Декабрь 1986 года. Для молодого офицера отличное время для проведения отпуска.
- Солнце жарит и палит, в отпуск едет замполит. Снег, мороз, февраль холодный, в отпуск едет Ванька-взводный.
- Сын! Всё нормально. Главное, отдохнёшь дома на Родине, - говорит мне папа. Были на Остряках в гараже, провели техосмотр папиной «Волги», заодно пообщались с дядей Лёшей - другом папы, они были вместе в командировке в НДРЙ (Народно-демократическая республика Йемен, проще Южный Йемен)
- Сын! Давно мы с тобой не гуляли вместе по городу. Давай выходим на Кожанова и пройдёмся по Ленина до Графской, а оттуда на Центральный рынок, сядем на тралик и домой.
- Папа! Я только - ЗА! Двумя руками.
Мы сошли с троллейбуса №12 на Кожанова и пошли походным шагом. Папе 50 лет, скоро год, как в отставке. Сухой, жилистый, энергичный. Мы с ним одного роста. Мне 26 лет. Старший лейтенант. Только стал командиром ЗРД (зенитно-ракетного дивизиона) ракетного крейсера «Владивосток». О чём могут говорить сын с отцом, следуя своим курсом к Графской пристани? Правильно, о самом насущном для всех мужчин, фанатов футбола и что купим в подарок маме и бабушке на Новый год. Наш разговор прервал оклик.
-Юра! Юрий Сергеевич! - Голос относился к мужчине папиного возраста, чуть выше среднего, худого, в сером плаще.
- Саня! Ты? - Папа подошёл к мужчине. Чтобы не мешать я отошёл. Они оживлённо поговорили минут 15 и, пожав друг другу руки, разошлись.
- Это Саша Н. с выпуска из училища не виделись. Служил, как и ты на ТОФЕ. Только, на МПК (малый противолодочный корабль) в СовГаване (Советская Гавань) и Корсакове. Тоже уволился два года назад. Спешит. Жена болеет, - сказал папа, пока мы набирали средний ход, следуя ранее намеченному плану.
- Знаешь, Сергей! У него была очень интересная история. И папа мне её рассказал.
- Лето 1958 года. Баку. Вечер. Группа молодых новоиспечённых лейтенантов, выпускников штурманского факультета Каспийского Высшего Военно-Морского училища шли по дороге из города в сторону училища. Все они был северянами, так они себя сами называли.
Дорогой читатель! Здесь, я сделаю небольшое отступление от темы. Оно важно для меня, сына своего отца и его друзей. В память о прекрасных людях, которые мальчишками пережили войну, выстояли под ударами судьбы и посвятили всю свою жизнь служению нашей Родине на море. В 1954 году они поступили учиться на штурманский Факультет Североморского Высшего Военно-морского Училища. Училище находилось в Архангельск в Соломбале. Соломбала - очень интересное название. Произошло от названия народов, населявших Архангельскую губернию в 15 веке. Слово означает- грязное, низменное болотистое место. Второй вариант названия связан с именем Великого Петра 1.
Спустив новый корабль для Русского Флота, навалив соломы, жители и военные и на ней праздновали, танцевали, устраивая гуляния. Училище было создано благодаря усилиям Наркома ВМФ СССР Кузнецова Николая Герасимовича для подготовки офицерских кадров для Северного Флота. Поэтому, в училище набирали ребят с Северных районов нашей необъятной Родины. В основном, это были сыновья тех, чьи отцы сражались в Великую Отечественную войну на Севере за нашу Советскую Родину. Каждое утро лыжня 5 км. Если пурга - уборка снега. В спальном корпусе зимой температура +14 -17 градусов. Курсантов сразу приучали жить в холоде. В 1957 году приказом Министра обороны СССР маршала Жукова Г.К. училище было расформировано, а курсантов отправили доучиваться в Баку. Север сближает людей. Поэтому, все ребята держались друг за друга. После занятий футбол, борьба самбо. Все всегда вместе.
