1. Понятие налога: IRPEF как основа фискальной модели
Подоходный налог физических лиц в Италии — IRPEF (Imposta sul Reddito delle Persone Fisiche) — представляет собой ключевой элемент системы прямого налогообложения. Установленный в соответствии с положениями Единого текста по налогам (Testo Unico delle Imposte sui Redditi — TUIR, DPR 917/1986), данный налог охватывает широкий перечень видов дохода физических лиц, являясь обязательным для всех резидентов, а также нерезидентов в отношении доходов, источником которых является Италия.
К налогооблагаемым доходам относятся:
- доходы от наемного труда (lavoro dipendente);
- доходы от профессиональной и предпринимательской деятельности;
- инвестиционные доходы (включая дивиденды и проценты);
- доходы от аренды и операций с недвижимостью;
- пенсии и иные трансфертные доходы;
- доходы из зарубежных источников (для резидентов).
IRPEF формирует основу подоходного налогообложения, в то время как местные надбавки (региональные и муниципальные) выполняют вспомогательную роль. Определение налоговой базы производится с учётом множества корректировок, включая профессиональные расходы, стандартные вычеты и налоговые кредиты.
2. Исторические корни: эволюция IRPEF с XIX века до настоящего
Итальянская налоговая система начала формироваться ещё в середине XIX века. Предшественником IRPEF выступала imposta di ricchezza mobile — налог на подвижное богатство, введённый в 1864 году. Он охватывал доходы от капитала и бизнеса, но не заработную плату.
Современный IRPEF был учреждён в 1973 году в рамках масштабной фискальной реформы, направленной на унификацию и упрощение налогообложения физических лиц. Закон от 29 сентября 1973 года № 597 ввёл IRPEF в качестве основного налога на совокупный доход, заменив несколько разрозненных налогов.
В 1986 году был принят TUIR — Единый налоговый кодекс, систематизировавший правила налогообложения. С тех пор система подвергалась многочисленным корректировкам. Реформы последних лет (включая реформу 2022–2023 гг.) направлены на сокращение числа налоговых ставок и расширение базы налогообложения.
IRPEF на протяжении десятилетий рассматривается как инструмент не только фискального наполнения бюджета, но и социальной справедливости, посредством применения прогрессивной шкалы и множества вычетов.
3. Уровень налога и административное регулирование
IRPEF — налог национального уровня, но с элементами территориальной дифференциации. Так, в дополнение к федеральной ставке, могут применяться:
- региональные надбавки (Addizionale Regionale IRPEF) — устанавливаются каждой областью и колеблются от 0,7 % до 3,33 %;
- муниципальные надбавки (Addizionale Comunale IRPEF) — определяются муниципалитетами и не могут превышать 0,9 %.
Таким образом, налоговая нагрузка может существенно отличаться в зависимости от места проживания налогоплательщика.
Администрирование IRPEF осуществляется Agenzia delle Entrate — налоговым агентством Италии. Налог может удерживаться у источника (для работников по найму) или уплачиваться на основании налоговой декларации (модель 730 или Redditi PF).
4. Шкала налогообложения и налоговая нагрузка
С 2025 года в Италии действует трёхуровневая шкала IRPEF, упрощённая по сравнению с предыдущими четырьмя уровнями. Это результат реформы, направленной на снижение нагрузки на средний класс и упрощение расчётов:
- До €28 000 — ставка 23 %;
- От €28 001 до €50 000 — ставка 35 %, эффективный налог при этом рассчитывается с учётом прогрессии;
- Свыше €50 001 — ставка 43 %.
К данной шкале добавляются региональные и муниципальные надбавки, что увеличивает предельную налоговую нагрузку до 45–47 % в некоторых регионах.
Как вы считаете, разумно ли в условиях инфляции и снижения покупательной способности сохранять столь высокие ставки? Или стоит перейти к более плоской шкале? — вопрос, заслуживающий обсуждения.
Также сохраняются:
- налоговые вычеты (detrazioni),
- налоговые кредиты (credito d’imposta),
- снижающие коэффициенты при определённых условиях (например, для многодетных семей).
5. Льготы и налоговые послабления
IRPEF предусматривает значительный перечень налоговых преференций:
Стандартные вычеты:
- на иждивенцев (дети, супруги, родители);
- на расходы на медицину, обучение, страхование;
- на ипотечные проценты по кредиту на первое жильё;
- на ремонт жилья и улучшение энергоэффективности.
Налоговые кредиты:
- за экологические улучшения (eco-bonus);
- за установку солнечных панелей (superbonus);
- за приобретение мебели при ремонте.
Специальные режимы для новых резидентов:
- flat tax €100 000/год на зарубежный доход (до 15 лет);
- 7 % плоский налог на зарубежные доходы для пенсионеров, переехавших в южные регионы;
- режим forfettario — 15 % для малых ИП с доходом до €85 000/год (для резидентов).
Наличие столь обширного пакета льгот делает IRPEF гибким инструментом фискальной политики, но порождает и сложности с администрированием.
6. Роль IRPEF в доходной системе Италии
Подоходный налог IRPEF остаётся наиболее значимым источником доходов государственного бюджета Италии. По данным Министерства экономики и финансов, в 2024 году поступления по IRPEF составили около €195 млрд, что составляет более 40 % от всех налоговых поступлений страны.
Эти средства направляются на:
- финансирование системы здравоохранения;
- пенсионные выплаты;
- инфраструктурные проекты;
- образование и социальные программы.
Однако сохраняются и структурные проблемы:
- высокий уровень уклонения от налогообложения;
- сложность налоговой системы;
- нагрузка на средний класс при относительном послаблении для высокодоходных налогоплательщиков.
Нужна ли Италии новая волна реформ IRPEF? И возможно ли одновременно снизить ставку и сохранить поступления в бюджет? — вопрос, волнующий как юристов, так и политиков.
7. Заключение: между стабильностью и реформами
Итальянский IRPEF остаётся моделью прогрессивного налогообложения с элементами социальной направленности. Однако в 2025 году он сталкивается с рядом вызовов:
- необходимостью стимулов для честной уплаты налогов;
- сокращением числа исключений и упрощением правил расчёта;
- модернизацией в сторону большей цифровизации и прозрачности.
Пока IRPEF сочетает в себе элементы справедливости, гибкости и избыточной сложности, его развитие — это вопрос политической воли, макроэкономических реалий и общественного запроса на социальный контракт нового типа.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи! И поделитесь своим мнением после прочтения.
Читать также:
1. Современный подоходный налог в России: что важно знать налогоплательщику
2. Современный подоходный налог во Франции: обзорная аналитическая статья на 2025 год
3. Современный подоходный налог в Германии: обзорная аналитика для налогоплательщика
#налоги #налогооблажение #льготноеналогооблажение #налоговаясистема #подоходныйналог #НДФЛ #подоходныйналогИталии #налоговыйорган #налоговаясистемаИталии #налоговая #налоговоезаконодательство #налоговыйконсультант
Статья выпущена 14.07.2025 года.