Найти в Дзене
Экран Души

«Мёртвые души» (1984) Михаила Швейцера по первому тому одноимённой поэмы Николая Васильевича Гоголя. ПРОСТО БЫТЬ или Эстетика Сна

«Без живой души человеческой погибнет Земля». Николай Гоголь   Незаконченная «энциклопедия русской жизни» несёт в себе загадку притчи, смысл которой открывает для себя каждый, но без прояснения которого нет необходимости погружаться в подробности этой гоголевской истории. С тем же смысловым ориентиром общей морали удобнее всего и смотреть этот красивый многосерийный фильм. По моему мнению символизм «Мёртвых душ» имеет характер не столько обличения, сколько подсказки. Гоголь отрицает жизнеспособность псевдоноваторских идей. В чёрном квадрате косности и ограниченности у Чичикова мы наблюдаем приобретательски-предпринимательский вектор движения. Но в двухмерной «колее» Чичиков бегает по кругу в бесконечном тупике погони за собственной бесплотной тенью, которая приводит его в тот же чёрный квадрат, напоминающий дома помещиков Коробочки, Собакевича и Плюшкина. Отсюда мораль: в социальной среде, не содержащей в себе функции развития, любая «синица в руке» оказывается мёртвой; из старого ми

«Без живой души человеческой погибнет Земля». Николай Гоголь

 

Незаконченная «энциклопедия русской жизни» несёт в себе загадку притчи, смысл которой открывает для себя каждый, но без прояснения которого нет необходимости погружаться в подробности этой гоголевской истории. С тем же смысловым ориентиром общей морали удобнее всего и смотреть этот красивый многосерийный фильм.

По моему мнению символизм «Мёртвых душ» имеет характер не столько обличения, сколько подсказки. Гоголь отрицает жизнеспособность псевдоноваторских идей. В чёрном квадрате косности и ограниченности у Чичикова мы наблюдаем приобретательски-предпринимательский вектор движения. Но в двухмерной «колее» Чичиков бегает по кругу в бесконечном тупике погони за собственной бесплотной тенью, которая приводит его в тот же чёрный квадрат, напоминающий дома помещиков Коробочки, Собакевича и Плюшкина. Отсюда мораль: в социальной среде, не содержащей в себе функции развития, любая «синица в руке» оказывается мёртвой; из старого мира, которого не существует, не создашь новый, даже на бумаге.

 

Март 1852 года. Гоголю 43 года. Он не в себе после долгого поста и предсмертных мытарств. Получив отказ от знакомых редакторов журналов взять единственную рукопись второго тома «Мёртвых душ», он сжигает эти восемь больших тетрадей и вскоре умирает в том же доме с камином, на углу Никитского бульвара и современного Нового Арбата, недалеко от домика Лермонтова на Малой Молчановке, который тоже любил сжигать свои поэмы.

Шиллер, Гёте, Гофман – все те, кто вдохновлял гоголевские готико-праздничные и фантастико-бытовые «сказы», встретились-таки с ним на другом берегу Стикса.

Удалась ли Гоголю «Русская Одиссея» мы не можем сказать именно из-за её незаконченности, отсутствия финала гранд-путешествия героя. Есть только архетипы, генетический код, социометрия некоего исторического организма, который стремиться к характерному гомеостазу закрытости, консерватизма, речевой репрезентативности и жесткой защитной реакции относительно всего нового и непонятного. Для нашего времени этот сюжет - упрощённая схема отсталости, но во времена Гоголя, это некий призыв рассмотреть опасный анамнез МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА («Наполеона» в городе N), который даже после смерти будет красть генеральские шинели и нивелировать всех по себе. Когда-нибудь из Ноздрёва вырастет Троцкий, из Собакевича – Сталин, из Манилова – Бухарин (ну а на роль Чичикова можно будет поставить «заказчиков» прибыльного абсурда – Сашу Парвуса, Лёню Красина, Эдика Дзержинского, Глеба Кржижановского и Глеба Бокия; Ленин будет губернатором, полицмейстером и прокурором в одном лице). Чичиковы «великого передела» заставляли мёртвые души приносить пользу, а бесполезных умерщвляли. Неукорененность мобильной массы (бездомность неживых «на вывод») – это метод Чичикова и навязанная Капиталом идея новейшей истории номадов, вечно ожидающих нравственного и мировоззренческого «переселения». Квартиросъёмная Одиссея Гоголя продолжается.

