Найти в Дзене

Современный подоходный налог в Италии: обзорная аналитика на 2025 год

Оглавление
Сгенерировано с помощью ChatGPT
Сгенерировано с помощью ChatGPT

1. Понятие налога: IRPEF как основа фискальной модели

Подоходный налог физических лиц в Италии — IRPEF (Imposta sul Reddito delle Persone Fisiche) — представляет собой ключевой элемент системы прямого налогообложения. Установленный в соответствии с положениями Единого текста по налогам (Testo Unico delle Imposte sui Redditi — TUIR, DPR 917/1986), данный налог охватывает широкий перечень видов дохода физических лиц, являясь обязательным для всех резидентов, а также нерезидентов в отношении доходов, источником которых является Италия.

К налогооблагаемым доходам относятся:

  • доходы от наемного труда (lavoro dipendente);
  • доходы от профессиональной и предпринимательской деятельности;
  • инвестиционные доходы (включая дивиденды и проценты);
  • доходы от аренды и операций с недвижимостью;
  • пенсии и иные трансфертные доходы;
  • доходы из зарубежных источников (для резидентов).

IRPEF формирует основу подоходного налогообложения, в то время как местные надбавки (региональные и муниципальные) выполняют вспомогательную роль. Определение налоговой базы производится с учётом множества корректировок, включая профессиональные расходы, стандартные вычеты и налоговые кредиты.

2. Исторические корни: эволюция IRPEF с XIX века до настоящего

Итальянская налоговая система начала формироваться ещё в середине XIX века. Предшественником IRPEF выступала imposta di ricchezza mobile — налог на подвижное богатство, введённый в 1864 году. Он охватывал доходы от капитала и бизнеса, но не заработную плату.

Современный IRPEF был учреждён в 1973 году в рамках масштабной фискальной реформы, направленной на унификацию и упрощение налогообложения физических лиц. Закон от 29 сентября 1973 года № 597 ввёл IRPEF в качестве основного налога на совокупный доход, заменив несколько разрозненных налогов.

В 1986 году был принят TUIR — Единый налоговый кодекс, систематизировавший правила налогообложения. С тех пор система подвергалась многочисленным корректировкам. Реформы последних лет (включая реформу 2022–2023 гг.) направлены на сокращение числа налоговых ставок и расширение базы налогообложения.

IRPEF на протяжении десятилетий рассматривается как инструмент не только фискального наполнения бюджета, но и социальной справедливости, посредством применения прогрессивной шкалы и множества вычетов.

3. Уровень налога и административное регулирование

IRPEF — налог национального уровня, но с элементами территориальной дифференциации. Так, в дополнение к федеральной ставке, могут применяться:

  • региональные надбавки (Addizionale Regionale IRPEF) — устанавливаются каждой областью и колеблются от 0,7 % до 3,33 %;
  • муниципальные надбавки (Addizionale Comunale IRPEF) — определяются муниципалитетами и не могут превышать 0,9 %.

Таким образом, налоговая нагрузка может существенно отличаться в зависимости от места проживания налогоплательщика.

Администрирование IRPEF осуществляется Agenzia delle Entrate — налоговым агентством Италии. Налог может удерживаться у источника (для работников по найму) или уплачиваться на основании налоговой декларации (модель 730 или Redditi PF).

4. Шкала налогообложения и налоговая нагрузка

С 2025 года в Италии действует трёхуровневая шкала IRPEF, упрощённая по сравнению с предыдущими четырьмя уровнями. Это результат реформы, направленной на снижение нагрузки на средний класс и упрощение расчётов:

  • До €28 000 — ставка 23 %;
  • От €28 001 до €50 000 — ставка 35 %, эффективный налог при этом рассчитывается с учётом прогрессии;
  • Свыше €50 001 — ставка 43 %.

К данной шкале добавляются региональные и муниципальные надбавки, что увеличивает предельную налоговую нагрузку до 45–47 % в некоторых регионах.

Как вы считаете, разумно ли в условиях инфляции и снижения покупательной способности сохранять столь высокие ставки? Или стоит перейти к более плоской шкале? — вопрос, заслуживающий обсуждения.

Также сохраняются:

  • налоговые вычеты (detrazioni),
  • налоговые кредиты (credito d’imposta),
  • снижающие коэффициенты при определённых условиях (например, для многодетных семей).

5. Льготы и налоговые послабления

IRPEF предусматривает значительный перечень налоговых преференций:

Стандартные вычеты:

  • на иждивенцев (дети, супруги, родители);
  • на расходы на медицину, обучение, страхование;
  • на ипотечные проценты по кредиту на первое жильё;
  • на ремонт жилья и улучшение энергоэффективности.

Налоговые кредиты:

  • за экологические улучшения (eco-bonus);
  • за установку солнечных панелей (superbonus);
  • за приобретение мебели при ремонте.

Специальные режимы для новых резидентов:

  • flat tax €100 000/год на зарубежный доход (до 15 лет);
  • 7 % плоский налог на зарубежные доходы для пенсионеров, переехавших в южные регионы;
  • режим forfettario — 15 % для малых ИП с доходом до €85 000/год (для резидентов).

Наличие столь обширного пакета льгот делает IRPEF гибким инструментом фискальной политики, но порождает и сложности с администрированием.

6. Роль IRPEF в доходной системе Италии

Подоходный налог IRPEF остаётся наиболее значимым источником доходов государственного бюджета Италии. По данным Министерства экономики и финансов, в 2024 году поступления по IRPEF составили около €195 млрд, что составляет более 40 % от всех налоговых поступлений страны.

Эти средства направляются на:

  • финансирование системы здравоохранения;
  • пенсионные выплаты;
  • инфраструктурные проекты;
  • образование и социальные программы.

Однако сохраняются и структурные проблемы:

  • высокий уровень уклонения от налогообложения;
  • сложность налоговой системы;
  • нагрузка на средний класс при относительном послаблении для высокодоходных налогоплательщиков.

Нужна ли Италии новая волна реформ IRPEF? И возможно ли одновременно снизить ставку и сохранить поступления в бюджет? — вопрос, волнующий как юристов, так и политиков.

7. Заключение: между стабильностью и реформами

Итальянский IRPEF остаётся моделью прогрессивного налогообложения с элементами социальной направленности. Однако в 2025 году он сталкивается с рядом вызовов:

  • необходимостью стимулов для честной уплаты налогов;
  • сокращением числа исключений и упрощением правил расчёта;
  • модернизацией в сторону большей цифровизации и прозрачности.

Пока IRPEF сочетает в себе элементы справедливости, гибкости и избыточной сложности, его развитие — это вопрос политической воли, макроэкономических реалий и общественного запроса на социальный контракт нового типа.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи! И поделитесь своим мнением после прочтения.

Читать также:

1. Современный подоходный налог в России: что важно знать налогоплательщику

2. Современный подоходный налог во Франции: обзорная аналитическая статья на 2025 год

3. Современный подоходный налог в Германии: обзорная аналитика для налогоплательщика

#налоги #налогооблажение #льготноеналогооблажение #налоговаясистема #подоходныйналог #НДФЛ #подоходныйналогИталии #налоговыйорган #налоговаясистемаИталии #налоговая #налоговоезаконодательство #налоговыйконсультант

Статья выпущена 14.07.2025 года.