Сегодня мы расскажем про уникальную по своей конструкции и ярко выделяющуюся среди других фортификационных сооружений Островного Сектора Береговой Обороны острова Русский, нависающую с двух сторон скалы Долговременную Огневую Точку, построенную в 1934 г., состоящую из двух пулемётных полукапониров, соединённых между собой в недрах горной породы и носящую наименование ДОТ №10 "Скала".
Если быть более точным, то это пулемётный капонир с классом защиты М-2/М-3.
Когда-то мы уже писали про этот интереснейший ДОТ. но в этот раз хотим показать его максимально подробно со всеми нюансами.
Если подойти к выступающему обрывистому мысу между бухтами Новый Джигит и Островная, ранее называвшейся Холуай, известной тем, что на её побережье базируется знаменитый отряд морского спецназа ТОФ, то вы не заметите ничего необычного.
Даже стоя на самом краю мыса.
Но если спуститься вниз на побережье...
То с северо-восточной стороны мыса с воды можно увидеть нависающий над водой казематированный двух-амбразурный пулемётный полукапонир класса защиты М-2, в котором когда-то располагался главный вход в так называемую ДОТ.
Раньше ко входу вела металлическая лестница, но за прошедшие 90 лет от неё не осталось и следа.
Так это сооружение выглядит схематично.
После расформирования ОСБО этот полукапонир много лет попадал под обстрелы морского полигона, пока в 2012 г. директрису стрельбища кардинально не поменяли.
Взбираемся наверх.
Не смотря на то, что этот полукапонир считается двух-амбразурным, на самом деле амбразур здесь было три, две из которых служили для ведения фланкирующего огня, прикрывая побережье бухты Островная от вероятной высадки десанта противника, а ещё одна прикрывала главный вход.
Сразу за амбразурой главный вход в каземат защищала броневая дверь, сгнившая от сурового морского климата почти в труху, но тем не менее сохранившаяся на своём месте по сей день, навечно застыв в полуоткрытом положении.
Позади двери в стене располагались выходы труб вентиляции.
Дверь ведёт в небольшой противохимический тамбур-шлюз, из которого было два прохода, один из которых вёл в сам каземат.
На этом проходе раньше была установлена ещё одна, но уже деревянная герметическая дверь.
О которой теперь напоминают лишь петли и кусок дверной коробки.
Возле прохода располагалась амбразура для 7,62-мм винтовки системы Мосина, прикрывавшая главный вход.
Когда-то она была оснащена броневой откидной заслонкой.
Так выглядит сам каземат полукапонира. Его потолок был усилен противооткольной защитой из двутавровых бало с уложенными между ними полосами котельного железа.
В его углу за десятилетия обрушилась часть напольной плиты, образовав пролом, через который теперь гораздо проще попасть внутрь.
Пара основных амбразур предназначалась для 7,62-мм пулемётов системы Максима, на которых до сих пор сохранились остатки основных пулемётных станков ПС-31 или просто СТАД системы Горносталева.
Каждый пулемёт имел расходный боезапас около 5000 патронов в 20 сменных коробах, а стрелянные гильзы сбрасывались в специальный мешок, подвешенный под основанием лафета, который можно было быстро опустошить через открывающееся днище.
Станок состоял из закрепленного на швеллерах стола с подвижной деревянной частью из дуба для крепления пулемета, соединённого с сидением для пулеметчика. В основании (гитаре) амбразуры располагался специальный штырь, на который крепилась передняя часть лафета, способная поворачиваться на угол до 80 градусов, а у на тыльной стороне основания были смонтированы ролики, которые перемещались по металлической пластин на лафете.
На внешней стороне пулемётного стола располагалась градуированная угломерная линейка с указательной стрелкой на левой щеке "гитары", служившая для горизонтальной наводки оружия, а вертикальное наведение осуществлялась при помощи механизмов наводки на самом пулемёте. Также пулемёты оснащались системами отвода пороховых газов и охлаждения через гофрированные шланги, ведущие в бак с охлаждающей жидкостью.
У каждого лафета располагался металлический напольный бак, ограничивавший рассыпание гильз на пол в случае прорыва мешка. Теперь о них напоминают лишь выемки в полу.
Сама амбразура закрывалась герметичным пулемётным приспособлением и обзор через неё был сильно ограничен, поэтому действия расчёта осуществлялись под управлением коменданта-наблюдателя по стандартной карточке огня с заблаговременно пристрелянными ориентирами. Короб с патронной лентой устанавливался в специальном держателе, а чтобы она не мешала ведению огня в крайнем правом положении, в стенке каземата под неё была сделана специальная выемка.
На амбразурах также сохранились броневые заслонки амбразурного узла (видимо Н-31), поднимавшиеся наверх.
Вид через амбразуру на бухту Островная.
Помимо прочего, в потолке каземата располагалось крепление для перископной стереотрубы, что говорит о том, что этот полукапонир одновременно являлся ещё и наблюдательным пунктом.
Вторая амбразура с остатками станка.
И броневая заслонка на ней.
И автографы дембелей на стенах. Вообще всё сооружение ту и там исписано дембельскими надписями разных лет.
Возвращаемся в тамбур-шлюз.
В котором была небольшая ниша.
В ней явно на стене было что-то закреплено.
Далее от тамбура на другую сторону мыса уходила потерна, прорубленная в скале.
Часть её была более широкой.
А на месте сужения к ней примыкал небольшой погреб основного боезапаса.
Небольшая подходная потерна к погребу.
И сам погреб, в котором предусматривался запас патронов для пулемётов (до 30 000 на каждый пулемёт), уложенных в цинковые коробки и набивочная машинка для быстрого снаряжения лент. Возможно здесь также располагалось убежище для личного состава. Его потолок также был усилен противооткольной защитой.
Выходим обратно.
Проходим скалу насквозь.
И выходим к юго-западному двух-амбразурному полукапониру.
Этот казематированный полукапонир уже носил класс защиты М-3.
Его потолок также имел противооткольную защиту, а в его углу располагался аварийный выход.
Раньше он был защищён броневым ставнем, который сгнил в труху и рассыпался.
Пулемётных станков здесь совсем не сохранилось.
Да и сами броневые заслонки почти полностью сгнили.
Вид на край бухты Новый Джигит.
Вторая амбразура.
Он был также фланкирующего действия и прикрывал побережье от вероятной высадки десанта противника.
В напольной плите этого каземата также образовался пролом, через который теперь удобно забираться внутрь.
Саму плиту почти разрушила стихия и скоро пол здесь окончательно обрушится в море.
А так этот полукапонир с аварийным выходом выглядит снаружи.
Точно неизвестно была ли к нему пристроена капитальная железная лестница, или же он был оборудован сбрасываемой верёвочной лестницей (трапом).
Так вместе эти два полукапонира, соединённых между собой потерной в скале, образовывали полноценный пулемётный капонир двойного действия.
Больше огневых точек подобной конструкции в Приморском крае не существует и именно этим она уникальна.
Вид с берега на эту огневую точку.
И флагман Тихоокеанского флота — гвардейский ордена Нахимова ракетный крейсер "Варяг", уходящий в открытое море.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.