   

Сегодня «мёртвые души», — это люди «не в себе», которые от собственных пороков, страстей, слабости и невежества быстро стремятся к конечному пределу своего существования. «Мёртвость душ» в наши дни – это одержимость коррупцией, криминальное сумасшествие, тотальный алкоголизм, социальное слабоумие, самоубийственное тунеядство и нищенствующий паразитизм. Во времена же Гоголя людей без осознанной идентичности и без способности развиваться СУЩЕСТВОВАЛО гораздо больше и прозябали они дольше в своём мирке наличной данности, называя это «нести свой крест». Люди без личности, но с характерными отличиями в поведении (в основном сельские крестьяне и мелкосословные земельные собственники, а также городское мещанство и класс «люмпинг») составляли некий уклад жизни, который изобразили и поместили в кунсткамеру национальной неустроенности Гоголь, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Шишков, Достоевский, Куприн, Лесков, Островский, Чехов, Горький и Гиляровский.

Фильм Швейцера — это в известной степени предзнаменование духовного одичания, «освобождения» большинства советских граждан от ответственности за самих себя и за будущие поколения, предвестие адовых скитаний по сорняковым дебрям борщевика и клещевины духа, в «ползучее бытие» абсолютной незначительности и духовного тлена. То, что в 19 веке было корнями и дёрном, сегодня стало сезонной укладкой «лишних людей» с отсутствующим воспитанием, липовым образованием и брэндо-клиповым мышлением компьютерных «приложений».

 

«Мертвые души» – это действительно многогранная поэма о ВИДИМОСТИ, пустых человеческих формах, лишённых творческого божественного содержания. Для высшего сословия николаевской империи произведение Гоголя было, вероятно, скандальным откровением: «неужели это наши соотечественники?».

В советскую эпоху роман Гоголя преподносился в школах как историческая карикатура, эдакий «Фельетон» старосветских персонажей. Хотя речь идёт о целом культурно-психологическом типе ОБЫВАТЕЛЕЙ, о болотных жителях исторической неактуальности. В принципе, больше и нечего сказать об идейно-литературной части. Постановка Швейцера – это больше, чем экранизация. В ней мало хрестоматийности и много парадоксальных художественных открытий.

Зачем сжигать свою рукопись? Убить навязчивых фантомов? Утвердить закон высказанной неправды, нищеты Сути, выраженной в словах? Нервный блестящий актёр Александр Трофимов, казалось, сам Гоголь, воплощение НЕУСПОКОЕННОСТИ ЧАСТЬЮ, точнее частичностью, фрагментарностью, неорганичностью.

Повествование Гоголя в образах фильма, как огонь в камине - затягивает, усыпляет, отвлекает внимание от себя, рассеивает мысли и тревоги. «Не было ли в вашей губернии моровой язвы? – Бог миловал! – Незадача…»

Павел Иванович Чичиков (обаятельнейший Александр Калягин), помещик и коллежский советник, проездом по делам… Душа-человек, одет с иголочки, приятная улыбка, обходительное обращение для приличного и приятного знакомства. Сейчас бы сказали «коммуникабельный», а тогда «милейший», «благонамеренный» и «дельный». Он, как великий физиономист, находил общий язык с каждым и со всем обществом достойнейшего города «N». Калягин как человек-оркестр, только в театральном смысле. Ему удаётся всякая роль, но Чичиков после его игры уже ни с кем другим не ассоциируется.

Счастливый мечтатель-эротоман помещик Василий Сергеевич Манилов (вширь академически точный Юрий Богатырёв) так гармоничен потому, что его картина мира полностью заполнена женой (Лариса Удовиченко) и их «созерцанием с озвучкой». Вся его жизнь – это рисунки на асфальте – до первого дождя, до первой серьёзной перемены настроения или до первой значимой потери. Это очень знакомо для нас: «зачем хозяин не занимается хозяйством (а непременно чем-нибудь другим)?». Жизнь в Маниловке так скучна, что Василий Сергеевич старается выдавить всё из любой эмоции. Мастер ненатужных преувеличений и комплиментов «от чистого сердца», Манилов, кажется счастлив существовать в радужном прекраснодушии. Вот только вопросы он не решает о продаже мёртвых крестьян. Не сподобил бог-с. То, что он всё-таки оформил купчую – это почти чудо.

Эталон непреходящего «культурного» алкоголизма кучер Чичикова Селифан (совершенно натуральный Алексей Зайцев) демонстрирует фокусы народной логики и принятия жизни «таковой какова она есть». Кучер в дороге удивительно витиевато поёт, но эту ахинею-какофонию почему-то приятно слушать. Как говорили нам японцы, у нас всё хорошо получается, что мы не делаем руками (имея ввиду детей; Настенька из фильма, показывающая дорогу Чичикову – просто прелесть).

Коллежская секретарша Настасья Петровна Коробочка (трогательно милая Тамара Носова) живёт божьим разумом как может и, если чего не понимает, так спросит. Даже невпопад. Гениальный коммерсант Чичиков смог-таки объяснить и ей зачем ему мёртвые души, не сказав практически ничего, действуя только убеждением. После преодоления внутренних барьеров Коробочка увидела свет перспективы буквально во всём, как и почтенная чета Маниловых. Чичиков дарит надежду на несбыточное! Эдакий Остап Бендер за сто лет до великого комбинатора.

