В понедельник, 14 июля, не стало российского актера и режиссера Юрия Мороза. Прожив 68 лет, Мороз запомнился зрителям как работами над сериалами, так и экранизацией Достоевского. Его творчество всегда останется с нами.
Гражданская панихида — прощание состоится 16 июля в Большом траурном зале ЦКБ 1 в 10:00. Отпевание пройдет в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище в 12:30 только для родных и близких. Похороны пройдут в тот же день. Режиссер упокоится на Ваганьковском кладбище.
Знаете, бывает такое: включаешь сериал, чтобы просто скоротать вечер, а потом сидишь до трёх ночи, потому что не можешь оторваться? Именно так у меня было с «Каменской». Я тогда ещё училась в универе, пила кофе литрами и случайно наткнулась на этот детектив. И всё, пропала. Юрий Мороз, режиссёр, который стоит за этим шедевром, умел делать кино, от которого мурашки. Давайте я расскажу, почему его творчество так цепляет и почему я до сих пор пересматриваю его работы, заваривая чай и укутываясь в плед.
С чего всё началось: парень из Краснодона
Юрий Мороз родился в 1956 году в Краснодоне, в семье, где о кино, наверное, и не мечтали: отец чинил провода, мама спасала жизни как хирург. А он, представляете, взял и пошёл в Школу-студию МХАТ! Окончил в 1979-м, начал сниматься. Если вы видели «Принцессу цирка» (1982), то точно запомнили его Тони — такой лёгкий, обаятельный, будто твой сосед, который всегда шутит.
Но актёрство было для него лишь разогревом. Он поступил во ВГИК, учился у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, а потом начал снимать своё.
«Каменская»: детектив, который как родной
Скажете, что российские сериалы — это не ваше? А вот я поспорить готова, что «Каменская» (1999–2011) зацепит любого. Этот сериал по книгам Александры Марининой. Елена Яковлева играет Анастасию Каменскую так, что я ей завидую: умная, ироничная, но с такой глубиной, что веришь каждому её слову. Я смотрела и думала: Как он из обычного детектива лепит такую живую историю?»
Тут и мрачные московские дворы, и диалоги, будто подслушанные у соседей, и актёры — Сергей Гармаш, Андрей Панин, Дмитрий Нагиев, — которые играют так, что забываешь, что это кино. Я до сих пор, когда грустно, включаю пару серий, и это как встретиться со старыми друзьями. Мороз сделал «Каменскую» эталоном.
«Точка»: кино, после которого молчишь
В 2006-м Мороз запустил свою кинокомпанию «Мороз фильм», и первым делом снял «Точку». Ох, этот фильм — как удар в солнечное сплетение. История про женщин, которые оказались на самом дне, но всё ещё цепляются за жизнь, трогает до слёз. Виктория Исакова, его жена, и дочка Дарья Мороз сыграли так, что я сидела, вцепившись в подушку. Михаил Ефремов и Анна Уколова — это просто разрыв сердца.
Я смотрела «Точку» с подругой, и мы потом полночи спорили: как можно снять такое честное кино? Оно про достоинство, про надежду, про то, как не сломаться. Фильм даже приз в Чикаго получил, и я понимаю почему — он настоящий. Если не видели, найдите время, но предупреждаю: после него захочется обнять всех, кого любите.
«Инквизитор»: мрак, от которого не оторваться
«Инквизитор» (2014) — это Мороз в жанре тёмного детектива, и, боже, как же это круто! Вымышленный городок Мельберг, убийства, послания на латыни — я смотрела, затаив дыхание, и пыталась угадать, кто этот маньяк. Спойлер: не угадала! Мороз так закручивает сюжет, что ты как в лабиринте: каждый поворот — сюрприз.
Виктория Исакова и Дарья Мороз снова на высоте, а Андрей Смоляков и Виктор Вержбицкий добавляют такой вес, что сериал кажется почти осязаемым. Я смотрела его по ночам, и, честно, пару раз проверяла, закрыта ли дверь — настолько мрачная атмосфера. Если любите детективы, которые держат в напряжении, это ваш must-watch.
«Апостол»: война в душе и на экране
«Апостол» (2008) — это как прыжок в 1942 год, в мир шпионов и моральных дилемм. Учитель, который притворяется своим братом-диверсантом, — это не просто про войну, это про выбор, который разрывает изнутри. Евгений Миронов играет так, что я до сих пор вспоминаю его взгляд — как будто он несёт весь мир на плечах. Дарья Мороз и Николай Фоменко тоже не дают отвести глаз.
Я смотрела и думала: а что бы я сделала на месте героя? Мороз умел показывать войну не только как стрельбу, но как борьбу внутри человека. Каждая серия — как маленький фильм, который хочется обсудить с кем-то за кофе.
