Найти в Дзене
Беспорядочные путешествия

Москва, ну как же так? 10 претензий к лучшему городу Земли

Оглавление

Москва уже давно безоговорочно и безвозвратно стала лучшим городом в мире. Да, возможно, существуют места, где улицы еще чище, а общественный транспорт ходит еще пунктуальнее, где развлечений на любой вкус и размер кошелька еще больше, а благоустройство качественнее и масштабнее, но по совокупности параметров Москва все равно недосягаема. Однако, в любом городе, и российская столица здесь не является исключением, можно найти минусы и недочеты. Где-то что-то сломалось, и долго не чинят, где-то потратили уйму денег на что-то ненужное, где-то сделали что-то не так и не спешат переделывать, да мало ли что может быть. Сегодняшняя статья как раз и будет посвящена десяти столичным минусам, критическим и не очень, порой препятствующим полноценному развитию Москвы. В конце концов идеал по многим направлениям попросту недостижим, и вот что отделяет от идеала лучший город Земли.

Снос исторических зданий

Начнем с одной из наиболее насущных проблем столицы, увы, не теряющей своей актуальности уже не первый год и даже более того, не первое десятилетие. Речь о регулярном сносе исторических зданий, подчас настоящих памятников архитектуры и почти всегда – крепких, капитальных сооружений, которым стоять бы еще долгие годы. На фото выше – доходный дом Духовских в Большом Левшинском переулке, а точнее оставшаяся после его недавнего сноса груда кирпичей и взгромоздившийся на нее экскаватор. Пример печальный и постыдный, но далеко не единственный в масштабах столицы. В Москве и прежде с незавидной регулярностью сносили исторические сооружения, но казалось бы, уж в нынешние-то времена уже давно пора начать ценить свою историю и с уважением относиться к архитектурному наследию давно ушедших эпох. Но нет, во главе угла в подобных случаях по сей день оказываются деньги. Реставрировать старинные сооружения долго, дорого и невыгодно, чего не скажешь об их сносе и последующем строительстве на освободившемся месте бизнес-центра или элитного ЖК.

Перекладка бордюров

-2

Замена хорошего бордюра на новый тоже давно стала московской притчей во языцех, но обойти вниманием эту тему решительно невозможно, ведь масштабы явления не только не сокращаются, а напротив, с годами лишь растут. С одной стороны, если бы в жизни москвичей не было перекладки плитки и бордюров, то вместе с этим не было бы и тысяч шуток и мемов, а также не теряющей актуальности темы для разговоров. С другой – Васька слушает да ест. Пока одни шутят, другие активно выражают недовольство, а третьи, устав от обсуждений, безмолвно наблюдают со стороны, бордюры в Москве перекладывают, не покладая рук. И, как и прежде, лишь в редких случаях бордюр, уходящий на свалку истории, оказывается каким-то разрушенным и поломанным. Нормальный, обычный, в худшем случае с небольшими сколами, но каждый раз его безжалостно выкорчевывают после нескольких лет эксплуатации и меняют на такой же, но чуть более новый.

Желтые зебры: нужны или нет?

-3

Несколько лет тому назад в Москве произошло еще одно изменение в области дорожно-транспортной инфраструктуры: по всему городу пешеходные переходы обзавелись желтыми полосами. Как это часто бывает, за столицей потянулись и регионы. И вот уже в масштабах всей страны зебры в одночасье стали бело-желтыми. Мол, так и эстетичнее, и безопаснее, и, что особенно важно, помогает ориентироваться слабовидящим гражданам, поскольку желтый цвет является последним цветом спектра, который они могут видеть. И если с первыми двумя доводами еще можно поспорить, то спор с третьим – настоящий цинизм. Если желтые полосы помогают людям с проблемами со зрением передвигаться по городу, то рисовать их, конечно же, надо. Но вот прошло несколько лет, и желтые полосы на зебрах начали стирать. Именно стирать существующие, а не просто перестали наносить на новые зебры. Спрашивается, почему? Отвечают с точностью, да наоборот: смотрятся они плохо и на безопасность влияют скорее пагубно, становясь скользкими во время дождя. Ладно, а что со слабовидящими? Нет ответа. Так ради чего тогда затевалась вся эта эпопея с тоннами желтой краски?

