Имя Аякса известно каждому, кто хоть раз слышал о Троянской войне. Но за именем этого героя скрываются два разных человека. Один — Аякс Теламонид, могучий великан, сын Теламона, о трагической судьбе которого я писала в статье " Как Афина лишила разума Аякса: трагедия героя Троянской войны"
Но был и второй Аякс— Аякс Оилид, менее известный, но не менее трагический персонаж мифа. В отличие от первого он вошел в историю Троянской войны под именем Аякс Малый.
Аякс Малый был сыном царя Локриды Оилея. Его родиной был город Опунт, и за это он часто упоминается в поэмах как Аякс Опунтский. В отличие от своего громоздкого тезки, он был стройным, но невероятно быстрым и метким воином. Гомер называет его одним из лучших бойцов греческого войска — быстрым, как ветер, и страшным в бою.
Локров Аякс предводил, Оилеев сын быстроногий:
Меньше он был, не таков, как Аякс Теламонид могучий,
Меньше далеко его; невеликий, в броне полотняной,
Но копьеметец отличный меж эллинов всех и данаев.
(Гомер. Илиада. Песнь вторая, 527-530)
Аякс Оилид - один из женихов Елены Спартанской. Гигин в своих "Мифах" перечисляет всех женихов Елены поименно. Среди них был и Аякс, сын Оилея.
Как и остальные женихи, Аякс был связан клятвой Тиндарея (отца Елены), обязывающей их защищать избранного супруга от возможных посягательств. Поэтому Аякс Оилид вместе с другими давшими эту клятву отправился к стенам Трои.
Он предводил племена, населявшие Кинос и Опус,
Вессу, Каллиар и Скарф и веселые долы Авгеи;
Тарфы и Фроний, где воды Воагрия быстро катятся.
Сорок черных судов принеслося за ним к Илиону
С воинством локров мужей, за священною живших Эвбеей
(Гомер. Илиада. Песнь вторая, 531-535)
Надо отметить, что Аякс Малый не занимает в поэме Гомера центрального места, но он упоминается в нескольких эпизодах как отважный и стремительный боец. Его часто упоминают с Большим Аяксом (Теламонидом). Они сражаются рядом, и иногда их путают по имени.
Но есть в "Илиаде" момент, где Аяксу Малому отведено определенное место. Это сцена в похоронных играх по Патроклу. В эпизоде с беговыми состязаниями, Аякс Малый участвует в беге.
... и немедленно встал Оилеев Аякс быстроногий
(Гомер. Илиада. Песнь 23, 754)
Аякс быстро вырвался вперед.
... и первый всех дальше
Быстрый умчался Аякс; но за ним Одиссей знаменитый
Близко бежал...
(Гомер. Илиада. Песнь 23, 758-760)
А потом хитроумный Одиссей обратился с мольбой о победе к своей покровительнице Афине.
И уже добегали, чтоб только им прянуть к награде, —
Вдруг на бегу поскользнулся Аякс: повредила Афина
(Гомер. Илиада. Песнь 23, 773-774)
И победу одержал Одиссей.
Это довольно унизительная сцена, в которой его быстрота и сила оказываются бесполезны перед волей богов. Этот эпизод служит предвосхищением его дальнейшей судьбы — он может быть быстр, но не благословлён богами.
На этом Гомер оставляет Аякса Малого в стороне. Все. что произошло с ним позже. описывают уже другие авторы.
После падения Трои, когданачались бесчинства, Кассандра, дочь Приама и пророчица, укрылась в храме Афины, обняв статую богини в надежде на защиту. Однако Аякс Оилид ворвался в святилище и схватил Кассандру.
Что произошло на самом деле между Аяксом и Кассандрой, разные авторы трактуют по-разному. Так Эврипид в «Троянках» открыто говорит, что Аякс изнасиловал Кассандру прямо в храме, тем самым совершив великое святотатство.
Гигин в «Мифах» тоже придерживается этой версии. Квинт Смирнский в «Постгомеровском эпосе» же упоминает только применение силы, что он лишь оскорбил её статус жрицы.
Но как бы там не было, но боги не простили ему этого. Афина, чью святыню он осквернил, потребовала расплаты.
Когда греки отплыли домой, Афина обратилась к Зевсу и Посейдону, прося наказания.
Во время возвращения домой, корабль с Аяксом попал в шторм. Его наслал Посейдон, откликнувшийся на просьбу Афины. Корабль погиб, а вместе с ним и воины.
Лишь один Аякс спасся, схватившись за скалу.
Держась за скалу, но высмеял богов, заявив, что они не смогли его убить. .
Тогда Посейдон ударом трезубца расколол скалу, и герой утонул.
Так Аякс погиб — не от руки врага, а от собственной гордыни. Даже мертвым он не получил покоя: его дух не был почитаем, как другие герои. Его имя стало напоминанием о святотатстве и наказании за хулу на богов.
Он не был трусом, не был злодеем в полном смысле, но пренебрег законами богов, посмеялся над священным и поплатился за это жизнью.
Его судьба — урок древнего мира: даже величайшие воины бессильны перед волей Олимпа, если забывают о почтении, милосердии и границах дозволенного.