Глава 4.
Едва дождавшись утра, Костя умчался за путевкой. В "Вечернем Ленинграде" был указан адрес.
Тур по Прибалтике был международный. Костю и Таню включили в списки с условием, что они должны принести характеристики из своих комитетов ВЛКСМ. Через пару часов характеристики, благодаря Костиным резвым ногам и не менее резвому языку, лежали на столе секретаря бюро "Спутника".
Таня извелась, ожидая мужа. Он явился ближе к полудню торжествующий, громогласно заявив:
- Все, Танюшка! Пляши! Отплываем через неделю. Чтобы срочно выздоравливала, сессию закрывала и вперед!
- Ой, Костенька! Мне не верится! А что ты так долго? В очереди стоял?
- Да ты представляешь, что я полгорода обежал, как рысак. В двух комитетах Комсомола побывал, в твоём университетском и в моем. Хорошо, что у меня свидетельство о браке было. Характеристики мне выдали без звука, когда я объяснил зачем мне это.
- Где? Где путёвка? Тебе ее уже дали?
- Дали, ага! Догнали и еще раз дали!
Таня выпучила глаза:
- Кость, отказали что ли? А ты мне - пляши, через неделю отплываем... - расстроилась Таня.
- Продали, а не дали. Но! С большой скидкой, как комсомольцам. В Интуристе втридорога такую путевку не купишь! Это же Спутник! Нам с тобой повезло.
Таня схватила протянутую Костей путевку и принялась читать.
- Костенька, двухместная каюта с двуспальной кроватью, с душем и туалетом, с холодильником! Ничего себе!
- Можно было с двумя кроватями каюту выбрать. Но, это не для нас! Верно я говорю?
- Да ты всегда правильно всё говоришь и делаешь. Это я подвожу нас всегда. Простудилась вот...
- Тань, все что ни делается - все к лучшему. Не залезла бы ты в воду - не простудилась бы, не простудилась бы - я не побежал бы в аптеку, не побежал бы в аптеку - не прочитал бы про круиз в газете. И вот результат! - он взял из рук Тани путевку и помахал ей, как флагом.
Вернувшаяся со смены Екатерина Семёновна заохала:
- Как же ты, Танечка, со своей хворобой поплывешь? Разве тебе можно?
- Да я уже здоровая, бабушка Катя. Все будет хорошо, - обняла хозяйку Таня.
Баба Катя вышла из комнаты и через минут пять вернулась, держа в руках голубые байковые панталоны с начесом:
- Вот, деточка! Это тебе от меня. Новенькие, с бирочкой. Наденешь, никакой холод не страшен будет твоей попе.
Панталоны были очень толстые, наверное, если их поставить, они бы не упали. Помните историю с выставкой советского женского белья, устроенную французским шансонье Ивом Монтаном, вернувшегося из поездки в СССР? Там гвоздём коллекции были как раз такие панталончики.
- Ой! Что это? Трусы с рукавами? Я такие в первом классе носила, причём, зимой. Бабулечка, ты что? Разве можно летом такое носить?
- Можно, голубка! Ещё как можно! Ты худенькая. На тебе незаметно будет. Ничего, пар костей не ломит, не запаришься. Целее будешь. Бери!
- Ну, куда мне их положить? У нас одна сумка на двоих.
- А ты приданое свое в шкаф выложи, а в чемодан все аккуратненько сложи. И платьишки свои, и форму Кости.
- А вот это идея, баб Катя! Мы так и сделаем. И панталоны возьмём. Мне жена здоровая нужна, - подмигнул хозяйке Костя.
Ну, вот! Сессия позади. В зачетках теснятся отличные оценки. Такие они наши герои, что поделать? - отличники оба. Разве они не заслужили красивое свадебное путешествие? Конечно, заслужили. С этим согласилась даже мама Тани, Елена Петровна, взяв с дочери слово, что она будет беречь свое здоровье.
- Мамочка, конечно! Мне бабушка Катя даже панталоны выдала, с начесом. Обещаю их не снимать.
Костя засмеялся:
- Это уже перебор! - прошептал он Тане на ушко, заставив ее покраснеть.
Наступил день отплытия "Балтики". С утра, как назло, зарядил дождь. Таня надела под юбочку бабушкины панталоны, подтянув их повыше, чтобы из-под юбки не высовывались, достала японский зонтик, привезенный Костей с плавательной практики.
- Кость, а помнишь, как мы первый раз его раскрыли? Чуть не сломали складывая. Не получилось бы еще раз так.
- Не бойся, я уже научился с ним обращаться.
Распрощались с хозяйкой и ее котом, пообещав привезти бабушке Кате Рижский бальзам. Чемодан оттягивал Константину правую руку, в левой он нес сумку с провиантом.
- Тань, мы как беженцы, зачем столько груза везем?
- Мы же не на день едем, а на целых два месяца. Тут ленинградские подарки всем родным. Давай сумку. Я сама понесу.
- Нет уж. Хватит с тебя пакета с обувью.
Приехали в морской порт за час. Группу советских пассажиров-комсомольцев собрали в холле для инструктажа. Парень, похожий на Олега Кошевого, рассказал ребятам, как следует вести себя в круизе, где наряду с нашими, будут присутствовать туристы из разных стран, даже из капиталичтических.
- Вы, ребята, должны показать, какие мы советские люди гостеприимные, морально устойчивые. Кто из вас нарушит правила, написанные специально для вас вот в этой брошюрке, - он показал пальцем на стопку инструкций, лежащих у него на столе, - сразу уйдёт с корабля на берег. Не подведите, высоко несите звание гражданина Советского союза. Я буду с вами на корабле, обращайтесь в любое время.
По трапу пестрая толпа туристов поднялась на турбоэлектроход. Все разошлись по каютам.
- Костенька! Это первый наш дом! Только наш! Никого к себе не пустим! Как здесь хорошо! Смотри, и туалет, и душ! - Таня восторженно и в то же время придирчиво осматривала свою каюту. Потом она бросилась на кровать, раскинув руки!
- Какая широкая! Какая мягкая! Костя, иди сюда!
- Подожди, Тань. Нужно разложить вещи и идти на собрание пассажиров.
Капитан Владимир Иванович Канев поздравил туристов с началом интереснейшего морского круиза по Прибалтике, напомнил о правилах безопасности на судне, а старший механик турбоэлектрохода Анатолий Красников рассказал об истории лайнера "Балтика".
1 мая 1940 года на мачте нового судна взвился советский флаг. Грузо-пассажирский турбоэлектроход с первоначальным экипажем ровно сто человек был рассчитан на перевозку свыше двух тысяч тонн груза и пятисот пассажиров. Длина судна 136 метров, ширина — 18,5 метра, скорость более двадцати узлов. Предназначался турбоэлектроход для работы на Дальнем Востоке. Но уже бушевала вторая мировая война, и посылать пароход в длительное плавание было рискованно. Работу определили в районе Балтики. Из Амстердама следовало срочно уходить. Мы были последние, кто вышел из канала. Голландцы тотчас заблокировали морские подходы, немцы рвались в столицу и уже 10 мая оккупировали ее.
В апреле 1941 года судно пришло на гарантийный ремонт в Стокгольм. В работе незаметно подошел июнь. В ожидании окончания формальностей и подписания документов томились на рейде. Между тем шведские власти «тянули резину» и не торопились оформлять отход. На борт прибыла А. Коллонтай, советский посол в Швеции. В конфиденциальной беседе с капитаном она обрисовала тревожную международную обстановку и приказала немедленно уходить из Стокгольма.
В среду 18 июня турбоэлектроход пришел в родной Ленинград, а в воскресенье грянула война.
Экипаж перевели на казарменное положение. На борту судна появился номер «509», под которым теперь турбоэлектроход значился как военный транспорт. Транспорт 509 готовился к ответственному рейсу в Таллин, на окраинах которого уже шли ожесточенные бои. В городе скопилось множество раненых, нуждающихся в срочной эвакуации. Все пятьсот коек были быстро заполнены ранеными, а к борту все подъезжали и подъезжали санитарные машины. Многие моряки уступили свои каюты, покалеченных красноармейцев и командиров начали размещать в коридорах, вестибюлях судна. Взять максимум людей! Таков был военный приказ!
Во время героического перехода по нашпигованному минами Финскому заливу судно подорвалось на мине, на борту началась паника, подавленная благодаря мужеству моряков и краснофлотцев. Почти сутки отстаивался турбоэлектроход у острова Гогланд, и над ним кружили «юнкерсы», прилетевшие добить судно. Спас густой туман. Транспорт 509 был взят на буксир и благополучно прибыл в Ленинград.
После капитального ремонта с 1960 года "Балтика" стала комфортабельным круизным лайнером.