Знаки водоохранной зоны

-4

Другое нововведение появилось пару лет тому назад. И отменить его еще просто не успели. По всему городу появились знаки, указывающие на близость водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы. Причем именно так: сразу два однотипных знака, всегда парные, стоящие друг рядом с другом, на массивных белых стойках, а компанию им порой составляет еще и знак, напоминающий о специальном режиме деятельности на таких территориях. Единственное, что непонятно, какие выводы должны сделать жители города, увидев такие таблички? Что можно делать в таких зонах, а чего нельзя? То, что близ водоема запрещено строительства, и так было хорошо известно. А вот что нового должны были узнать прохожие после массового появления таких знаков? Я вот, например, узнал, что в овраге, мимо которого я иногда проезжаю на велосипеде, протекает небольшая речушка. Ну что ж, знание, конечно, полезное, но оно явно не стоило массовой установки знаков по всему городу.

Отсутствие вещеприемников

-5

Следующим пунктом идет, возможно, не самая насущная и обязательная вещь и все же. Ведь вместе с появлением далеко не самых первостепенных городских деталей, ставить в городе некоторые действительно нужные вещи у нас почему-то не спешат. Одной из них, на мой взгляд, могли бы стать вещеприемники. Тот, что на фото выше, я сфотографировал около мечети на Минской улице. Как по мне, отличная вещь, и цели в данном случае преследуются исключительно благие. Ведь куда отнести одежду или обувь, которую уже перестал носить, хотя выглядит она еще достойно? Выложить около мусорной площадки, отнести в церковь или сдать в благотворительный фонд? А находись такие вещеприемники, хотя бы по одному на район, не пришлось бы ломать голову. Да, конечно, в идеале предполагается, что положенные внутрь вещи попадут к нуждающимся, а не окажутся в секонд-хэнде, но, даже если и так, совесть положившего в любом случае будет чиста, а сама вещь еще какое-то время послужит другому человеку.

Заборы и шлагбаумы повсеместно

-6

Еще в последние годы Москва, как, впрочем, и вся Россия, превратилась в город бесконечных заборов и шлагбаумов. Новые жилые комплексы и кварталы без них не строятся в принципе, но и в центре ситуация не лучше. Из-за платной парковки (и не только) огородились и заперлись на замок практически все дворики старой Москвы. Теперь не так-то просто прогуляться, то и дело не упираясь в заборы и не забредая в тупики, по Арбатским или Чистопрудным переулкам. И, вроде как, по сравнению с теми же 90-ми, в городе стало безопаснее, однако жители домов, и новых, и старых, все чаще предпочитают возводить вокруг своих жилищ заборы. Становится ли от этого еще безопаснее? Быть может, отчасти. Но общий облик города, его цельность и атмосфера, безусловно проигрывают. Кстати, на фото выше – шлагбаум, установленный на въезде как раз-таки в один из дворов близ Чистых прудов. Редкий случай, когда вместо громоздкой конструкции установили нечто относительно небольшое и достойно выглядящее.

Заборчики вокруг газонов

-7

Масштаб следующей проблемы в последние годы существенно сократился, но она тем не менее по-прежнему существует и выражается в каком-то необъяснимом наличии металлических заборов вокруг газонов на придомовых территориях, во дворах и скверах. В данном случае функция подобных конструкций еще менее понятна, ведь к безопасности они не имеют никакого отношения, скорее наоборот, не увидишь такой заборчик, оступишься и рухнешь на траву. Так зачем же тогда они нужны? Чтобы оберегать газоны от хождения по ним и топтания? Ну, если кто-то задастся целью их вытоптать, то заборчики, понятное дело, преградой не станут. Наверное, еще можно понять, когда вместо стандартного газона перед домами силами жильцов вырастают целые клумбы и грядки (как на фото выше), но и в этом случае антивандальная функция заборов не кажется очевидной. Но повторюсь, в последнее время таких заборов в городе стало меньше. Хотелось бы верить, что и оставшиеся со временем пропадут.

