Я не гонюсь за ранним развитием. Уважаю возрастные особенности и верю в право ребёнка быть ребёнком. Но иногда случаются удивительные моменты, когда игрушка, формально кажущаяся «на вырост», раскрывается совсем по‑другому — не как дидактическое пособие, а как повод к сотворчеству и настоящему, не поддельному, не «раннему», а именно по возрасту — развитию.
Сегодняшний материал — об особенностях мышления и возможностях восприятия ребёнка раннего возраста на пути к дошкольному детству. О развивающем взаимодействии. Об игре не ради результата. Об игре ради самой игры — но с глубокими смыслами: детскими и взросло-педагогическими. И, конечно, о нашем игровом опыте, некоторых результатах и выводах.
Эта история об игре «Застенчивый кролик со шляпой»
Знакомство с первой игрой из этой серии головоломок у меня случилось ещё на курсе повышения квалификации по направлению ИКТ, который я проходила на базе педагогического колледжа. Не считаю себя пещерным человеком, но в работе с детьми люблю всё, что можно потрогать руками. И если мне на выбор предложат интерактивное пособие для компьютера или какого-нибудь гаджета и «реально-игральную» вещь — я выберу второе. Тем более что ассортимент этого «второго» сейчас очень широк.
Так вот, из того курса я «взяла на карандаш» несколько игр. Одной из них была головоломка «Цветовой код». Сначала приобрела её для дома. Потом такую же заказали в детский сад — отлично вписалась в тематику работы. Позже я купила эту игру в подарок сыну подруги. Она прислала мне фото из Риги — и я сразу поняла: могу смело взять такую же для них в России, «на вырост». Зная, как часто они приезжают на Родину, была уверена — пригодится.
А уже после рождения младшей дочери случайно встретила версию игры для малышей — «Застенчивый кролик со шляпой». Вообще, модификаций этой головоломки сейчас множество — от снежинок до времён года и небылиц.
Итак, об игре «Застенчивый кролик со шляпой». Производитель заявляет её как настольную логическую игру для возраста 2+. Как и в классическом варианте, в комплект входят подставка, прозрачные плитки с изображениями и буклет с игровыми заданиями-головоломками и решениями. Задача игрока — составить композицию, в точности соответствующую изображению в задании.
То есть, по сути, цель игры — выполнение задания. И вот тут у меня возникает вопрос: а нужно ли нам с двухлетним малышом обязательно этой цели достигнуть? Сложно сказать, стала бы я вообще задумываться об этом, если бы голова моя была настроена иначе. Ответ, кстати, у меня уже имеется — и он красной нитью пройдёт через весь последующий текст.
Сегодня нам 2 года и 7 месяцев, а познакомились мы с игрой, наверное, как раз в 2 года — как и «прописал» производитель. На сегодняшний день это одна из наших любимых игр.
А самое интересное, возвращаясь к теме выполнения заданий, мы их уже выполняем. И я даже не заметила, не уловила тот момент, когда мы перешли на уровень «выполнения заданий». Я ни разу не предлагала дочке буклет с заданиями, попросту не считая это необходимым. Мы просто какое-то время играли с зайцем: сажали на полянку, кормили морковкой, надевали нагрудник, катали с горки… В общем, «оживляли» изображения, ассоциировали, придумывали ситуации, в которых кролик становился не просто фигуркой, а героем маленьких историй.
Но обо всём — по порядку.
Кролика мы назвали зайцем. Я просто спросила: «Кто это?» — и получила самый логичный для двухлетки ответ. Мы долго рассматривали коробку, вместе её открывали, вынимали по очереди элемент за элементом, внимательно их изучали.
У дочки речь развивается очень активно, и к моменту знакомства с игрой она уже могла вербально идентифицировать изображения как минимум на пяти плитках — кролика, морковку, шляпу, «яблочки» и «водичку». Остальные картинки поначалу интерпретировала я, а потом и она сама. Буклет с заданиями мы практически сразу отложили в сторону — у дочки в руках были вещи куда интереснее. Я же в момент знакомства с игрой сочла его использование неактуальным. Мы стали играть. Беседовать. Даже немного творить.
Так началась наша версия «Застенчивого кролика»
В ней нет правильных или неправильных решений, но она наполнена правильными смыслами.
Работа с детьми раннего возраста в первую очередь основана на демонстрации способов деятельности. Взрослый кормит куклу своей взрослой рукой и предлагает ребёнку повторить — его детской. Прокатываем мячик по столу — сначала взрослый, затем малыш повторяет движение. В игре «Застенчивый кролик» ничего принципиально не меняется, за исключением того, что материал может показаться более абстрактным.
Да, изображения на плитках чаще всего представляют собой какие-то фигуры, и вроде бы непонятно, как они могут пригодиться в игре с двухлетним ребёнком.
Особенности развития мышления ребёнка 2–3 лет и их использование в игре «Застенчивый кролик»
Теоретики по-разному описывают процесс развития мышления у детей в части возрастных рамок этапов, да и сами границы того или иного этапа, естественно, стерты. То есть понятий «старт» и «финиш» в этом вопросе не существует. Есть авторы, которые считают, что наглядно-образное мышление начинает формироваться уже в возрасте 2–3 лет, когда к изучению мира руками и накопленному опыту добавляется система образов, запечатлённых в памяти.
Говоря простым языком, наглядно-образное мышление помогает представить себе что-либо зрительно, не взаимодействуя с данным предметом или образом в реальности.
Так 2–3 года — это рано? Я склонна считать, что как раз вовремя. И тогда в плане игры для нас открываются огромные возможности: уже есть на что опереться и куда идти. Это и есть работа с зоной ближайшего развития. Каждый из абстрактных элементов может стать в голове ребёнка реальным предметом. Достаточно лишь подсказать, показать, как простая плитка становится для зайца важным атрибутом.
