В этой статье вы узнаете как основоположник фовизма, друг Матисса и вдохновитель Пикассо стал участником немецкой выставки времен оккупации, потерял репутацию, но сохранил место в истории искусства. Полная биография Андре Дерена - от ярких красок Коллиура до натюрмортов с мертвой дичью, скандалов, судебных исков и трагической смерти.
Андре Дерен годы жизни 1880-1954, французский живописец, скульптор и один из основателей фовизма наравне с Анри Матиссом. В 2025 году его творчество официально перешло в общественное достояние на территории США, что сделало его работы доступными для свободного использования и переиздания.
Родился он в городе Шату, в регионе Иль-де-Франс неподалеку от Парижа. Вопреки расхожему мнению, увлекаться живописью начал задолго до знакомства с Вламинком и Матиссом - еще подростком, в 1895 году. Иногда Дерен выезжал на пленэры с отцом Жакомином, другом самого Сезанна, и его сыновьями.
Хотя учился будущий художник вовсе не на художника - поступил в Академию Камилло на инженера, но параллельно брал уроки у живописца Эжена Каррьера. Там же познакомился с Матиссом, который сыграл ключевую роль в его судьбе. В 1900 году Дерен сблизился с Морисом де Вламинком, с которым делил и студию и творческие амбиции. Вместе они рисовали сцены из жизни окраин Парижа, пока не наступила пауза в их творческом пути - оба ушли служить в армию с 1901 по 1904 год.
После демобилизации Матисс сумел убедить родителей Дерена, что их сыну не место среди чертежей и чернил - его путь в искусстве. И Дерен официально бросил инженерное дело, полностью посвятив себя живописи. Он поступил в знаменитую Академию Жюлиана.
Лето 1905 года стало поворотным. Вместе с Матиссом Дерен работал в яркой деревушке Коллиур на юге Франции. Именно там родилась его знаменитая картина “Горы в Коллиуре”. Осенью того же года они представили свои экспрессивные, полные яркости и эмоционального цвета работы на Осеннем салоне. У критиков случился культурный шок: такие цвета и такая свобода казались им чем то, почти варварскими. Один из них, Луи Воксель, язвительно окрестил художников “les Fauves” (“дикие звери”). Так зародилось направление фовизм - одно из самых дерзких художественных направлений XX века.
Весной 1906 года галерист Амбруаз Воллар отправил Дерена в Лондон с заданием создать серию городских пейзажей. Дерен выполнил задачу с лихвой: 30 полотен, из которых сохранилось 29, показали британскую столицу такой, какой ее не рисовал ни Уистлер, ни Моне. Темза, Тауэрский мост, утренний туман - все это было передано не приглушенными тонами, а смелыми цветами и крупными мазками. В ряде работ использовался метод пуантилизма - техники, построенной на точках. Эти картины до сих пор входят в число его самых популярных произведений.
Один из критиков, Т. Дж. Розенталь, так и сказал: “Со времен Моне никто не писал Лондон так свежо и в то же время - так по-английски”.
В 1907 году другой влиятельный арт-дилер, Даниэль-Анри Канвейлер, выкупил целиком студию Дерена. Это дало художнику финансовую свободу. Он начал экспериментировать со скульптурой, а позже переехал на Монмартр, ближе к Пикассо. Любовница Пикассо, Фернанда Оливье, вспоминала Дерена как человека стильного, немного чопорного и вечно с трубкой. Он эпатировал окружающих яркими жилетами и парижским флегматизмом.
В это время его живопись стала меняться: краски стали более приглушенными, формы намного строже. На него в этот период жизни влияли Сезанн, кубизм, а также, как утверждала Гертруда Стайн, африканская скульптура. В 1909 году он создал гравюры в примитивистском стиле для книги Гийома Аполлинера L’enchanteur pourrissant. Дерен участвовал в крупнейших выставках: в мюнхенской группе Neue Künstlervereinigung 1910 году, в сецессионной Der Blaue Reiter 1912 году, а в 1913 - в легендарной Арсенальной выставке в Нью-Йорке.
Параллельно он оформлял книги - например, сборник стихов Макса Якоба в 1912 году.
В 1914 году художника вновь забрали в армию, уже на Первую мировую. Военное время не способствовало живописи, но и здесь Дерен сумел проявил себя - в 1916 он проиллюстрировал первую книгу Андре Бретона Mont de Piеtе.
После войны Дерена уже не воспринимали как бунтаря-фовиста, но видели в нем достойного наследника классики. В 1919 году он оформил балет La Boutique fantasque для Сергея Дягилева. Это оформление стало успехом и открыло ему новые горизонты - театральные эскизы, сотрудничество с Русским балетом, международные выставки.
В 1928 году он получил престижную премию Карнеги за "Натюрморт с битой дичью". Его работы участвовали в выставках, в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Цинциннати.
Во время нацистской оккупации Дерен остался в Париже. Его, как признанного французского мастера, уважали немцы. В 1941 году он даже поехал в Берлин на выставку вместе с другими французскими художниками - по приглашению официального Третьего рейха. Там он присутствовал на мероприятии, посвященном скульптору Арно Брекеру. Это участие впоследствии обернулось для Дерена скандалом: после освобождения Франции его сочли коллаборационистом, и многие друзья отвернулись от него.
За год до смерти Дерен серьезно заболел - глазная инфекция подорвала здоровье. А в 1954 году трагически погиб: его сбил автомобиль в Гарше, пригороде Парижа.
Интерес к его наследию не угас. Лондонские пейзажи были выставлены в Курто-институте в 2005-2006 годах. А в 2020 году суд постановил вернуть наследникам арт-дилера Рене Гимпеля три полотна Дерена, похищенные в годы нацистской оккупации. В 2023 году еще одна его работа - “Натюрморт с бутылкой” - была возвращена семье Дане Райхсманна, убитого в Освенциме.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.