Найти в Дзене
InFoPuLs

«Не дождётесь!» — последние слова легенды: Ушёл из жизни Александр Митта, создатель «Экипажа» и учитель звёзд

Оглавление

Российский кинематограф потерял легенду. Александр Митта — режиссёр культового «Экипажа» и «Гори, гори, моя звезда» — скончался в возрасте 92 лет от рака почки. Человек, который в 90 лет говорил «Не дождётесь!» всем, кто списывал его на покой, ушёл тихо, в кругу семьи. Что скрывалось за железной энергией мастера? И почему его последний фильм стал болью всей жизни?

Шок для киномира: Как умирал создатель «Экипажа»

О смерти отца сообщил сын Евгений в соцсетях: «Мой дорогой папа ушёл из жизни сегодня. Любим, скорбим» — всего несколько слов, за которыми скрывается огромная утрата.

Последние месяцы Александр Наумович провёл на паллиативном лечении. Диагноз «рак почки» прозвучал как приговор, но даже болезнь не смогла сломить его дух.

-2

«Ему всегда надо что-то генерировать, обдумывать. Энергия-то огромная была» — вспоминает сын режиссёра. Эта неиссякаемая энергия питала всё, что делал Митта. От съёмок первого советского фильма-катастрофы до работы над театральными постановками в 90 лет.

Коллеги до сих пор не могут поверить в случившееся. Ведь ещё совсем недавно, в 2013 году на «Кинотавре», получив приз за вклад в кинематограф, он заявил: «За заслуги поощряют ветеранов. Мол, возьми, дедуля, и отодвинься. А я на отдых не собираюсь. Не дождётесь!»

Эта фраза стала его девизом. И он сдержал слово — работал до последнего дня.

Семейная трагедия, которая закалила характер

Чтобы понять, откуда у Митты была эта невероятная стойкость, нужно заглянуть в его детство. Родившийся в 1933 году, он пережил настоящий ад — семейные репрессии, которые могли сломать любого.

Его мать провела десять лет на Колыме. Многие родственники были арестованы или расстреляны. Маленький Саша рос в атмосфере страха и неопределённости.

-3

Чтобы обезопасить себя, он поступил в строительный институт — профессия казалась надёжной. По слухам, учился у самого архитектора Константина Мельникова. Но после смерти Сталина что-то изменилось.

«Я решил следовать зову сердца» — вспоминал позже Митта. Бросив строительство, он поступил на режиссёрский факультет ВГИКа к легендарному Михаилу Ромму.

Это решение изменило не только его жизнь, но и всю историю советского кино.

«Экипаж»: История съёмок, потрясших СССР

1979 год. Митта решается на невозможное — снять первый советский фильм-катастрофу. Голливудский «Аэропорт» вдохновил его на создание чего-то принципиально нового для отечественного кино.

История экипажа самолёта Ту-154, столкнувшегося с землетрясением и поломками, собрала в прокате более 71 миллиона зрителей. Цифра, которая и сегодня кажется фантастической.

«Я хотел снять сказку, где герои, как три богатыря, творят чудеса на ковре-самолёте» — признавался Митта в интервью. Но реальность внесла свои коррективы.

-4

Начальство потребовало: «Делать подвиг советского человека». Цензура правила сценарий, вырезала сцены, но даже в урезанном виде «Экипаж» стал сенсацией.

Советская публика впервые увидела динамичное кино с голливудским размахом. Кинотеатры были переполнены, билеты доставали по блату.

Скандал с Яковлевой: Что вырезала цензура

Но самый большой скандал разгорелся вокруг сцены с Александрой Яковлевой. То, что попало в прокат, было урезано в четыре раза. Даже в таком виде сцена вызвала переполох среди бдительных контролёров «Мосфильма».

«Что же там было в оригинале?» — этот вопрос до сих пор волнует киноманов. Полная версия так и не увидела свет, но те, кто видел отснятый материал, утверждают: это была одна из самых чувственных сцен в истории советского кино.

-5

Митта научился лавировать, вставляя в фильмы сцены, которые заведомо вырезали, чтобы сохранить главное. «Я знал, что лучше держаться подальше от власти» — говорил он.

Эта мудрость помогла ему выжить в системе, не потеряв творческую свободу.

Тайная жизнь гения: Дом на Удальцова и легенды кино

Мало кто знает, что дом Митты на улице Удальцова был настоящим центром культурной жизни Москвы. Здесь бывали Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и другие легенды.