Впереди шла четвёрка лейтенантов - три мушкетёра, как их прозвали ещё с 1 курса: Женя Осташевский (Джон), Боровушкин Юра (Юра), Алдаев Витя (Виктор) и Боря Царёв (Царь, он же Д’Артаньян). Чуть сзади шли Женя Евдокимов и Саша Н. Выпуск прошёл два дня назад. Но они все, выпускники, попали в жернова знаменитого хрущёвского сокращения Вооружённых Сил на «миллион двести». В одночасье, получив, заслуженные погоны и кортики, их всех, североморцев, сразу уволили. Начальник училища, контр-адмирал Рамишвили Семён Спиридонович (Человек, о котором можно написать несколько книг, а о его смелости, героизме, умение воевать можно снимать фильмы) построил выпускников и сказал: «Товарищи офицеры! Кто хочет продолжить службу, пусть дождутся меня. Я лечу в Москву и постараюсь вернуть Вас обратно на флот. Кто решил не ждать моего приезда из Москвы, могут забрать документы и должны убыть из расположения училища» … Часть выпускников разъехалось на «гражданку». Все северяне решили остаться.
Жара спала. Но, Баку или, как любил говорить мой папа «Бакэ», южный город. Было ещё очень и очень тепло. Настроение у всех было - ноль. Шли вторые сутки после выпуска. Походя мимо остановки автобуса, ребята заметили молодую девушку, стоявшую под шелковицей. Мушкетёры проследовали мимо неё, не обращая внимания, зато Саша Н. взял и подошёл к девушке.
- Добрый вечер! Меня зовут Саша! Я Вас не знаю. Не подумайте ничего плохого. Выходите за меня замуж.
- Я согласна, - сказала девушка. Сама она была невысокого роста, худенькая, с правильными чертами лица и русыми локонами волос.
- Я серьёзно Вам делаю предложение.
- И я серьёзно Вам даю своё согласие. Кстати, меня зовут Люда….
- Вот так они и познакомились. Сашу ты, сын, увидел. Они расписались. Начальник училища прибыл через неделю. Всю четвёрку мушкетёров. плюс Витю Алдаева распределили на ЧФ. А Саньку отправили на ТОФ. С тех пор, мы не виделись. С женой они вместе 28 лет. Двое детей. Вот так бывает в жизни, сын. Молодые люди встретились случайно и сразу поженились. Живут вместе, ни о чём не жалея… Так, за рассказом папы, мы пришли на Графскую пристань, постояли, потом сфотографировались и пошли домой.
Май 2008. Севастополь. Дача. Звонок на папин мобильный
- Юра! Это Люда - жена Саши Н. Вы меня помните?
- Конечно. Вы - жена моего друга и однокашника по училищу.
- Саша умер. Инфаркт. Послезавтра похороны. Приезжайте, если сможете к 10:00 в церковь на Пожарова. Там Сашу будут отпевать. В 12:00 на 5 км будем хоронить.
- Люда! Вам помощь нужна? Деньги или что ещё, мы с сыном готовы помочь.
- Спасибо. Ничего не надо. Мы справимся сами…
Папа стоял бледный, сжимая мобилу в руках и молчал.
- Юра! Что случилось? - спросила моя мама.
- Саня Н ушёл.
Папа никогда не говорил, что кто-то умер. Он всегда говорил - ушёл. Молча, повернувшись, папа пошёл к себе в насосную. Боцман (наш пёс) пошёл за папой. Он всегда сопровождал папу на даче…
Утром следующего дня. Где-то, около 7:00 звонок папе на мобильник.
- Дядя Юра! Это дочь Н. Мама сегодня ночью, под утро, умерла. Сердце…
Услышав эту весть, папа зашёл на кухню, налил себе стакан коньяка и выпил. Сел. Посидел минуты 3 молча. Налил ещё стакан коньяка и выпил. Встал и ушёл в сад под черешню… Их похоронили вместе с разницей в один день. После похорон, дома, папа сказал:
- Сын! Вот так, бывает в жизни. Случайная встреча. Сразу женятся. Любовь приходит после. И они живут душа в душу. На плечи их ложится очень много. Служба в дальних гарнизонах - не мёд, сам знаешь. А они живут вместе и уходят вместе. Потому что жить друг без друга они не смогут.
09.03.2023
Дед Боровик и Боровичок