Найти в Дзене
OSG-Pro

О кастомной камере Sony в фильме F1

В последние недели много шума вокруг фильма "Формула 1" ("F1: The Movie", далее просто "F1") (трейлер). Не удивительно, один из самых успешных продюсеров современности - Джерри Брукшаймер (Jerry Bruckheimer), режиссер-визуал Джозеф Косински (Joseph Kosinski), музыка бесподобного Ганса Циммера (Hans Zimmer) и Брэд Пит (Brad Pitt) в главной роли. Да и сам факт, что Голливуд, наконец, на высшем уровне заинтересовался "королевскими гонками", которые всецело помогали в работе, в качестве эксперта привлекли великого гонщика Льюиса Хэмилтона. А Apple TV не пожалела выделить на все это, по разной информации, то ли 200, то ли 300 млн долларов. С точки же зрения людей снимающих, самое необычное - камеры Sony, которые были сделаны специально для работы над этим фильмом. Некоторые вообще говорят, что это чуть ли не прототипы чего-то нового. Но, давайте по-порядку. Основным своим инструментом оператор-постановщик Клаудио Миранда (Claudio Miranda) выбрал Sony Venice II. Это далеко не первый проект,

В последние недели много шума вокруг фильма "Формула 1" ("F1: The Movie", далее просто "F1") (трейлер). Не удивительно, один из самых успешных продюсеров современности - Джерри Брукшаймер (Jerry Bruckheimer), режиссер-визуал Джозеф Косински (Joseph Kosinski), музыка бесподобного Ганса Циммера (Hans Zimmer) и Брэд Пит (Brad Pitt) в главной роли. Да и сам факт, что Голливуд, наконец, на высшем уровне заинтересовался "королевскими гонками", которые всецело помогали в работе, в качестве эксперта привлекли великого гонщика Льюиса Хэмилтона. А Apple TV не пожалела выделить на все это, по разной информации, то ли 200, то ли 300 млн долларов. С точки же зрения людей снимающих, самое необычное - камеры Sony, которые были сделаны специально для работы над этим фильмом. Некоторые вообще говорят, что это чуть ли не прототипы чего-то нового. Но, давайте по-порядку.

Основным своим инструментом оператор-постановщик Клаудио Миранда (Claudio Miranda) выбрал Sony Venice II. Это далеко не первый проект, в котором он предпочитает именно Venice. Но, во множестве закадров, которые можно найти в сети, видно, что часто использовались DJI Ronin 4D. Причем, с камерой работал и сам Клаудио Миранда.

На съемках. Два DJI Ronin 4D, один у Клаудио Миранда (скриншот из видео с ютуб канала Formula Collective)
На съемках. Два DJI Ronin 4D, один у Клаудио Миранда (скриншот из видео с ютуб канала Formula Collective)

Несколько удивляет, учитывая, что бюджет у фильма не назвать ограниченным как, например, у "Падения империи" ("Civil War"), где оператор Роб Харди (Rob Hardy) тоже основной камерой выбрал Sony Venice II, но, по-факту, почти половина фильма - все экшн сцены, снимались на Ronin 4D. В "F1" точно можно было себе позволить стэдикам с Venice II. Но, вероятно, выбор Ronin 4D был сделан для эпизодов, когда съемки проводились во время реальных квалификационных гонок, а таких, кстати, было немало. Соответственно, имели место очень жесткие ограничения по времени, чтобы не мешать самим заездам. И Мирандо хотел полностью контролировать результат. Впрочем, это только мои предположения.