Хозяйкой этого «салона» была жена режиссёра — Лилия Майорова, художник-конструктор детских книг. Её фирменная баранья нога стала гастрономической легендой среди творческой интеллигенции.

-6

«Мама была визионером в дизайне и уюте» — вспоминает сын Евгений. Она создавала уникальные книжки-раскладушки, а Александр Наумович иногда помогал с макетами, применяя инженерные навыки.

Лилия взяла на себя быт, позволяя мужу сосредоточиться на творчестве. «Она была моей опорой» — не раз говорил Митта.

-7

В этом доме рождались идеи будущих фильмов, велись споры о искусстве, звучали песни под гитару. Атмосфера, которую сегодня уже не встретишь.

Учитель звёзд: Как Митта воспитал новое поколение

Митта был не только режиссёром, но и выдающимся педагогом. Он преподавал в Москве и Гамбурге, обучая студентов не абстрактным теориям, а конкретным инструментам.

-8

«Отец искал рациональный элемент, чтобы даже человек со скромными способностями мог добиться результата» — рассказывает Евгений.

Один из его учеников — Николай Лебедев, снявший ремейк «Экипажа» и «Легенду № 17». «Коля — самый усердный мой ученик» — с улыбкой вспоминал Александр Наумович.

-9

Его лекции были популярны, потому что он учил строить драматургию, где конфликт — сердце любой истории. Простые формулы, которые работают.

Последняя мечта: Фильм, который не поняли

Последней работой Митты стал фильм «Шагал — Малевич» (2013) — байопик о двух гениальных художниках. Для режиссёра это был особенный проект.

«Я всегда мечтал быть художником. Живопись люблю с детства, часто хожу в музеи» — признавался он. Картина стала данью любви к искусству, но зрители её не поняли.

-10

Фильм не стал фестивальным хитом, кассовым успехом. Но для Митты он был важнее всех наград. «Малевич открыл миру абстрактное искусство, а Шагал убегал от конфликтов» — объяснял он концепцию.

Возможно, это было слишком личное, слишком глубокое для массовой аудитории. Но именно в этом фильме Митта показал себя настоящим художником.

Наследие мастера: Что останется после легенды

Александр Митта ушёл из жизни, оставив 16 фильмов, которые продолжают вдохновлять. От дебютного «Друг мой, Колька!» до последнего «Шагал — Малевич».

«Он всегда был в движении. Даже если идея не становилась фильмом, он продолжал работать» — говорит сын Евгений.

Некоторые художественные фильмы Александра Митты:

«Друг мой, Колька!» (1961) — драма; «Без страха и упрёка» (1962) — драма;  «Звонят, откройте дверь» (1965) — детский фильм;  «Гори, гори, моя звезда» (1969) — трагикомедия;  «Москва, любовь моя» (1974) — мелодрама; «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976) — сказка с Владимиром Высоцким в главной роли;  «Экипаж» (1979) — первый советский фильм-катастрофа;  «Сказка странствий» (1982) — фильм-сказка;  «Граница. Таёжный роман» (2000);  «Шагал — Малевич» (2013).

Документальные
С 1987 года Митта участвовал в съёмках документальных фильмов. Некоторые из них: «Четыре встречи с Владимиром Высоцким»;
«Как уходили кумиры»;
«Борис Чайковский. Он жил у музыки в плену»;
«Великие комбинаторы»;
«Всегда ваш, товарищ Сухов».
В 2006 году Митта снял документальные фильмы, посвящённые актёрам Олегу Ефремову, Борису Барнету, Владимиру Басову, Леониду Филатову, а также двухсерийный документальный цикл про Евгения Леонова («Евгений Леонов. Исповедь», «Евгений Леонов. А слёзы капали…»).

Митта показал, что кино — это труд, страсть и вера. Его «Экипаж» взлетел в небо советского кино, а «Гори, гори, моя звезда» зажгло сердца зрителей.

В 1990-е годы он мог остаться в Германии, где преподавал, но вернулся: «Я связан с Россией культурой и языком».

Сегодня российский кинематограф прощается с мастером, который никогда не сдавался. Человеком, который в 90 лет говорил системе: «Не дождётесь!»

И пока мы пересматриваем его фильмы, Александр Наумович остаётся с нами — в небе, в самолёте, в истории.

Александр Митта скончался 14 июля 2025 года на 92-м году жизни. Причина смерти — рак почки. Прощание с режиссёром состоится в ближайшие дни.

-11