Приставучий как банный лист панибрат и св.лочь Ноздрёв (брутальный Виталий Шаповалов) буквально втаскивает собеседника в эмоции ярморочного балагура. Даже у Чичикова от ноздрёвских басен мог пропасть аппетит, которому завидовал сам Автор романа. Что щенки, что дворовые девки вызывали в нём избыточную ажитацию. Он как воздушный змей летел, оставаясь на месте. Ноздрёв демонстрирует «дружеское хамство», никак не связанное ни с ситуацией, ни с человеком, ни даже со своим отношением к ним. Он просто звонит как колокол на пожарной каланче. Навязчивость – тот порок, которого так панически боится любой интеллигент и деловой человек (к коим относился и Гоголь, и Чехов, и Зощенко), выражен Ноздрёвым вполне. Этот характер – модель того «лиха», когда всё внимание приковано к одному человеку, с последующей массовой потерей душевного равновесия.

Чревоугодник и сквернослов Михаил Семёнович Собакевич (колоритный Вячеслав Невинный) умел создать равновесие каменного моста в голове и желудке: «Один в городе порядочный человек – это прокурор. Да и тот, если сказать правду, - свинья». Человек-гора умел спать с открытыми глазами. Пожалуй, это центральный персонаж этой национальной сказки. Михаил Семёнович не различал настоящего и прошлого. Они для него были в «одной цене», хотя и предметом торга. Умершие души были хороши при жизни, значит кое-что стоят и после смерти. А «нынешние» - всё не то: «мухи, а не люди».

Материалист Плюшкин (Иннокентий Смоктуновский) – не так прост, как кажется. Он вычеркнул из своей жизни людей (как господин Головлёв Салтыкова-Щедрина), потому что они не укладывались в его двухмерную картину мира в форме бюро, с закрытыми на ключ ящиками для бумаг. Степан Александрович был «вещью-в-себе», количественным эквивалентом нужного и ненужного. Безумие накопительства – это символ полной невозможности развития и роста всего романа. Ценность для плюшкиных в том, чтобы сохранить, а не в том, чтобы преумножить. Воровство у самого себя (худшее из видов воровства) – это кошмар исторически мыслящего Гоголя.

Герой романа Чичиков – единственный человек, который не испытывал никаких иллюзий. Он покупал и продавал то, ЧТО ПРОДАЁТСЯ И ПОКУПАЕТСЯ. Обмен – это суть его реальности. Только вот жизнь его похожа на блошиный рынок. Он ловит на плохие шансы, на экспериментальную наживку, а эксперименты в России плохо заканчиваются.

За примерное прилежание и благонадежное поведение Чичиков получил не только похвальную грамоту ещё в гимназии, но и коллекцию масок на всякий и разный случай, а также театральный гардероб для ролей полезных и узнаваемых. Он с удовольствием обнаружил, что его собственную душевную пустоту невозможно было ни обмануть, ни увлечь. Также он понял, что посредственность при благоприятных условиях может выглядеть совершенством и что многие, особенно дамы, это совершенство искренно надеются обнаружить. И всё же самонадеянный бизнесмен проигрывает шахматную партию с жизнью, поняв, что на самом деле он играет в шашки с прощелыгой Ноздрёвым.

-2

Эпичность романа-поэмы Гоголя сродни «Божественной комедии» Данте, в которой мёртвые души не обязательно воскресают:

«Вы боитесь обратить на себя глубоко устремлённый взор. Вы любите скользнуть по всему недумающими глазами...»

«Всё (плохое) похоже на правду… Тяжко видеть и знать этот мир. Всё черствее и черствее становится жизнь. Всё мельчает и мелеет. И возрастает один исполинский образ скуки. Боже, пусто и страшно стало в твоём мире. Напрасен труд. Всё равно зло назовут добром, а добро злом».

-3

Если б каменный уголь умел говорить

Он не стал бы вести беседы с тобой

И каррарский мрамор не стал бы смотреть тебе вслед

Но ты занят войной, ты стреляешь

На тысячу верст и тысячу лет

И я ничего не отвечу, когда меня спросят

Как продолжается бой

В эротических снах молодого дворника

Ты будешь пойман в трубе

И надменные девы привяжут тебя к станку

Они коронуют тебя цветами

И с песнями бросятся прочь

На бегу забывая самое имя твое

И никто никогда не вспомнит здесь о тебе

И когда наступит День Серебра

И кристалл хрусталя будет чист

И тот, кто бежал, найдет наконец покой

Ты встанешь из недр земли, исцеленный

Не зная, кто ты такой

Я хотел бы быть рядом, когда

Всадник протянет тебе

Еще нетронутый лист

БГ