Найти в Дзене

Коты, джаз и шахматы

Жизнь состоит из конфликтов и противоречий. Не только между странами или соседями — но и внутри нас самих. Мы мечемся между логикой и чувствами, между чётким планом на день и внезапным танцем на кухне под странную музыку из динамика. Где-то между "надо" и "хочу" прячется наша суть. И иногда, чтобы её нащупать, нужно не объяснять — а просто почувствовать. Да, это канал о котах. Коты — это наше всё. Они спят на клавиатуре, мешают жить по плану и напоминают, что мурчание — это тоже философия. Но иногда на канале не только о них. Вернее, не столько про них, сколько через них — о чувствах, музыке, шахматах и поиске себя. В афише я увидел, что приближается фестиваль Chess & Jazz, и понял: это повод. Повод сыграть партию. Не только в шахматы — но и в жизнь. Перейти от расчёта к импровизации. От "надо" к "так чувствую". Это статья не о нотах, не о партиях и не о котах напрямую. Это попытка услышать себя. Сыграть джаз. Если вы когда-то включали джаз "для фона", и он показался вам сумбурным, бес
Оглавление

Жизнь состоит из конфликтов и противоречий. Не только между странами или соседями — но и внутри нас самих. Мы мечемся между логикой и чувствами, между чётким планом на день и внезапным танцем на кухне под странную музыку из динамика. Где-то между "надо" и "хочу" прячется наша суть. И иногда, чтобы её нащупать, нужно не объяснять — а просто почувствовать.

Да, это канал о котах. Коты — это наше всё. Они спят на клавиатуре, мешают жить по плану и напоминают, что мурчание — это тоже философия. Но иногда на канале не только о них. Вернее, не столько про них, сколько через них — о чувствах, музыке, шахматах и поиске себя.

В афише я увидел, что приближается фестиваль Chess & Jazz, и понял: это повод. Повод сыграть партию. Не только в шахматы — но и в жизнь. Перейти от расчёта к импровизации. От "надо" к "так чувствую". Это статья не о нотах, не о партиях и не о котах напрямую. Это попытка услышать себя. Сыграть джаз.

Джаз — это не музыка. Это способ быть

Если вы когда-то включали джаз "для фона", и он показался вам сумбурным, бессюжетным, нафталиновым — поздравляю. Это был не джаз. Это было ваше ожидание логики.

А джаз — он как вечерняя гроза: возникает из ниоткуда, сначала приглушённо гремит где-то за горизонтом, потом обрушивается на город — и так вовремя. Он как стрекотание сверчков, как горячий воздух после полудня, как мысль, которую не можешь выразить словами, но вдруг встречаешь её в музыке.

Слушать джаз нужно не ушами — вниманием. Джаз не рассказывает, он чувствует. Это не стиль. Это пространство, в котором ты перестаёшь объяснять, почему тебе грустно, и просто грустишь. Или вдруг смеёшься сквозь слёзы. Или отпускаешь.

Почему понимание джаза сравнимо с попыткой понять кота

Коты — как джаз. Ты живёшь рядом с ними, вроде бы знаешь распорядок дня, любимую игрушку, привычку драть кресло именно в момент видеозвонка. Но понимаешь ли ты их по-настоящему?

Ты думаешь, что знаешь, а они в этот момент уже делают что-то совсем другое — как будто импровизируют на сцене, где партитура давно выброшена. У кота может быть тысяча причин, чтобы не прийти, когда ты его зовёшь. И одна — чтобы запрыгнуть на грудь и устроиться там, будто это концертный рояль. Он не объясняет. Он просто живёт, как чувствует.

Так же и с джазом. Он не раскрывается тому, кто пришёл за чётким ответом. Зато открывается тем, кто готов слушать — не чтобы понять, а чтобы быть рядом.

Вот Мохнатик, например. Он не приходит — он возникает. Из полумрака, из тишины, из задумчивости. Как Майлз Дэвис — "Blue in Green". Ты его не замечаешь, пока он не становится твоим настроением.

А Страшила — это Телониус Монк — "Straight, No Chaser". Он вроде бы нелеп, скомкан, как будто сбивается. Но в этом есть такая правда, такой упрямый ритм, что ты не можешь не поддаться.

Доча — он как мелодии Нины Симон — "Don’t Let Me Be Misunderstood". Сложный, гордый, чуть трагичный.

Чудовище — он мурчит даже когда спит. Он как Элла Фицджеральд — "Summertime". Лёгкость, жаркое томление, сон в полглаза. Как август на даче.

А Жирняш — он весёлый, тяжеловесный, но ловкий, как Дэйв Брубек — "Take Five". Прыг-скок — и ты уже улыбаешься.

Коты не объясняют — они живут. Джаз не объясняет — он звучит. И если ты отпустишь желание всё понять, вы оба — и кот, и джаз — вдруг станете тебе ближе, чем многие люди.

Как начать слушать джаз — и зачем вообще это делать

Слушать джаз — это как жить с котами: ты никогда до конца не понимаешь, что происходит, но дом наполняется жизнью. Ты отпускаешь контроль — и вдруг становится легче дышать.

В какой-то момент ты начинаешь играть с джазом, как с самим собой в шахматы. Это партия без противника. Ты ставишь себе ловушку — и сам из неё выбираешься.

Ты включаешь Эллингтона и Колтрейна — "In a Sentimental Mood", расставляешь фигуры. Берёшь ладью, потом отодвигаешь. Смотришь на ночь за окном, как будто она сейчас сделает ход. Меняешь план. Пьёшь чай. Слушаешь себя.

Вот мой личный рецепт первой джазовой партии:

  • Утром, когда ты ещё не понимаешь, кто ты сегодня, включи Билл Эванс — "Peace Piece". Это как свет из окна, когда просыпаешься не от будильника, а от запаха кофе. Музыка почти тишина. Почти покой.
  • Когда на душе лёгкая тоска, не грустная, а такая… акварельная — слушай Чет Бейкер — "Almost Blue". Голос Бейкера как сигаретный дым в прохладной спальне. Там вся невозможность и вся честность одновременно.
  • Если внутри всё распухло от эмоций, от невозможности их выразить, открой Джон Колтрейн — "Naima". Это не мелодия. Это исповедь.
  • Когда хочется света, движения, почти что весны в ритме — Дэйв Брубек — "Take Five". Это и есть свобода, завернутая в сложный размер.
  • А если на сердце будто штиль, и ты сам не знаешь — хорошо это или плохо, — поставь Стен Гетц и Жуан Жилберту — "The Girl from Ipanema". Плавно, как лодка по тёплой воде.

А теперь — фестиваль

Всё, о чём я говорю, можно услышать вживую. Фестиваль Chess & Jazz, который пройдёт в Москве, — это не просто сцена и шахматная доска. Это приглашение перестать быть рациональным. Поймать настроение. Открыться. Импровизировать. Дзен — партнёр фестиваля, и это значит: будет та самая атмосфера. Не "модно", не "громко", а — по-настоящему. С местом для чувства. С тенью от деревьев. С фонарями, которые включаются раньше, чем стемнеет. С мягким пледом вечера.

Как дома. С котами. С джазом. С тёплым воздухом, в котором ты вдруг слышишь не музыку, а самого себя.

И, может быть, впервые за долгое время, это окажется достаточно.