Привет, меня зовут Евгений Усов. С начала 2017 года я занимаюсь бизнесом в Telegram.
- Совладелец сервиса по поиску сотрудников и работы Finder.work
- Со-основатель сервиса отложенного постинга FleepBot
- Автор десятка удачных и неудачных проектов в Telegram
Первое знакомство с Telegram? Что тебя в нём зацепило, что решил остаться и строить здесь проекты?
В 2016 году у меня было крошечное смм-агентство в Уфе, прибыли от которого катастрофически не хватало, поэтому я постоянно находился в поиске новых идей. В начале 2017 года на виси мне попался кейс по раскрутке тг-канала. Зацепили слова автора, что в Телеграме реклама продается по формуле «1 рубль за 1 подписчика», и что там совсем нет конкуренции, однако невероятно сложно привлекать подписчиков. Я рискнул и зашел на еще несуществующий рынок.
Твой первый канал – это был сразу бизнес? Какой контент там был и что с ним стало?
Первый канал был про тренировки в домашних условиях, который не полетел из-за тяжелого авторского контента и непопулярной тематики.
Мой первый успешный канал - Тревелхакер (@trvlhacker). Это блог о дешевых путешествиях и всяком туристическом. Его успеху способствовали несколько факторов:
- Тревел был на подъёме во всем рунете
- Путешествия были интересны лично мне
- У проекта было два способа монетизации: реклама и тревел-партнерка
Этот проект до сих пор жив-здоров и приносит деньги, но уже другому владельцу.
Твой первый проект в Телеграм (не канал)
В 2018 году я понял три вещи:
- Нужна независимость от внутреннего рекламного рынка
- Нужна независимость от Telegram, который то блокировали, то замедляли. К тому же непредсказуемость Дурова - это фактор неопределенности.
- Каждая публикация в идеале должна приносить деньги.
Так родилась идея проекта с вакансиями - Finder, который решал сразу все эти задачи.
Первая крупная ошибка в Телеграм
Нет никаких крупных ошибок, о которых бы я жалел. Единственный недочет, который я понял и исправил в себе - не нужно резко реагировать и тратить силы на тех, кто крадёт идеи, креативы и копирует проекты. С годами я понял, что раз копируют, значит признают - я лучший =)
Как бы ты описал Telegram того времени парой слов? Чего из той атмосферы больше всего не хватает сейчас?
Атмосфера золотой лихорадки! Реклама стоила дорого и очередь была на месяцы вперед.
Из той атмосферы сейчас не хватает целевых подписчиков по 2 рубля за штуку в любую тематику ;-)
Тогда не было ни гайдов, ни экспертов – как люди учились продвигать каналы?
Гайды были с начала 2017 года. Их писали два человека: я и Сергей Раскрути, две легенды рынка. Мы в свою очередь информацию брали из личного опыта, тестов и ошибок. Обратите внимание, что способы не сильно отличаются от современных:
- покупка рекламы
- написание статей на ugc-площадки
- комментинг
- массфоловинг в инсте
- таргетинг в инсте и в вк
- прокачка личного бренда
- пригласить первых 200 человек из списка контактов ;-)
Какие тематики каналов были самыми прибыльными тогда? И каким был контент?
Самая прибыльная тематика в 2017 году - каталоги, которые каждый день публиковали тг-каналы с описанием. Каждый пост - реклама, и она же является контентом.
Чуть позднее появятся и дадут жару новостники, курсы, скидочные проекты и, конечно же, вакансии.
Причем 95% проектов вообще не думали про уникальность контента. Да в этом и не было необходимости, читателям было просто важно получать информацию прямо в мессенджере, поэтому все подписывались на всё.
Самый интересный случай из той эпохи, который тебе запомнился?
Если говорить про зарождение рынка, то самый интересный случай тех лет - создание, развитие и продажа канала “Бывшая”. Посмотрите выступление Чапаряна на конференции MEH, это смешно и познавательно.