Благоустройство там, где оно не нужно

-8

В целом же знаменитое московское благоустройство в наше время уже начинает бить через край: благоустроили в городе практически все, что только возможно. И главное, все, что было нужно. Так что теперь взялись за те территории, которые и без благоустройства обходились вполне неплохо: вдоль крупных автодорог, эстакад, посреди автомобильных развязок. А потом еще говорят, мол, москвичи зажрались, им и газоны, и лавочки с урнами, и фонари, а им все равно что-то не нравится. Я не привык мерить все деньгами, мол, лучше бы вместо лавочки отремонтировали бы что-то, или вместо строительства церкви построили бы лучше больницу. Такие рассуждения мне представляются нецелесообразными, однако удержаться от них бывает сложно, видя очередной замощенный плиткой пятачок с лавочками, урнами и фонарями там, где и людей-то практически не бывает.

Уничтожение подвесных фонарей

-9

Еще одна примета нынешнего времени чрезмерного, подчас очевидно излишнего благоустройства – установка в центре города фонарей «под старину», в эдаком стиле ретро. Не могу сказать, что смотрятся они плохо и не вписываются в городской пейзаж. Если застройка на улице сохранилась дореволюционная, то почему бы и фонари не поставить такие, как были до революции. Вот только под этим предлогом Москва потеряла и продолжает терять еще одну яркую особенность – подвесные фонари, массовая установка которых в столице пришлась на конец 1950-х – начало 1960-х годов. В те годы преобладало мнение, что света в городе ночью не должно быть много, велась борьба с архитектурными и декоративными излишествами, вроде старых ажурных фонарей, да и на металле, должно быть, тоже экономили. А теперь вот, получается, годы наступили сытые, и взялись за устранение подвесных фонарей и возвращение наземных. На фото выше – Денежный переулок близ Арбата в момент, когда новые фонари здесь уже поставили, а подвесные еще не срезали. В наше время последних здесь, увы, уже не осталось, хотя в ряде других мест в столице полюбоваться ими еще можно.

Плохая велоинфраструктура

-10

И в качестве заключения. Далеко не самая первостепенная проблема, которая тем не менее касается и беспокоит меня лично, а потому и проигнорировать ее я не могу. Речь о недостаточном, слишком медленном и точечном развитии велоинфраструктуры в Москве. Вроде как, все, и городские власти, и сами москвичи, по умолчанию согласны с необходимостью мер по популяризации здорового образа жизни, занятий спортом и физкультурой, вот только с созданием качественной и безопасной инфраструктуры для поездок по городу на велосипеде вечно что-то не ладится. Поговорят и забудут. А если и сделают, то далеко не самым лучшим образом. Так, на фото выше – новая велодорожка на улице Косыгина, проложенная по тротуару, без всякого учета автомобильных выездов и отделяющих их бордюров. В итоге ездить по ней не только неудобно, но и опасно, а ведь идея-то была здравая. Как и большинство других, предлагаемых к реализации в Москве. Вот лишь бы еще эта самая реализация не хромала.

-11

И на этом о проблемах Москвы на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно.

Буду рад, если вы подпишетесь, и уже в самое ближайшее время обещаю порадовать новыми статьями об интересных местах в Москве, России и за рубежом!

P.S. А в чем, на ваш взгляд, главные проблемы развития Москвы? Чего не хватает столице? Или, быть может, чего-то у нас наоборот сверх меры?