«Угрюм-река»: Сибирь, страсти и размах
Когда я узнала, что Мороз взялся за «Угрюм-реку» (2020), я была в восторге. Экранизация романа Шишкова — это про семью Громовых, про любовь и предательство в Сибири XIX века. Александр Горбатов, Юлия Пересильд, Александр Балуев — они такие живые, что кажется, будто ты с ними в этой суровой тайге.
Пейзажи в сериале — это отдельная любовь. Да, кто-то критиковал, но я влюбилась в этот размах. Это шикарная история взаимоотношений человека и денег. Больших денег.
О, если бы мог помыслить человек, что, может быть, думают в безмолвии своем эти первозданные золотые блестки! Люди ослепленно ликовали: «Мы покорили золото. Что хотим с ним, то и делаем». Золото смеялось им в ответ: «Я покорило человека. Весь мир да поклонится моему величию и да послужит мне»
Если любите эпичные истории, выделите выходные — не пожалеете.
«Содержанки»: дерзко и про нас
Третий сезон «Содержанок» (2021) — это Мороз, который говорит про наше время. Сериал про мир, где всё продаётся и покупается, но чувства всё равно прорываются. Дарья Мороз, Сергей Бурунов, Марина Зудина, Софья Эрнст — это просто фейерверк. Я смотрела и ловила себя на мысли: «Блин, а ведь это про нас, про наши страхи и мечты».
Мороз сделал сериал, который как зеркало: смотришь и видишь себя. Это не просто развлечение, это разговор по душам.
«Лунатики»: финал, который трогает до слёз
Последняя работа Мороза, «Лунатики» (2022), — это как открытое письмо. Детективная драма режиссёра Юрия Мороза, основанная на реальных событиях. История матери, которая борется за сына, — это так честно. Мороз снимал, несмотря на все трудности, и это чувствуется: каждая сцена — как кусочек его души.
Он умудрялся говорить о таких сложных вещах так просто? «Лунатики» — это финал, который достоин мастера.
Почему Мороз — это навсегда
Юрий Мороз ушёл 14 июля 2025 года, но его кино осталось с нами. Для меня, которая обожает фильмы, его работы — это про сердце. От «Каменской» до «Лунатиков» он рассказывал истории, которые про всех нас.
Юрий Мороз проявил себя в кинематографе как актёр, режиссёр, сценарист и продюсер.
Некоторые работы Юрия Мороза как актёра:
- «Юность Петра» (1980, Алеша Бровкин);
- «В начале славных дел» (1980, Алеша Бровкин);
- «Шагреневая кожа» (1982, Рафаэль де Валентен);
- «Принцесса цирка» (1982, Тони);
- «Пацаны» (1983, Костя);
- «Лермонтов» (1986, Николай Соломонович Мартынов);
- «Ночной визит» (1998, Сергей);
- «Дети Ванюхина» (2005, Вольф).
Некоторые работы Юрия Мороза как режиссёра:
- «Чёрный квадрат» (1992);
- «Каменская» (с первого по третий сезон, 1999–2003);
- «Женщины в игре без правил» (2003);
- «Дети Ванюхина» (2005);
- «Точка» (2006);
- «Братья Карамазовы» (2007);
- «Апостол» (2008);
- «Пелагия и белый бульдог» (2009);
- «Последние римляне» (2011);
- «Инквизитор» (2014);
- «Угрюм-река» (2021);
- «Содержанки» (третий сезон, 2021).
Некоторые работы Юрия Мороза как сценариста:
- «Чёрный квадрат» (1992);
- «Женщины в игре без правил» (совместно с Аленой Званцовой, 2003);
- «Точка» (2006);
- «Раневская» (совместно с Ларисой Жолобовой и при участии Алины Семеряковой, 2023);
- «Лунатики» (2023).
Некоторые работы Юрия Мороза как продюсера:
- «Прибытие поезда» (1995);
- «Дети Ванюхина» (2005);
- «Золотой теленок» (2005);
- «Мастер и Маргарита» (2005);
- «Точка» (2006);
- «Братья Карамазовы» (2007);
- «Ликвидация» (2007);
- «Апостол» (2008);
- «Никто не знает про секс 2» (2008);
- «Мымра» (2008);
- «Пелагия и белый бульдог» (2009);
- «Огни большого города» (2009);
- «Хранители сети» (2010).
Если вы ещё не видели его фильмы, начните с «Точки» — она разобьёт вам сердце, но оно того стоит. А если вы уже фанат, напишите в комментариях, что любите больше всего. Я, кстати, до сих пор не могу выбрать между «Каменской» и «Точкой» — это как выбирать между кофе и чаем. Оба греют душу.