Позднее, заметным событием была публичная разборка между админами двух скидочных проектов, которые аж организовали поединок в октагоне, чтобы разрешить свои разногласия. Марзаганов, привет ;-)
Какие были бюджеты на закуп трафика? И были ли эффективные альтернативные способы продвижения?
Я точно помню свой первый бюджет на закуп рекламы - это 5 000 рублей. Дальше реинвест с проданной рекламы и рост бюджетов каждый месяц. Если мы берём 2017-2019 годы, то рекламный бюджет был всего несколько сотен тысяч рублей ежемесячно. Сейчас на эти деньги не залить даже кликбейтную треш-закрытку, а в то время это был серьезный бюджет.
При этом единственный эффективный альтернативный способ получать новых, условно бесплатных подписчиков – писать лонгриды на виси, дтф, в профильные паблики и в СМИ. Это работает до сих пор, потому что это сложно и долго.
Какая была монетизация канала? Исключительно реклама каналов или приходила внешка?
У меня всегда получалось совмещать несколько видов монетизации в каналах: в тревеле это была реклама и партнерки, а в файндере - это реклама, размещение вакансий, свои курсы и прочие услуги.
И конечно же, мы старались, чтобы среди рекламодателей было как можно больше внешки, потому что зависимость от внутреннего рынка - скорая смерть проекта.
Какие успешные каналы ты помнишь?
Лучше скажу про тематики, а не конкретные каналы.
Запомнился бум “халяв” - каналов, заточенных под товарную партнерку, с очень жесткой конкуренцией. Был хайп на сливы курсов, которые монетизировались рекламой и доступом к закрытому форуму. Их потом всех хлопнули за нарушение авторских прав. Ну и разумеется взрыв каналов с вакансиями - вскоре после моего успеха с файндером, появилось несколько сотен подобных каналов. А сейчас их уже больше 10 тысяч!
Потом уже рынок пошел в разнос - начались убогие каналы про маркетинг, угарные преподы и прочая лабудень, в это лучше не углубляться.
Ты застал момент, когда Telegram пытались блокировать – какая была реакция у админов? Была ли паника или все относились спокойно?
Те блокировки буквально подарили нам “лайфчендж”, потому что все, кто закупал рекламу в заблокированном месенджере – крупно выиграли.
Паники не было, но большинство крупных сайтов, вк-пабликов, сервисов и внешки боялись серьезно инвестировать в рынок Telegram, что и дало нам фору по времени на раскрутку и дешевый трафик.
Мошенники и ботоводы – насколько острой была эта проблема в начале?
На старте проблема ботоводства острой не была, потому что это было технически сложнее, не было общедоступных сервисов накрутки показателей.
Админы, которые хотели залить дешевый нецелевой трафик, закупали трафик в каналах, в которых гео подписчиков - Иран, Узбекистан, прочие страны СНГ. Их было много, они охотно подписывались и висели потом мертвым грузом. По эффективности - это как закупать в “закрытку” на байт-пост в треш-каналах. Проще уж ботов закупить.
Были ли какие-то громкие скандалы или разоблачения в тг-сообществе?
Было разоблачение в накрутке крупного книжного проекта. А другой проект, кстати тоже книжный, однажды инсценировал угон своего канала, чтобы собрать кучу упоминаний от неравнодушного сообщества. И оба этих книжных деятеля до сих пор ведут свои проекты =)
Что из того времени стоило бы вернуть, а что лучше забыть?
Ничего возвращать не нужно, мы находимся в лучшей версии рынка и реальности. Главное осознать, что времена дешевого трафика в телеграме ушли, поэтому нужно придумывать что-то новое.
Сейчас рынок стал более цивилизованным (имеется ввиду его "белый" статус. Новые законы, маркировки и т.п., появление бирж, много внешки и т.п.), но не потерял ли он в креативе?
Наоборот, из-за растущих расходов бизнеса и увеличения цены подписчика, админы вынуждены становиться более креативными и изобретательными.
