монорельс прославился еще и тем, что в 1950 году из его вагона выпал слон. Хозяин цирка хотел прокатить животное в рекламных целях. А слон испугался, проломил стену вагона и упал, слава Богу, в реку.

https://www.watson.ch/tier/deutschland/553090302-als-ein-elefant-aus-der-wuppertaler-schwebebahn-hinaussprang
https://www.watson.ch/tier/deutschland/553090302-als-ein-elefant-aus-der-wuppertaler-schwebebahn-hinaussprang

А вот в ГУЛАГЕ применяли такой монорельс, которого нигде, кроме как в нашей тайге и не встретишь.

Да и не встретишь сейчас. Многое пришло в негодность. Сгнило. Провалилось. Пропало. И из памяти выветривается…

Орлецкая дорога - деревянный монорельс. Пример из другого леспромхоза.
https://www.loshchilov.su/blog/orleckie_dostoprimechatelnosti/2019-01-22-1037
Орлецкая дорога - деревянный монорельс. Пример из другого леспромхоза. https://www.loshchilov.su/blog/orleckie_dostoprimechatelnosti/2019-01-22-1037

В архивном фонде Вологодского лесозаготовительного треста «Вологдабумлес» имеется «Проект Явенгской подвесной дороги Вожегодского леспромхоза» за 1935 год, главным инженером которого является Грачев, ответственным руководителем – Антушев (имена и отчества не указаны).

Ее строили «для освоения массива Явенгской дачи» - так назывались делянки НКВД, где на лесоповалах трудились сталинские зэки.

От Вологды до ж/д станции Явенга около 120 км
От Вологды до ж/д станции Явенга около 120 км

Ни рек вокруг, ни дорог, одни болота.

Строить железку – практически невозможно.

И тогда решили строить не железнодорожные пути, а ДЕРЕВЯННЫЙ МОНОРЕЛЬС!

-11

Дорога стартовала от станции Явенга, от которой была железка на Архангельск. От нее на запад проложили почти 40-ка километровое бревно.

-12

Вернее, очень много бревен соединили в единый монорельс. Он стоял на столбах высотой от 2 до 12 метров. Так, без особых земляных работ, удалось сгладить перепады высот и преодолеть болотистые места.

-13

Первые 6 км дорога проходила лугами, далее - по старой тракторной дороге, на протяжении 23 % всей длины - по сырым местам, остальное протяжение - лесная местность.

-14

По монорельсу двигался мотовоз. Внизу у него с обеих сторон бревна-монорельса свисали клети с противовесами, что давало устойчивость (ведь вся конструкция нещадно раскачивается при движении).

-15

Так же выглядели и вагоны (10-12 штук), в которых перевозили лес.

Все это устройство приписано было к Явенгскому лесопункту. Читай – лагерю ссыльных.

В проекте указано: «При пересечении дороги через крупные речки применены трапециональные типы эстакад. Для строительства использовались сосновые и еловые материалы. Общее протяжение подвесной дороги 39,4 км., ответвлений – 12,7 км.»

Дорога существовала до 1950-х г.г., хотя сам Явенгский лесопункт продержался до 1980-х.

Местные жители вспоминают, что мотовозы часто падали (от раскачки!), их поднимали вручную.

-16

Мотовозка была на газу!

Пилили чурки из берез. Их в печке, как в паровозе, раскаляли, но без горения. Выделялся угарный газ, на нем-то и работал двигатель.

В середине 20 века завезли новые машины. Построили обычную железную дорогу, а подвесную забросили. Ее остатки до сих пор в тайге…

P.S. А какие Вы встречали необычные дороги?

Ваши примеры удивительных транспортных артерий пишите в комментариях.

ПОМОГИТЕ нашему каналу, чтобы мы могли и дальше радовать вас интересными историями.

СПАСИБО!