Главное, чем отличается "F1" - своими кадрами с камер, установленных на болиды. В этом фильме Клаудио Миранда буквально довел до совершенства идеи из "Топ Ган: Мэверик" ("Top Gun: Maverick"). Самое крутое, что все снималось не на "зеленке" или с экранами дополненной реальности в студии. Пройдя обучение, Том Круз на самом деле летал за штурвалом истребителя, а Брэд Пит гонял по трэку на болиде. Собственно, главная идея Джозефа Косински и Клаудио Миранда и была в том, чтобы максимально точно и натуралистично показать королевскую гонку. Будто, посадить зрителя в кабину, чтобы он почувствовал сумасшедшие скорости. А как еще это можно сделать, когда болид несется 300км/ч? Ни одна машина с оператором и камерой не сможет его сопровождать. Конечно, был недавно FPV, который гонялся за болидом Формулы 1 (вот пост в моем ТГ канале), но в одном из интервью, Миранда сказал, что такая стилистика съемки его не устраивала. Технически, в случае "Топ Гана" удалось ограничится Sony Realto. Если вдруг не знаете, это модуль с матрицей и байонетом, который подключается кабелем к камере Sony Venice. Таким образом, получаете относительно компактный съёмочный модуль и отдельный блок основной камеры, на которую ведётся запись. Систему устанавливали в кабине самолета, направив на пилота или за пилотом. А саму Venice прятали внизу в кабине. Изначально считалось, что в производстве "F1" использовали новое поколение внешнего модуля Venice Extension System Mini, который значительно компактней Realto. Но, позже выяснилось, что к началу съемок ее еще не сделали. И опробовать ее удалось только на одном трэке, в Абу Даби. Да и в болиде Формулы 1 (на самом деле, использовались болиды Формулы 2, которые внешне не сильно отличаются, но немного короче, но не суть) для самой Sony Venice II в кокпите практически нет места. Поэтому основными камерами, которые работали на и в болидах, были те самые спец камеры Sony.

Кастомная ккмера Sony (из видео "Making of F1:The Movie")
Кастомная ккмера Sony (из видео "Making of F1:The Movie")

Главные требования - компактный размер и небольшой вес, чтобы можно было устанавливать в самых труднодоступных местах. Чтобы камера выдерживала перегрузки до 5g, вибрации от корпуса болида и высокие температуры. И чтобы это была полнокадровая камера, для максимального соответствия характеру изображения Venice 2. Получился состояший из байонета и матрицы от FX6 модуль. Иногда говорят о матрице FX3. Принято считать, что в FX3 и FX6 одинаковые матрицы. Но, однозначных официальных подтверждений этому я не видел, напишите, если таковые есть. Да, одинаковые нативные ISO, очень близкие разрешения. Но на официальном сайте общее разрешение одинаковое, а эффективное почему-то немного отличается. И, как мы знаем, картинки с камер чуть разные, хотя казалось бы, если матрицы одинаковые почему не сделать получаемое изображение тоже максимально похожим, пусть и контейнеры записи отличаются. Ведь эти камеры очень часто используют вместе. Наконец, матричная стабилизация, у FX6 ее нет. Собственно, как нет ее и в спец камерах для "F1". Все было упаковано в кастомные корпуса Panavision с системой сменных НД фильтров как у Venice Extension System Mini. Эти фильтры по характеристикам точно такие же как встроенные в Venice. Блок управления, коммутации и записи, сделали отдельным. Известно, что это перепакованная начинка от камеры Sony FR7 (на всякий случай, это PTZ версия FX6). Короче, вы поняли, вероятнее всего, донорами под кастомы были именно FR7. В поисках мест куда прятать блоки записи приходилось чуть ли не разбирать болид.

Блок коммутации и записи прячут в районе радиатора (из видео "Making of F1:The Movie")
Блок коммутации и записи прячут в районе радиатора (из видео "Making of F1:The Movie")

Сделали таких камер два с половиной десятка. И поэтому, ставились они в самых разных частях болидов под разными ракурсами и углами, включая шлем пилота, для вида от первого лица. Иногда на один болид устанавливалось по несколько камер.

Камера, закрепленная на шлем пилота Ф1 (из видео "Making of F1:The Movie")
Камера, закрепленная на шлем пилота Ф1 (из видео "Making of F1:The Movie")

Но, несомненно, самые эффектные кадры - резкие панорамы. Чтобы реализовать такой эффект для панаромирования использовались моторы FIZ системы (радиофокуса) Preston, который отвечал и за фокусировку. Чтобы сгладить вибрации камеры крепились через виброразвязки. Что интересно, мягкость виброразвязок подбиралась специально под каждый конкретный случай, чтобы погасить мелкие вибрации, но более крупные не сглаживались. И это заметно прибавило динамики.