Порог входа в ТГ тогда и сейчас
Наглядно:
- Порог входа в 2017 - 5 000 рублей с окупаемостью в неделю.
- Порог входа в 2025 году - 5 000 000 рублей с окупаемостью в никогда.
Ты - создатель самого крупного, успешного и известного бота для постинга. Как появилась идея сделать Fleep Bot?
Это был ответ на боль рынка. Представьте себе типичную ситуацию: клиент купил у вас рекламу, а его пост не вышел. Или вы запланировали контент на все выходные, уехали отдыхать, а отложка сломалась. Такой уровень сервиса предлагали тогдашние боты для постинга. Поэтому мы с товарищем задумали создать сервис мечты, который никогда не ломается, снимает нагрузку с админов, экономит время, деньги и имеет почти круглосуточный саппорт.
Конкуренции не было, потому что мы заняли уникальную нишу и предлагали невероятный уровень сервиса, к которому до сих пор никто не приблизился.
Как продвигали проект?
Рост не был стремительным, мы много и упорно трудились для того, чтобы флип стал сервисом номер один в телеграме. Вот что мы делали:
- Посевы трафика в админских каналах.
- Партнерская программа.
- Клиентский маркетинг: лучший сапорт, моментальная помощь, присутствие во всех чатах.
- Ситуативный маркетинг: оперативно реагировали на новости и падения других постинг-сервисов, выпуская промокоды, статьи или нужные обновления.
- Игровые механики: дарили персональные стикеры каналам, дарили бесплатные дни за бросок кубика, разрабатывали смешные тесты.
- Контент-маркетинг: писали статьи и брали интервью у участников рынка.
Почему Fleep?
Флип - быстрое и ёмкое слово с правильными ассоциациями, вот и весь секрет =)
Как монетизировался проект, только ли подписки?
Да, только ежемесячная подписка на сервис, других способов не было.
Были ли проблемы с мошенниками или нарушением правил Telegram из-за ботов, созданных в FLeep?
Всё это было, но мы оперативно реагировали на жалобы и более того, написали свой алгоритм выявления наркоботов, чтобы оперативно их банить.
Какой самый ценный урок ты вынес из этого проекта?
Океан уроков, вот основные:
- Наличие других игроков на рынке еще не означает, что там есть конкуренция.
- Чем больше у бизнеса обожателей, тем больше хейтеров
- Эффективность хейтеров для продвижения проекта значительно выше, чем эффективность лояльных клиентов.
Как изменился рынок постинг ботов с тех пор?
Я к ботам сейчас не имею отношения, но на сколько мне известно, появилось множество небольших постинг сервисов, каждый из которых занял какой-то свой крошечный сегмент, однако флип все еще безоговорочный лидер на этом рынке.
Были ли другие попытки создания тг-проектов?
У меня были десятки неудачных сервисов и каналов: краткосрочная аренда квартир, шпаргалки для студентов, обзоры смартфонов и многое многое другое.
Чем сейчас занимаешься?
Сейчас я занимаюсь сервисом Finder.work - поиск работы и сотрудников с бесплатным размещением вакансий. Этот проект начинался еще 2018 году как телеграм-канал, а сейчас мы крупный сервис, который конкурирует с хедхантером и авито на рынке поиске сотрудников.
В текущих кризисных реалиях, нашей фичей стало бесплатное размещение вакансий с оплатой за целевые отклики. Уважаемые читатели наверняка знают, как непросто найти толкового контентщика, админа или менеджера в свой проект. Finder решает сразу две проблемы:
- Экономия денег. Не нужно платить за размещение с непредсказуемым результатом. Оплата только за целевые отлики.
- Экономия времени. Не нужно бегать по всем доскам с объявлениями, любого сотрудника можно найти в файндере.
О чём жалеешь? Какой бы совет дал себе из прошлого:
Ни о чем не жалею. Совет бы дал такой - “закупай трафик на все деньги, скоро он станет бесценным!”