Перед тем, как мы окунемся в мир красок, холстов и творческих мук, давайте разберемся с одним интересным психологическим феноменом, который, как ни странно, напрямую влияет на восприятие художниками своего таланта. Речь идет об эффекте Даннинга-Крюгера.
Звучит сложно, но на самом деле все просто: эффект Даннинга-Крюгера – это когнитивное искажение, при котором люди с низким уровнем квалификации в какой-либо области склонны переоценивать свои способности, а люди с высоким уровнем квалификации, наоборот, недооценивать себя.
Проще говоря, чем меньше человек знает, тем больше он уверен в своей правоте и своем превосходстве над другими. И наоборот, чем больше человек знает, тем больше он сомневается в себе и в своих способностях.
Этот эффект назван в честь Дэвида Даннинга и Джастина Крюгера, которые провели серию экспериментов, подтвердивших эту закономерность. В основе эффекта лежит не только недостаток знаний, но и неспособность адекватно оценить свои ошибки. Человек просто не знает, что он не знает.
Впервые эту закономерность подметили не Даннинг и Крюгер. Еще Чарльз Дарвин сказал: “Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание”. А Бертран Рассел отметил: “Одна из неприятных черт нашего времени состоит в том, что те, кто испытывают уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности”.
Теперь, когда мы разобрались с сутью эффекта Даннинга-Крюгера, давайте посмотрим, как он проявляется в мире художников и к каким последствиям это приводит.
Как и в любой другой области, в изобразительном искусстве существует множество уровней мастерства и опыта. К сожалению, эффект Даннинга-Крюгера, этот психологический парадокс, не обходит стороной и художников, порой создавая интересные, а иногда и печальные ситуации.
Проявления Эффекта Даннинга-Крюгера среди художников:
- Начинающие художники с завышенной самооценкой:
Художники, только начинающие свой путь, часто переоценивают свои навыки и результаты. Они могут считать свои работы шедеврами, даже если они далеки от профессионального уровня.
Причины:
Отсутствие опыта: Недостаток опыта не позволяет им объективно оценить свои работы и сравнить их с работами более опытных художников.
Незнание критериев оценки: Они не знают критериев, по которым оценивается качество произведения искусства (композиция, цвет, техника, оригинальность).
Похвала близких: Похвала друзей и родственников, не являющихся экспертами в искусстве, создает иллюзию успеха.
Последствия:
Отсутствие стремления к развитию: Уверенность в своей гениальности не стимулирует их к дальнейшему обучению и совершенствованию навыков.
Неадекватные цены: Они могут завышать цены на свои работы, отпугивая потенциальных покупателей.
Невосприимчивость к критике: Они болезненно реагируют на критику, считая ее проявлением зависти или непонимания их гения.
Художники, достигшие определенного уровня мастерства, начинают осознавать свои недостатки и ограничения. Они видят свои ошибки и неточности, сравнивают свои работы с работами более опытных коллег и часто приходят к выводу, что им еще далеко до совершенства.
По мере роста мастерства растут и требования к себе растут.
Знакомство с работами великих мастеров заставляет их более критично относиться к собственному творчеству.
Они осознают, насколько многогранно и сложно изобразительное искусство, и понимают, что им еще многому нужно учиться.
Они могут испытывать сомнения в своих способностях и не решаться на новые проекты, могут недооценивать свои работы и занижать цены на них.
Бояться экспериментировать и пробовать новые техники из-за страха неудачи.
Художники, достигшие высокого уровня мастерства и признания, скорее всего уже обладают адекватной самооценкой. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют объективно оценивать свои работы и уверены в своих силах.
Многолетний опыт позволяет им точно оценивать свои работы и свой вклад в искусство.
Они умеют воспринимать критику конструктивно и использовать ее для дальнейшего развития.
Успех и признание со стороны коллег и зрителей укрепляют их уверенность в себе.
Они не переоценивают и не недооценивают свои работы.
Они продолжают учиться и развиваться, стремясь к новым вершинам мастерства. Они вдохновляют начинающих художников своим примером и помогают им поверить в свои силы.
Вывод:
Эффект Даннинга-Крюгера может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на творческий путь художника. Важно осознавать существование этого эффекта и стремиться к объективной самооценке. Постоянное обучение, конструктивная критика и скромность помогут художнику избежать ловушек самоуверенности или неуверенности в себе и достичь настоящего мастерства. Как мудро заметил Бертран Рассел, “те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности”, но именно эти сомнения и толкают их к постоянному развитию и совершенствованию.