Найти в Дзене

Интервью с Евгением Усовым

Привет, меня зовут Евгений Усов. С начала 2017 года я занимаюсь бизнесом в Telegram. В 2016 году у меня было крошечное смм-агентство в Уфе, прибыли от которого катастрофически не хватало, поэтому я постоянно находился в поиске новых идей. В начале 2017 года на виси мне попался кейс по раскрутке тг-канала. Зацепили слова автора, что в Телеграме реклама продается по формуле «1 рубль за 1 подписчика», и что там совсем нет конкуренции, однако невероятно сложно привлекать подписчиков. Я рискнул и зашел на еще несуществующий рынок. Первый канал был про тренировки в домашних условиях, который не полетел из-за тяжелого авторского контента и непопулярной тематики. Мой первый успешный канал - Тревелхакер (@trvlhacker). Это блог о дешевых путешествиях и всяком туристическом. Его успеху способствовали несколько факторов: Этот проект до сих пор жив-здоров и приносит деньги, но уже другому владельцу. В 2018 году я понял три вещи: Так родилась идея проекта с вакансиями - Finder, который решал сразу в
Оглавление

Привет, меня зовут Евгений Усов. С начала 2017 года я занимаюсь бизнесом в Telegram.

  • Совладелец сервиса по поиску сотрудников и работы Finder.work
  • Со-основатель сервиса отложенного постинга FleepBot
  • Автор десятка удачных и неудачных проектов в Telegram
-2

Первое знакомство с Telegram? Что тебя в нём зацепило, что решил остаться и строить здесь проекты?

В 2016 году у меня было крошечное смм-агентство в Уфе, прибыли от которого катастрофически не хватало, поэтому я постоянно находился в поиске новых идей. В начале 2017 года на виси мне попался кейс по раскрутке тг-канала. Зацепили слова автора, что в Телеграме реклама продается по формуле «1 рубль за 1 подписчика», и что там совсем нет конкуренции, однако невероятно сложно привлекать подписчиков. Я рискнул и зашел на еще несуществующий рынок.

Твой первый канал – это был сразу бизнес? Какой контент там был и что с ним стало?

Первый канал был про тренировки в домашних условиях, который не полетел из-за тяжелого авторского контента и непопулярной тематики.

Мой первый успешный канал - Тревелхакер (@trvlhacker). Это блог о дешевых путешествиях и всяком туристическом. Его успеху способствовали несколько факторов:

  • Тревел был на подъёме во всем рунете
  • Путешествия были интересны лично мне
  • У проекта было два способа монетизации: реклама и тревел-партнерка

Этот проект до сих пор жив-здоров и приносит деньги, но уже другому владельцу.

Твой первый проект в Телеграм (не канал)

В 2018 году я понял три вещи:

  1. Нужна независимость от внутреннего рекламного рынка
  2. Нужна независимость от Telegram, который то блокировали, то замедляли. К тому же непредсказуемость Дурова - это фактор неопределенности.
  3. Каждая публикация в идеале должна приносить деньги.

Так родилась идея проекта с вакансиями - Finder, который решал сразу все эти задачи.

Первая крупная ошибка в Телеграм

Нет никаких крупных ошибок, о которых бы я жалел. Единственный недочет, который я понял и исправил в себе - не нужно резко реагировать и тратить силы на тех, кто крадёт идеи, креативы и копирует проекты. С годами я понял, что раз копируют, значит признают - я лучший =)

-3

Как бы ты описал Telegram того времени парой слов? Чего из той атмосферы больше всего не хватает сейчас?

Атмосфера золотой лихорадки! Реклама стоила дорого и очередь была на месяцы вперед.

Из той атмосферы сейчас не хватает целевых подписчиков по 2 рубля за штуку в любую тематику ;-)

Тогда не было ни гайдов, ни экспертов – как люди учились продвигать каналы?

Гайды были с начала 2017 года. Их писали два человека: я и Сергей Раскрути, две легенды рынка. Мы в свою очередь информацию брали из личного опыта, тестов и ошибок. Обратите внимание, что способы не сильно отличаются от современных:

  • покупка рекламы
  • написание статей на ugc-площадки
  • комментинг
  • массфоловинг в инсте
  • таргетинг в инсте и в вк
  • прокачка личного бренда
  • пригласить первых 200 человек из списка контактов ;-)

Какие тематики каналов были самыми прибыльными тогда? И каким был контент?

