Найти в Дзене

Про козлов отпущения: что им таким с собой делать?

Ты вся в отца. Всё худшее в тебе от него. Слишком эгоистична. Никого не слушаешь. Знаешь лучше всех. Надо быть проще, как я, и люди к тебе потянутся. Вся семья от тебя в шоке. Тебе все боятся слово сказать. Сказка братьев Гримм «Ворона» начинается так: «Давным-давно у одной королевы была маленькая дочь. Однажды малышка начала капризничать, а мать никак не могла её успокоить. Королева потеряла терпение. И тут она увидела воронов, кружащих над дворцом. Она распахнула окно и сказала: «Вот бы ты стала вороной и улетела отсюда! Тогда я смогла бы хоть немного отдохнуть». Как только королева произнесла эти слова, её дочь превратилась в ворону и выпорхнула из её рук в окно. Она улетела в тёмный лес и поселилась там, а родители ничего о ней больше не слышали». Дочь улетела и унесла с собой теневые качества матери. Иногда страх увидеть свою тень, узнать, какая ты или какой ты на самом деле, сильнее, чем любовь. Библейский сюжет про козла отпущения, который изгнан в пустыню со всеми грехами пл

Ты вся в отца. Всё худшее в тебе от него. Слишком эгоистична. Никого не слушаешь. Знаешь лучше всех. Надо быть проще, как я, и люди к тебе потянутся. Вся семья от тебя в шоке. Тебе все боятся слово сказать.

Сказка братьев Гримм «Ворона» начинается так:

«Давным-давно у одной королевы была маленькая дочь. Однажды малышка начала капризничать, а мать никак не могла её успокоить. Королева потеряла терпение. И тут она увидела воронов, кружащих над дворцом. Она распахнула окно и сказала: «Вот бы ты стала вороной и улетела отсюда! Тогда я смогла бы хоть немного отдохнуть». Как только королева произнесла эти слова, её дочь превратилась в ворону и выпорхнула из её рук в окно. Она улетела в тёмный лес и поселилась там, а родители ничего о ней больше не слышали».

Дочь улетела и унесла с собой теневые качества матери. Иногда страх увидеть свою тень, узнать, какая ты или какой ты на самом деле, сильнее, чем любовь.

Библейский сюжет про козла отпущения, который изгнан в пустыню со всеми грехами племени в себе, повторяется снова и снова, практически в каждой семье. В книге «Дарующая жизнь» Лиза Марчиано пишет:

«Если мы постоянно сидим на диете, чтобы сохранить стройности, а наш ребёнок набирает вес, мы можем отреагировать на это с безмерным стыдом или ужасом. Если мы по жизни застенчивы и замкнуты, мы испытаем дискомфорт, наблюдая, как наш ребёнок жмётся к стене на вечеринке по случаю дня рождения.
Так или иначе, порой нам не нравятся некоторые черты характера наших детей. Если мы отследим свою реакцию, то, скорее всего, обнаружим, что эти неприятные черты являются нашими отвергнутыми и спроецированными качествами».

Лиза Марчиано приводит пример Бет, женщины, которая на одного сына возложила проекцию всех своих лучших качеств, он стал её витриной, её гордыне (не гордостью! для гордости нужно воспринимать ребёнка как цельную личность), а на второго — все свои вытесненные качества, он был её сплошным разочарованием («Бет едва терпит присутствие сына, потому что он — это всё, чем она не хочет быть»).

Первый сын, лучший пловец — какой курьёз — в итоге утонул, и второй сын после этого задумался о самоубийстве — это же точно так же, как одна часть Бет (витринная) не может жить без теневой!

Эта женщина растила не детей, а свою самооценку, которая, конечно, на такой зыбкой почве никогда не будет устойчива.

Всё осложняется тем, что дети действительно наследуют черты родителей. Поэтому быть родителем так трудно — ты каждый день видишь свои теневые качества в том, кого любишь. Вот она точка боли, а не только день сурка и недосып.

Согласно Юнгу, «всё, что раздражает нас в других, может привести нас к пониманию самих себя». Другими словами, чтобы выяснить, какие качества вы проецируете на других, обратите внимание на человека, который больше всего выводит вас из себя и действует вам на нервы. Что в нём раздражает вас сильнее всего? Возможно, именно это качество вы отвергаете в себе».
«Если мы постоянно перекладываем на детей те качества, которые считаем неприемлемыми, мы обрекаем сыновей и дочерей на пожизненные попытки отделить себя от наших проекций. В то же время мы теряем возможность узнать себя лучше, поскольку никогда не выясним, что проецируемые качества принадлежат нам».

Есть и хорошие новости: само родительство помогает вернуть отброшенные части, стать цельным: «глубина любви к детям побуждает нас преодолеть стыд и отвращение к себе и примириться со своей тенью». Это если быть внимательным к тому, что говоришь и делаешь. Ну и, наверное, степень готовности к тому, чтобы быть цельным (не хорошим, не идеализированным!), важна. Мы, как дети, не можем требовать принятия от родителей. Не все на это способны психически.

На мой взгляд, перестать поучать ребёнка — первый шаг на пути к такой цельности. Зачастую "золотые правила"»— ширма для беспомощности и ужаса перед неизвестным.

Ну и под конец: а козлам отпущения что делать-то? Идти туда, куда послали. В пустыню. И не возвращаться. Вылететь в окно навстречу тёмному лесу. И почему-то мне кажется, что там не так страшно.

✅ Больше → в моём тг-канале и в ВКонтакте