Игра «Застенчивый кролик со шляпой»: интерпретация образов
Первой «незнакомой» для нас плиткой стала «полянка» — именно потому, что она одновременно и самая простая для детского восприятия. Да и остальные, как оказалось, были совсем несложными.
Смотри: зайка прыгнул на зелёную полянку. Где он сидит?
Надо отдать должное цветовому исполнению головоломки — все цвета чистые, насыщенные, они отлично подходят для развития цветовосприятия. А зайках и полянках дети слышат, пожалуй, с самого рождения.
Какие ещё плитки интерпретировала я? Горка. Гора. Да, это разные вещи. Стол. Забор. Дверь.
И посмотрите, как с каждым новым словом и образом расширяются игровые и сюжетные возможности. Я уже не раз говорила, что мы часто недооцениваем детей. Угадайте, кто назвал нагрудник нагрудником в тот момент, когда мама «зависла»? Ага, дочка. У зайца нагрудников два — маленький и огромный.
Пока я не совсем поняла эту историю, но противоположный размер вещей мы определяем словами «маленький» и «огромный», причём интонационно по-разному выделяя каждое из них. Слово «большой» мы не используем. Интересное наблюдение, правда?
Нагрудники! Надо же было сообразить! И это тоже неплохо — мы даём ребёнку возможность делать выбор. Я даже иногда спрашиваю, почему сегодня зайка надел большой нагрудник. Потому что он ест суп. Да-да, в меню не только морковь.
Среди плиток есть море — иногда оно становится речкой, ручейком или просто водичкой. Есть качелька, которая, перевернувшись, превращается в окно. Есть и другие плитки — не такие любимые, кстати, и редко используемые. Но и здесь я нахожу объяснение: вероятно, дочке сложно подобрать для них образы из-за недостаточного опыта.
Смотри, зайка спрятался за… всё что угодно, что придёт на ум!
А теперь он катится с горки.
Зайка плавает в море.
Зайка качается на качелях!
Плитка с качелькой переворачивается — и вот уже зайка заходит в дом: качелька превратилась в дверь.
Зайка устал играть и хочет отдохнуть. Положи его в кроватку.
Вот так и болтаем. Придумываем мини-сценки, двигаем плитки, называем действия. Это уже не логическая игра — это разговор в картинках, маленький театр. Это и есть развивающее взаимодействие, не обучение в режиме «положи под/над» ради того, чтобы освоить представления о положении предметов в пространстве или, например, начать использовать предлоги. Смыслы — в игре, в процессе, в проживании. В том, как ребёнок действует, говорит, смотрит, ищет, пробует. И тогда предлоги сами встают на положенное им место — потому что не вызубрены, а прочувствованы, прожиты в действии и разговоре. Потому что за каждым «над» и «под» стоит не правило, а заяц в шляпе, полянка, качелька и взрослый, который рядом.
Это и есть работа наглядно-образного мышления: видеть больше, чем нарисовано, оживлять образ и вкладывать в него смысл. И если ребёнок называет зелёную плитку полянкой, а круг с выемкой — нагрудником, значит, это и есть настоящая полянка и настоящий нагрудник. А логика? Она будет строиться на этом детском «настоящем».
Знаете, среди огромного количества развивающих материалов для детей — порой с весьма странными возрастными маркировками — эта игра, при нормативном развитии ребёнка, оказывается просто вовремя. Не на опережение. Не про «раннее развитие». А про то, что нужно.
При внешней кажущейся замысловатости и решении вроде бы глобальных задач, она — интересная, понятная и доступная. Герой? Есть. Базовые предметы? Изображены. Формы? Просты и подходят для интерпретации. Цвета? Повторюсь: чистые, насыщенные, удобные для различения и называния.
А что с буклетом с заданиями? Его куда?
Просто положить рядом и дождаться подходящего момента. Хотя, честно говоря, я его даже не ждала — буклет обычно лежит в упаковке вместе со всеми остальными элементами. Возвращаясь к началу: я не уловила, как дочка стала собирать плитки по ориентирам из заданий. Просто в какой-то момент взяла — и стала. Более того, она иногда корректирует последовательность действий, если что-то «не так».
Что делаю я? Участвую. Или не участвую — наблюдаю. Иногда спрашиваю: «Что делает зайка? Посмотри, зайка за дверцей?» И даже если он, строго говоря, вовсе не за дверцей, а ребёнок пропустил вопрос, не понял или просто ушёл в другую свою задачу — ничего. Пусть зайка остаётся там, где он есть. В следующий раз (а может, и не в следующий) всё встанет на свои места.
Наблюдая, как ребёнок играет в такие игры, играя с ним, мы должны видеть в первую очередь, как малыш выстраивает свой собственный игровой мини-мир. А не оценивать результат с позиции «правильно/неправильно». И если что-то «неправильно», то вопрос, скорее всего, к нам, взрослым. Возможно, мы свернули не туда — ожидая исключительно «раннего» развития и делая акцент на первом слове этой фразы. А если сместить вектор на второе — на развитие — то даже в «неправильном» мы увидим точки роста.
А во что вы играете с малышами? Поделитесь в комментариях.
Всё самое интересное — за кулисами. В Дзен Премиум я делюсь тем, что делаю с особым вдохновением: шаблонами дидактических пособий для работы с детьми и другими полезными материалами для педагога и просто родителя.
Если нам по пути — буду рада видеть вас среди подписчиков. Подключиться к Дзен Премиум можно здесь. Перед подключением, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с описанием уровней.
Спасибо каждому, кто проявил внимание к публикации, поддержите её лайком. Это поможет алгоритмам Дзена сориентироваться и предложить материал заинтересованным читателям.