Самая прибыльная тематика в 2017 году - каталоги, которые каждый день публиковали тг-каналы с описанием. Каждый пост - реклама, и она же является контентом.

Чуть позднее появятся и дадут жару новостники, курсы, скидочные проекты и, конечно же, вакансии.

Причем 95% проектов вообще не думали про уникальность контента. Да в этом и не было необходимости, читателям было просто важно получать информацию прямо в мессенджере, поэтому все подписывались на всё.

Самый интересный случай из той эпохи, который тебе запомнился?

Если говорить про зарождение рынка, то самый интересный случай тех лет - создание, развитие и продажа канала “Бывшая”. Посмотрите выступление Чапаряна на конференции MEH, это смешно и познавательно.

Позднее, заметным событием была публичная разборка между админами двух скидочных проектов, которые аж организовали поединок в октагоне, чтобы разрешить свои разногласия. Марзаганов, привет ;-)

-4

Какие были бюджеты на закуп трафика? И были ли эффективные альтернативные способы продвижения?

Я точно помню свой первый бюджет на закуп рекламы - это 5 000 рублей. Дальше реинвест с проданной рекламы и рост бюджетов каждый месяц. Если мы берём 2017-2019 годы, то рекламный бюджет был всего несколько сотен тысяч рублей ежемесячно. Сейчас на эти деньги не залить даже кликбейтную треш-закрытку, а в то время это был серьезный бюджет.

При этом единственный эффективный альтернативный способ получать новых, условно бесплатных подписчиков – писать лонгриды на виси, дтф, в профильные паблики и в СМИ. Это работает до сих пор, потому что это сложно и долго.

Какая была монетизация канала? Исключительно реклама каналов или приходила внешка?

У меня всегда получалось совмещать несколько видов монетизации в каналах: в тревеле это была реклама и партнерки, а в файндере - это реклама, размещение вакансий, свои курсы и прочие услуги.

И конечно же, мы старались, чтобы среди рекламодателей было как можно больше внешки, потому что зависимость от внутреннего рынка - скорая смерть проекта.

Какие успешные каналы ты помнишь?

Лучше скажу про тематики, а не конкретные каналы.

Запомнился бум “халяв” - каналов, заточенных под товарную партнерку, с очень жесткой конкуренцией. Был хайп на сливы курсов, которые монетизировались рекламой и доступом к закрытому форуму. Их потом всех хлопнули за нарушение авторских прав. Ну и разумеется взрыв каналов с вакансиями - вскоре после моего успеха с файндером, появилось несколько сотен подобных каналов. А сейчас их уже больше 10 тысяч!

Потом уже рынок пошел в разнос - начались убогие каналы про маркетинг, угарные преподы и прочая лабудень, в это лучше не углубляться.

Ты застал момент, когда Telegram пытались блокировать – какая была реакция у админов? Была ли паника или все относились спокойно?

Те блокировки буквально подарили нам “лайфчендж”, потому что все, кто закупал рекламу в заблокированном месенджере – крупно выиграли.

Паники не было, но большинство крупных сайтов, вк-пабликов, сервисов и внешки боялись серьезно инвестировать в рынок Telegram, что и дало нам фору по времени на раскрутку и дешевый трафик.

-5

Мошенники и ботоводы – насколько острой была эта проблема в начале?

На старте проблема ботоводства острой не была, потому что это было технически сложнее, не было общедоступных сервисов накрутки показателей.

Админы, которые хотели залить дешевый нецелевой трафик, закупали трафик в каналах, в которых гео подписчиков - Иран, Узбекистан, прочие страны СНГ. Их было много, они охотно подписывались и висели потом мертвым грузом. По эффективности - это как закупать в “закрытку” на байт-пост в треш-каналах. Проще уж ботов закупить.

Были ли какие-то громкие скандалы или разоблачения в тг-сообществе?

Было разоблачение в накрутке крупного книжного проекта. А другой проект, кстати тоже книжный, однажды инсценировал угон своего канала, чтобы собрать кучу упоминаний от неравнодушного сообщества. И оба этих книжных деятеля до сих пор ведут свои проекты =)

-6

Что из того времени стоило бы вернуть, а что лучше забыть?

Ничего возвращать не нужно, мы находимся в лучшей версии рынка и реальности. Главное осознать, что времена дешевого трафика в телеграме ушли, поэтому нужно придумывать что-то новое.

