Найти в Дзене
Лучшее из 90-х

Фильм, в который невозможно не влюбиться: почему «Романс о влюблённых» до сих пор трогает до слёз

Иногда один фильм может многое сказать о времени, в котором он создан. «Романс о влюблённых», снятый Андреем Кончаловским в 1974 году, - это не просто история любви. Это настоящая поэма, рассказанная языком кино. Необычный, смелый, порой наивный, но до боли искренний фильм. Он точно попадает в сердце. Тогда, в середине 70-х, мало кто решался на такую форму. Камера свободно скользит, будто живёт своей жизнью. Документальность и театр. Поэзия и патетика. Жанровые границы будто исчезают, уступая место чувствам. Белые стихи Булата Окуджавы звучат между кадрами, словно голоса воспоминаний. А музыка Александра Градского держит на себе всю эмоциональную палитру происходящего. И в центре этой истории-Таня. Та самая, которую сыграла Елена Коренева. Молодая, немного восторженная, уязвимая - она запоминается сразу. В ней нет фальши. Только свет, боль и любовь. Сложно не влюбиться в такую героиню. Даже спустя годы. Особенно в той самой сцене, где она впервые появляется в расстёгнутой рубашке, без

Иногда один фильм может многое сказать о времени, в котором он создан. «Романс о влюблённых», снятый Андреем Кончаловским в 1974 году, - это не просто история любви. Это настоящая поэма, рассказанная языком кино. Необычный, смелый, порой наивный, но до боли искренний фильм. Он точно попадает в сердце.

-2

Тогда, в середине 70-х, мало кто решался на такую форму. Камера свободно скользит, будто живёт своей жизнью. Документальность и театр. Поэзия и патетика. Жанровые границы будто исчезают, уступая место чувствам. Белые стихи Булата Окуджавы звучат между кадрами, словно голоса воспоминаний. А музыка Александра Градского держит на себе всю эмоциональную палитру происходящего.

И в центре этой истории-Таня. Та самая, которую сыграла Елена Коренева. Молодая, немного восторженная, уязвимая - она запоминается сразу. В ней нет фальши. Только свет, боль и любовь. Сложно не влюбиться в такую героиню. Даже спустя годы. Особенно в той самой сцене, где она впервые появляется в расстёгнутой рубашке, без намёка на стеснение, но и без вульгарности. Тогда это было смело. Сегодня - всё ещё трогательно.

-3

Сюжет прост. Сергей и Таня - молодые, влюблённые. Он уходит в армию, как и тысячи других парней той эпохи. Но внезапное исчезновение Сергея меняет всё. Его считают погибшим. Таня - одна, с разбитым сердцем. А он… жив. Возвращается в другой мир, который успел измениться.

И вот здесь кино делает поворот. Сначала - красочные сцены первой любви. Мягкий свет, зелёная трава, песни, смех, нежность. Всё выглядит как сон наяву. Мир влюблённых, в котором не существует бед. А затем - резкая перемена. Черно-белая пленка. Жесткие диалоги. Ощущение пустоты. Как будто весна сменилась холодной осенью, и герои уже не те, кем были в начале.

-4

Кончаловский не боится ломать шаблоны. Он показывает съёмочную группу в кадре, не прячет съёмочную технику, не скрывает режиссуру. Это всё становится частью языка фильма. Не ошибка, а приём. Зритель чувствует - это кино о настоящем. Даже когда на экране аллюзии, метафоры и условности, всё это не мешает, а помогает ощутить подлинность.

Иннокентий Смоктуновский и Ия Саввина в ролях родителей создают глубину. Их сцены - короткие, но в них заложен целый пласт эпохи. Старые дома, старая Москва - то, что хочется найти и сохранить. Камера Левана Пааташвили делает настоящие чудеса, превращая город в декорации из снов, а даже армейские учения - в хореографические этюды.

-5

И всё-таки центральная фигура здесь - Таня. Коренева играет её с такой отдачей, что кажется: она не исполняет роль, а проживает жизнь. Сначала-восторженная девочка, потом-женщина, уставшая от боли, потерявшая надежду. Можно ли её винить за то, что она отпустила прошлое? Нет. В этом и есть трагедия-она жила сердцем, и сердце ей велело продолжать жить.

Финал, к счастью, не трагичный. Это не фильм - страдание. Это фильм-переосмысление. Да, любовь не всегда побеждает обстоятельства. Но именно чувства - настоящие, без масок и позы - дают человеку смысл. Даже когда всё, кажется, рушится, на обломках может вырасти что - то новое.

-6

И вот уже взрослый Сергей, пережив всё, получает шанс на новую жизнь. С женой, с ребёнком. Вновь появляются краски, вновь хочется дышать. Как будто мир снова разрешает ему любить.

Этот фильм не для всех. Он не развлекательный. Он заставляет слушать, чувствовать, вспоминать. Особенно тем, кто когда-то любил-сильно, впервые, по-настоящему. Тем, кто верил в обещания, в письма, в «ждать сколько надо».

Кино Кончаловского - это не про эпоху, это про состояние души. Оно живое. Даже спустя полвека. И во многом-благодаря Кореневой. Такой трогательной, искренней, настоящей. В её глазах можно прочесть всё: любовь, страх, прощание и, главное,-надежду. Именно она делает этот фильм особенным.

-7

Стоит пересмотреть. Не из ностальгии. А чтобы вспомнить, как выглядела настоящая любовь на экране. Без фильтров. Без эффектов. Только чувства, только музыка и стихи. И невероятная Елена Коренева-как символ всей этой хрупкой, но вечной красоты.

Читайте также: