Найти в Дзене
DEMIDOV

А вы знали, что Chanel № 5 создал русский человек?

Оглавление

Прошло более 100 лет с момента запуска Chanel № 5, а он прочно удерживает свое место в топ-5 самых популярных ароматов в истории. По статистике, Chanel № 5 покупают каждые 30 секунд! 

Создание легендарного аромата

Вплоть до XX века парфюмеры создавали ароматы, а модные дома были заняты исключительно производством одежды.

Но всё изменил кутюрье Поль Пуаре, создавший первую парфюмерную композицию. Это были духи Les Parfums de Rosine 1911.

Однако некоторые историки считают, что все-таки Jicky от Aimée Guerlain, выпущенный в 1889 году, был первым современным парфюмом.

Аромат Jicky до сих пор можно найти и он пользуется популярностью среди знатоков парфюмерного мира.

Но наибольшую популярность приобрела всё же композиция Chanel № 5.

Где же прослеживается русский след?

-2

Идея создания аромата Chanel № 5 пришла в голову Коко в 1921 году во время отпуска в Монте-Карло. Летом она отправилась на Лазурный Берег со своим возлюбленным — великим князем Дмитрием Павловичем, племянником царя Николая II, и известными друзьями: художником Хосе Марией Сертом и его женой Миси.

Именно там, благодаря великому русскому князю, она познакомилась с Эрнестом Бо.

Эрнест родился в Москве в 1881 году в семье французов-эмигрантов.

Его брат Эдуард руководил Alphonse Rallet & Co — крупнейшим в России производителем изысканных духов, мыла и косметики, основанным в 1843 году. Rallet поставляли духи к царским дворам России, Персии и Черногории. Сам Бо жил между Москвой и Парижем.

Эрнест Бо
Эрнест Бо

В Первую мировую войну Эрнест служил в Кольском Заполярье: химик командовал отрядом добровольцев, который взял Онегу. В мемуарах Бо вспоминал особенный запах озера над Мурманским торговым портом.

«Во время летнего полярного дня озёра здесь излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в памяти, и после с большим трудом мне удалось воссоздать его, хотя поначалу альдегиды новой композиции были очень неустойчивы…».

По возвращению с Лазурного берега, Коко дала задание Эрнесту создать исключительную, уникальную в своём роде композицию "для женщины, которые пахнут как женщина, а не роза"

В то время были популярны свежие ароматы, состоящие из цитрусовых: лимон, бергамот, апельсин.

Они прекрасно пахнут, но совсем не стойкие на коже, — рассказывает парфюмер Фредерик Малль.

Коко Шанель
Коко Шанель

На тот момент химики уже синтезировали химические вещества — альдегиды, которые могли продлевать стойкость. Альдегиды были слишком насыщенные и из-за этого парфюмеры побаивались их использовать.

Но Коко обладала смелостью не только в стилизации, создании нарядов, но и в том, чтобы создать аромат на основе альдегидов.

-5

Химик представил десять вариантов парфюма с разной резкостью и процентом нот. Флаконы были пронумерованы от 1 до 5 и от 20 до 24. Из всех пробных образцов Шанель выбрала пятый.

«Я всегда выпускаю свою коллекцию на 5-й день 5-го месяца, поэтому кажется, что число 5 приносит мне удачу — поэтому я назову его "Nº 5"», — объяснила Шанель.

Для нового аромата она выбрала радикальный по своей простоте флакон с лаконичной белой этикеткой и граненой пробкой, вдохновленной Place Vendome в Париже.

Сдержанная, маскулинная бутылка считалась революционной в то время, когда в моде были щедро декорированные кристальные флаконы.

Работа художника Энди Уорхола
Работа художника Энди Уорхола

С тех пор его дизайн практически не изменился. Тридцать лет спустя стеклянной прямоугольной бутылочке Chanel № 5 была посвящена выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а спустя несколько лет серию полотен в честь легендарного аромата представили художники Энди Уорхол и Сальвадор Дали.

Работа Сальвадора Дали
Работа Сальвадора Дали

Ходят слухи, что этот микс был результатом лабораторной ошибки. Ассистент Бо добавил слишком много альдегидов, их раньше не использовали в такой дозировке. Впрочем, точная формула аромата до сих пор находится в строжайшем секрете (он хранится в сейфе, шифр известен только Оливье Польжу — нынешнему парфюмеру Дома Chanel).

Мадемуазель пригласила Бо и его друзей в популярный ресторан на Французской Ривьере, чтобы отпраздновать выход аромата, и решила распылить духи за столом. Говорят, что каждая женщина, проходившая мимо, останавливалась и спрашивала, что это за запах. А он был и правда чарующим.

Верхние ноты методом дистилляции получают из иланг-иланга, лепестки которого обрабатываются с паром, — так получаются чистейшие эфирные масла. Аромат также соткан из нот розовой центрифолии (или майской розы), особого цветка, который цветет только один раз в год в течение трех недель в мае. Его собирают исключительно на полях во Французской Ривьере, в Грассе. Оттуда же везут и жасмин, который цветет всего лишь несколько месяцев в году, а собирают его только рано утром. Всего лишь на один флакон Chanel № 5 объемом 30 мл требуется 12 цветов розы и около тысячи цветов жасмина!

Считалось, что женщины из высшего общества выбирали цветочные моноароматы, в то время как куртизанки пользовались композициями с мускусом или жасмином, чтобы привлечь внимание мужчин.

Выбрав аромат, сочетающий чувственные жасмин и мускус с цветами и альдегидами, Шанель создала аромат, который перестал указывать на социальное положение женщины.

Женщина не имеет права пахнуть тем, мимо чего она проходила, — пищей, пылью, сыростью и уж, конечно, потом! А еще она не должна пахнуть цветочной оранжереей, втиснутой в расфуфыренный флакон

Первая партия аромата продавалась исключительно в бутике Chanel и в первый же день 5 мая 1921 года выстроилась очередь из желающих приобрести новую композицию.

-8

В качестве первой рекламной фотографии Шанель выбрала собственный снимок с подписью "Каждая женщина любит Chanel № 5 "

-9

В 1970-х духи представляла Катрин Денев. Снятая Ричардом Аведоном, реклама была настолько же минималистична, как и сам флакон, на постере были только лицо актрисы и сами духи. Амбассадором аромата в 1990-е годы становится Кароль Буке. А съемками кампаний занимались такие признанные звезды фотографии, как Патрик Демаршелье и Доминик Иссерманн.

-10

Лицом легендарного аромата в свое время становилась Николь Кидман, Кэндис Берген, Лорен Хаттон, Одри Тоту и Жизель Бундхен. А в 2012 году лицом женского аромата впервые в истории стал мужчина — Брэд Питт

Бред Питт
Бред Питт

Но лучшая реклама Chanel № 5 вовсе не была рекламой.

Когда редактор Marie Claire Жорж Бельмон спросил Мэрлин Монро, что на ней надето, когда она ложится в постель?

"Ничего, кроме нескольких капель духов Chanel", - ответила Мэрлин Монро.
Мэрлин Монро
Мэрлин Монро

А как вы относитесь к этому легендарному аромату?

-13