Сейчас рынок стал более цивилизованным (имеется ввиду его "белый" статус. Новые законы, маркировки и т.п., появление бирж, много внешки и т.п.), но не потерял ли он в креативе?

Наоборот, из-за растущих расходов бизнеса и увеличения цены подписчика, админы вынуждены становиться более креативными и изобретательными.

Порог входа в ТГ тогда и сейчас

Наглядно:

  • Порог входа в 2017 - 5 000 рублей с окупаемостью в неделю.
  • Порог входа в 2025 году - 5 000 000 рублей с окупаемостью в никогда.
-7

Ты - создатель самого крупного, успешного и известного бота для постинга. Как появилась идея сделать Fleep Bot?

Это был ответ на боль рынка. Представьте себе типичную ситуацию: клиент купил у вас рекламу, а его пост не вышел. Или вы запланировали контент на все выходные, уехали отдыхать, а отложка сломалась. Такой уровень сервиса предлагали тогдашние боты для постинга. Поэтому мы с товарищем задумали создать сервис мечты, который никогда не ломается, снимает нагрузку с админов, экономит время, деньги и имеет почти круглосуточный саппорт.

Конкуренции не было, потому что мы заняли уникальную нишу и предлагали невероятный уровень сервиса, к которому до сих пор никто не приблизился.

Как продвигали проект?

Рост не был стремительным, мы много и упорно трудились для того, чтобы флип стал сервисом номер один в телеграме. Вот что мы делали:

  • Посевы трафика в админских каналах.
  • Партнерская программа.
  • Клиентский маркетинг: лучший сапорт, моментальная помощь, присутствие во всех чатах.
  • Ситуативный маркетинг: оперативно реагировали на новости и падения других постинг-сервисов, выпуская промокоды, статьи или нужные обновления.
  • Игровые механики: дарили персональные стикеры каналам, дарили бесплатные дни за бросок кубика, разрабатывали смешные тесты.
  • Контент-маркетинг: писали статьи и брали интервью у участников рынка.

Почему Fleep?

Флип - быстрое и ёмкое слово с правильными ассоциациями, вот и весь секрет =)

Как монетизировался проект, только ли подписки?

Да, только ежемесячная подписка на сервис, других способов не было.

Были ли проблемы с мошенниками или нарушением правил Telegram из-за ботов, созданных в FLeep?

Всё это было, но мы оперативно реагировали на жалобы и более того, написали свой алгоритм выявления наркоботов, чтобы оперативно их банить.

Какой самый ценный урок ты вынес из этого проекта?

Океан уроков, вот основные:

  • Наличие других игроков на рынке еще не означает, что там есть конкуренция.
  • Чем больше у бизнеса обожателей, тем больше хейтеров
  • Эффективность хейтеров для продвижения проекта значительно выше, чем эффективность лояльных клиентов.

Как изменился рынок постинг ботов с тех пор?

Я к ботам сейчас не имею отношения, но на сколько мне известно, появилось множество небольших постинг сервисов, каждый из которых занял какой-то свой крошечный сегмент, однако флип все еще безоговорочный лидер на этом рынке.

Были ли другие попытки создания тг-проектов?

У меня были десятки неудачных сервисов и каналов: краткосрочная аренда квартир, шпаргалки для студентов, обзоры смартфонов и многое многое другое.

Чем сейчас занимаешься?

Сейчас я занимаюсь сервисом Finder.work - поиск работы и сотрудников с бесплатным размещением вакансий. Этот проект начинался еще 2018 году как телеграм-канал, а сейчас мы крупный сервис, который конкурирует с хедхантером и авито на рынке поиске сотрудников.

В текущих кризисных реалиях, нашей фичей стало бесплатное размещение вакансий с оплатой за целевые отклики. Уважаемые читатели наверняка знают, как непросто найти толкового контентщика, админа или менеджера в свой проект. Finder решает сразу две проблемы:

  • Экономия денег. Не нужно платить за размещение с непредсказуемым результатом. Оплата только за целевые отлики.
  • Экономия времени. Не нужно бегать по всем доскам с объявлениями, любого сотрудника можно найти в файндере.

О чём жалеешь? Какой бы совет дал себе из прошлого:

Ни о чем не жалею. Совет бы дал такой - “закупай трафик на все деньги, скоро он станет бесценным!