Камера с панарамирующей головой с установленным радиофокусом на виброразвязке (из видео "Making of F1:The Movie")
Камера с панарамирующей головой с установленным радиофокусом на виброразвязке (из видео "Making of F1:The Movie")

Объективы, которые использовались, должны были быть компактными. И выбор пал на широкоугольные Voitlander (точно использовался Heliar-Hyper Wide 10mm f/5.6, и, вероятно, Ultra Wide-Heliar 12mm f/5.6 и Super Wide-Heliar 15mm f/4.5), для менее широкого угла ставили Zeiss Loxia.

Несколько камер, закрепленных на болиде. Две с оптикой Zeiss Loxia, одна с Voitlander (из видео "Making of F1:The Movie")
Несколько камер, закрепленных на болиде. Две с оптикой Zeiss Loxia, одна с Voitlander (из видео "Making of F1:The Movie")

Кстити, на съемках фильма была еще одна кастомная камера. Правда не так часто использовавшаяся. И это уже разработка Apple. Как говорят, на базе камеры Iphone 15 Pro. Ее интегрировали в то место, где обычно располагается одна из камер использующихся при трансляции гонки, за головой пилота.

Вот так спрятали в болидах камеру Iphone 15 Pro
Вот так спрятали в болидах камеру Iphone 15 Pro

Ну и неожиданный вывод, который хочется сделать. Это камень в сторону тех, кто критикует соневские кодеки с компрессией и отсутствие в FX6 внутренней RAW записи. И тех, кто по этим причинам хейтит все Sony FX, существующие и... будущие, ведь давайте честно, внутренний RAW в линейке FX вряд ли в ближайшем будущем появится. Крутой RAW с компрессией - X-OCN (не знаете что это, почитайте), зарезервирован у Sony только для кинокамер, младшая из которых сейчас - это Burano. Запись же на кастомные камеры велась в максимуме, на который они способны - DCI 4K (4096 x 2160) XAVC-I 600 Mb/s VBR.

Кадр с плэйбэк монитора, где видны настройки камеры (из видео "Making of F1:The Movie")
Кадр с плэйбэк монитора, где видны настройки камеры (из видео "Making of F1:The Movie")

И появляется вопрос, не выглядит ли это странным, что такого разрешения и кодека часто мало, по словам некоторых, снимающих, условно, рилс в зажатую-пережатую инсту, но достаточно для одного из самых крупнобюджетных полных метров 2025 года? Особенно учитывая слабо регулируемые световые условия - на треках не было специального света. Ведь часто это были реальные гонки. Плюс еще и очень высокая динамика с множеством мелких деталей в кадре. Наконец, сам фильм сделан для показа в кинотеатрах IMAX, а не 6" экране смартфона. Вот вам и "устаревающая" камера с "отстойными" кодеками... Конечно, кто-то может возразить, есть полные метры, снятые даже на GoPro. Но, там это оправданная особенная стилистика, а не прямое совмещение картинки с одной из топовых кинокамер для показа на гигантском экране. Создатели "F1" точно имели выбор. Они могли взять, условно, Blackmagic Micro Studio Camera G2. У DJI Ronin 4D, который они использовали, вообще все готово - есть т.н. Flex - когда голова подключается к основной камере длинным кабелем. И это полный кадр, 8К RAW. Подошёл бы и любой "фотик" с RAW, коих немало. Вариантов у них, наверняка, было много. Наконец, могли спокойно работать на ту же камерную голову, но с внешним RAW рекордером, а не использовать возможности внутренней записи. Но выбор пал на разобранную и переделанную FR7 (FX6) с внутренней записью. Хотя, не исключаю, что все это было сделанно намеренно со стороны Sony. Любой современный фильм такого уровня - это сплошь реклама. Реклама Формулы 1, реклама Мерседес, реклама всех брендов, которые откровенно, или как бы невзначай, засветились в кадре. Поэтому, почему бы Sony целевой аудитории людей снимающих изящно не показать - не все сводится к огромным разрешениям и RAW.

Сейчас на Ютубе много т.н. BTS (закадровых или "как это снято") видео. Один из самых полных, которые мне попались, можете посмотреть по этой ссылке.

Комментируйте, в чем согласны или не согласны. Если знаете, что я где-то ошибся, обязательно напишите. И подписывайтесь на канал.