Найти в Дзене
CAPTAIN NOSTALGAMER

ТОП-7 лучших симуляторов подземелий

Во времена расцвета RTS, где-то на рубеже тысячелетий, с этим жанром игр чего только не делали. Экспериментов была масса. В какой-то момент некоторым разработчикам пришла в голову мысль: а что, если игрок хочет чувствовать себя правителем? Нет, не отдавать приказы типа «шаг вправо» — «шаг влево» каждому отдельному лучнику. С чего это повелитель должен следить за каждым движением подопечного? Так возникли стратегии непрямого контроля, иконами которого считаются стратегии Majesty: The Fantasy Kingdom Sim и Dungeon Keeper. Если Majesty предлагала взять под управление классическое фентезийное королевство и почувствовать себя монаршей особой, то создатель Dungeon Keeper — Питер Молиньё — пошёл совершенно иным путём. Симуляторы подземелий Если игрок желает побыть повелителем, вокруг которого будут копошиться прислужники ради достижения какой-то цели, то почему бы не оказаться на тёмной стороне? Там и возможностей побольше, да и для чёрного юмора найдётся место... Dungeon Keeper (1997) и Dung
Оглавление

Во времена расцвета RTS, где-то на рубеже тысячелетий, с этим жанром игр чего только не делали. Экспериментов была масса. В какой-то момент некоторым разработчикам пришла в голову мысль: а что, если игрок хочет чувствовать себя правителем? Нет, не отдавать приказы типа «шаг вправо» — «шаг влево» каждому отдельному лучнику. С чего это повелитель должен следить за каждым движением подопечного? Так возникли стратегии непрямого контроля, иконами которого считаются стратегии Majesty: The Fantasy Kingdom Sim и Dungeon Keeper. Если Majesty предлагала взять под управление классическое фентезийное королевство и почувствовать себя монаршей особой, то создатель Dungeon Keeper — Питер Молиньё — пошёл совершенно иным путём.

Симуляторы подземелий
Симуляторы подземелий

Если игрок желает побыть повелителем, вокруг которого будут копошиться прислужники ради достижения какой-то цели, то почему бы не оказаться на тёмной стороне? Там и возможностей побольше, да и для чёрного юмора найдётся место... Dungeon Keeper (1997) и Dungeon Keeper 2 (1999) стали воплощением этой идеи и основой для большого числа будущих подражателей. Мы — повелитель зла, обитающий в самом подходящем для этой роли месте: под землёй. Если в обычных RTS мы строим базы, состоящие из зданий-построек, то в «Хранителе подземелья» это работает несколько иначе. Верные работники (демонята-импы) выдалбливают в грунте комнаты, которым мы назначаем разные роли. Спальня (чтоб было где ночевать подопечным), тренировочный зал (ну... для тренировок как бы), мрачная библиотека (чтоб злые колдуны изучали для нас новые заклинания), кузница (для производства ловушек), и ещё много-много разных помещений.

DK2
DK2

Постепенно в подземелья приходят разные злобные существа, которые используют построенные комнаты по назначению. Подземная империя расширяется, но мы же строим её не для того, чтобы просто тут жить? В этом же подземелье есть базы светлых сил — всяких добрых паладинов и светлых магов. Рано или поздно импы прокопают к ним тоннель, и начнутся битвы. Светлые отряды будут пытаться пробиться к нашему сердцу подземелья (что-то типа иглы кощеевой, но в виде огромного камня), но на их пути заботливо поставлены разнообразные ловушки: это в какой-то мере ещё и tower defense! А если ловушки не помогут, то наши злобные существа тут как тут. Управлять ими мы напрямую не можем, всё-таки непрямой контроль не просто для красного словца. Но, в отличие от Majesty, мы можем взять любого гоблина за шкирку и кинуть прямо в кучу врагов. А при необходимости, если подходящее заклинание изучено, можем взять и вселиться в этого самого гоблина и поиграть в простенький слэшер.

Вот так вот вкратце выглядит описание геймплея Dungeon Keeper — первого в своём роде симулятора подземелий. На сегодняшний день это уже целый поджанр стратегий, который выдержал испытание временем. Всевозможные подражатели переняли основные механики DK. Где-то улучшали их, где-то перерабатывали, где-то что-то вырезали. В этой статье я попытаюсь перечислить представителей жанра. Сам DK и его продолжение в нём присутствовать не будут: объективно его не оценить, это ж, как говорится, икона жанра :) многие в любом случае будут считать DK2 ЛУЧШИМ симулятором подземелий, так что оставим за ним главный приз, а дальше будем говорить только о подражателях. Что ж, приступим.

Симуляторы подземелий
Симуляторы подземелий

7-ое место: Impire

Начнём с Impire — симулятора подземелий, действие которого происходит в фентези-вселенной Ардании (той самой из Majesty). Игрок управляет демоном Баалом, которого незадачливый маг Оскар призвал в форме слабенького импа. Управляя Баалом и другими импами, мы постепенно возвращаем демону его былое могущество. Игрок управляет импами напрямую, как в RTS, то есть непрямой контроль, характерный для данжен-симов, отсутствует.

Год выхода: 2013

Непрямой контроль: отсутствует. Юниты управляются напрямую, как в RTS.

Вражеские подземелья: отсутствуют. Врагами являются отряды светлых героев, приходящих в подземелье игрока. Полноценного ИИ-противника нет.

Внешний мир: есть стратегическая карта со значками набегов. Игрок может отправлять туда отряды существ.

Impire
Impire

6-ое место: Dungeons

В серии Dungeons целых четыре части. И это довольно-таки успешная серия симуляторов подземелий. Но первую часть стоит рассмотреть отдельно: у неё гораздо больше проблем, чем у продолжений. Фишка Dungeons в том, что хранитель подземелья вынужден намеренно заманивать светлых воинов в свои владения, буквально как в парк аттракционов. Если в Dungeon Keeper самым интересным было следить за своими подопечными монстриками, то в первой Dungeons монстрики — просто груши для битья, привязанные к пентаграммам. А всё внимание уделяется светлым героям, которых надо всячески ублажать (а потом посадить в клетку и выкачивать их моральные силы, когда они попытаются в хорошем настроении уйти из данжа). Идея-то неплоха, но безликие монстрики, просто стоящие на месте, буквально убили игру.

Год выхода: 2011

Непрямой контроль: главный герой (хранитель) управляется напрямую. Остальные миньоны прикреплены к точкам и в принципе не перемещаются по подземелью.

Вражеские подземелья: есть. В некоторых миссиях игрок соперничает с вражескими хранителями подземелий.

Внешний мир: нет. Только подземелье.

Dungeons
Dungeons

5-ое место: Naheulbeuk's Dungeon Master

Сюжет вселенной Naheulbeuk основан на пародийной серии французских аудиокниг Le Donjon de Naheulbeuk. История рассказывает о группе искателей приключений (стандартные рейнджер, гном, эльфийка, варвар и т.д.) и является пародией на героические фэнтезийные ролевые игры. История была адаптирована в виде пошаговой ролевой тактической игры The Dungeon of Naheulbeuk: The Amulet of Chaos, которая стала довольно успешной. А затем тем самым «подземельем» Наюльбюк (блин, как это выговорить...), по котором мы бегали в ролевой игре, нам дают поуправлять. Причём мы не владелец, а нанятый полугоблин-управляющий. И подземелье на самом деле не подземелье, а огромная многоэтажная башня. И строим мы её не для того, чтобы захватить мир, а просто ведём бизнес и хотим поднять рейтинг данжа :) прикольно, на самом деле.

Год выхода: 2023

Непрямой контроль: есть. Все обитатели данжа живут своей жизнью.

Вражеские подземелья: отсутствуют. Врагами являются отряды светлых героев, приходящих в подземелье игрока.

Внешний мир: есть стратегическая карта со значками набегов. Игрок может отправлять туда отряды существ.

Naheulbeuk's Dungeon Master
Naheulbeuk's Dungeon Master

4-ое место: Empires of the Undergrowth

Не все симуляторы подземелий посвящены фентези-мирам и злодейским хранителям. Ведь подземелья можно строить не только для этого? :) муравейники отлично подходят для роли объекта строительства в таких играх. Главное, сделать игру про муравьёв с душой. И в Empires of the Undergrowth это удалось. Игра, во-первых, красива и атмосферна: под землёй бегают туда-сюда по коридорчикам муравейчики. Наверху колышатся огромные зелёный листочки, прыгают разнообразные паучки, летают божьи коровки. Периодически случается апокалипсис: наводнение (уровень воды ближайшего водоёма поднялся на целых 5 миллиметров, караул!) Игра хороша также своим разнообразием: тут полно разных фракций муравьёв, каждая играется по-своему. Сложно перепутать огненных муравьёв, которые могут строить сами из себя мосты через водные преграды, и листорезов, которые выращивают под землёй грибы с помощью удобрений из зелёных листьев.

Год выхода: 2017

Непрямой контроль: есть. Муравьи не подчиняются прямым приказам, хотя отрядам муравьёв можно указать точку, куда им нужно двигаться.

Вражеские подземелья: есть. Противниками игрока являются как обитатели поверхности, так и вражеские муравейники и термитники.

Внешний мир: есть. Почти на каждом уровне муравьи могут выходить на поверхность.

Empires of the Undergrowth
Empires of the Undergrowth

3-ье место: Evil Genius 1-2

Строительство подземной базы для злодея, противодействующего светлым силам, возможна ведь не только в фентези? Сеттинг вполне можно заменить на другой, что и сделали создатели Evil Genius. В этой игре и её продолжении мы становимся злым гением наподобие злодеев из фильмов о Джеймсе Бонде. На далёком острове посреди океана, внутри горы мы строим свою злобную злодейскую злыдническую базу, дабы создать супероружие и захватить мир. Помогать нам будут миньоны (прям реально миньоны в жёлтых костюмах, но всё-таки люди, а не те, о которых вы подумали... хотя похожи) разных профессий: строители, охранники, учёные, дворецкие (для отвлечения туристов, которых полным-полно на острове). Мировые правительства не дремлют и постоянно засылают к нам спецагентов. Но в этот раз джеймсы-бонды не победят... Вторая часть, в целом, похожа на первую. Графика получше, разнообразия побольше, но некоторые механики упрощены, что многим фанатам было не по нраву.

Годы выхода: 2004 (1-ая часть); 2021 (2-ая часть)

Непрямой контроль: есть. Почти все работники действуют самостоятельно. Непосредственные приказы можно отдавать самому себе (злому гению) и приспешникам.

Вражеские подземелья: отсутствуют. Врагами являются отряды агентов, приходящих на базу игрока.

Внешний мир: есть стратегическая карта мира со значками миссий. Игрок может отправлять туда своих работников.

Evil Genius 2
Evil Genius 2

2-ое место: Dungeons 2-3-4

Вторая, третья и четвёртая части «Подземелий» на первую совсем не похожи. Буквально совсем иная игра. Вселенная поменялась: три продолжения связаны сюжетно между собой, а с первой — нет. Главной и постоянной фишкой серии стала возможность выходить в верхний мир, чего нет в других фентезийных симуляторах подземелий.: на поверхности наши существа могут творить хаос в формате классических RTS с прямым контролем. Кстати, о существах: в Dungeons 2 доступны целых три фракции (орда, демоны, нежить), соперничающих между собой. В Dungeons 3 и 4 эти же расы остались, но игрок уже не должен между ними выбирать: они доступны одновременно в рамках одного подземелья. Если кратко, то все три игры замечательные, практически эталон данжен-симуляторов. Если бы не одно но: компьютерного ИИ-противника нет. Если хотите сразиться с вражеским подземельем, то только в мультиплеере.

Годы выхода: 2015 (2-ая часть); 2017 (3-ья часть); 2023 (4-ая часть)

Непрямой контроль: есть. В своём подземелье приказы существам отдавать нельзя. На поверхности и во вражеских подземельях управление, как в обычных RTS.

Вражеские подземелья: есть в мультиплеере. В одиночных миссиях чужие подземелья встречаются, но они не развиваются: ИИ-бот для управления подземелий отсутствует.

Внешний мир: есть. Почти на каждом уровне существа могут выходить на поверхность.

Dungeons 3
Dungeons 3

1-ое место: War for the Overworld

Фанаты Dungeon Keeper так и не дождались третьей части. Но зато они получили идейного наследника великой серии. War for the Overworld взял название у так и не выпущенной Dungeon Keeper 3. И, по факту, это и есть Dungeon Keeper 3, хоть и не официальная. Практически тот же геймплей, практически те же существа (ну, переименованные), практически та же атмосфера. Это тот же , только заметно расширенный. Тут больше разных комнат, больше разных механик, больше юнитов, больше заклинаний. Фанаты DK, не проходите мимо ни в коем случае!

Год выхода: 2015

Непрямой контроль: есть. Как и в Dungeon Keeper, можно перетаскивать существ и вселять в них.

Вражеские подземелья: в наличии. Игрок может противостоять другим таким же хранителям подземелий под управлением ИИ или других игроков.

Внешний мир: нет. Только подземелье.

War for the Overworld
War for the Overworld