Владельцы Нив мечтали о более мощном моторе еще с советских времен — не для того, чтобы гонять по городу, а чтобы адекватно тащить груз по бездорожью и не краснеть на трассе. И вот, спустя десятилетия ожиданий, АвтоВАЗ наконец услышал народные мольбы.
Что же изменилось под капотом?
Главная новость — «сердце» Нивы Спорт получило кардинальную трансплантацию. Вместо привычного 83-сильного «жигулевского» мотора установили 16-клапанный агрегат мощностью 122 л.с. И не подумайте, что это просто мотор 1.8 от Весты! Нет, инженеры пошли по пути форсирования 1.6-литрового двигателя. На Гранте Спорт он выдает 118 сил, но для Нивы добавили еще немного «лошадок». Установка, разумеется, продольная — куда же без этого.
Но замена мотора — это только верхушка айсберга модернизации. Представьте: в конструкции изменили около 140 элементов! Под капотом теперь все стоит по-другому. Даже вентиляторы охлаждения перекочевали в моторный отсек, за радиатор. Выпускная система полностью новая — диаметр увеличили до 51 мм для лучшего «дыхания» мотора.
Коробка передач получила усиление, раздатка теперь от Нивы Travel с управлением одним рычагом вместо двух.
Межколесные дифференциалы стали серьёзнее — четыре сателлита вместо двух, правда, без блокировок.
Революция в подвеске и не только
Задняя подвеска — это отдельная песня. Здесь перетряхнули все кардинально: усиленный мост, стабилизатор поперечной устойчивости, а вместо тяги Панара — два рычага под углом к продольной оси. Плюс новые пружины и амортизаторы. Результат? Клиренс вырос с 200 до 220 мм.
Тормозная система тоже получила апгрейд — спереди мощные вентилируемые диски диаметром 300 мм, сзади дисковые тормоза вместо барабанных. Говорят, даже кузов в районе пола усилили, хотя визуально это не заметишь.
А вот что меня откровенно удивило — российский внедорожник без запаски! Представляете? Вместо полноценного колеса — набор для ремонта шин. Домкрат и баллонный ключ, правда, оставили — хоть что-то!
Работа над ошибками в реальном времени
Что характерно для нашего автопрома — продажи только стартовали, а первые «детские болезни» уже вылезли. Новые рычаги задней подвески оказались слабоваты. Пришлось приваривать сверху усилители, чтобы их было «практически нереально погнуть». Владельцам первых машин обещают бесплатную замену в рамках планового ТО.
Еще будут менять крепления расширителей колесных арок — станут держаться крепче. Правда, для этого появятся новые дыры в кузове, что при антикоррозионных «талантах» Нивы выглядит сомнительно.
Как же едет спортивная Нива?
Жаль, что тестовую машину получил с пробегом 3000 км — для полноценной обкатки вазовским моторам нужно больше километража. Это сразу подтвердилось: максимальная скорость едва дотянула до 150 км/ч по GPS.
Но знаете что? На обычной Ниве такое даже не снилось! Ее крейсерская скорость 90-100 км/ч, а спортивную версию можно разогнать и до 110 км/ч без напряга. На трассе теперь не чувствуешь себя изгоем среди потока.
Разгон до сотни за 11,8 секунды вместо прежних 17 — это космическая разница! Нива Спорт не просто держится в городском потоке, она способна удивить попутчиков своей резвостью.
Характер мотора и особенности управления
Весь драйв у двигателя на верхах — для нормальной тяги нужно держать не меньше 3000 об/мин. По сравнению со старым агрегатом пик мощности сместился вверх на 900 оборотов, момента — на 1000 оборотов. Прибавка чувствуется и на бездорожье при движении «в натяг», но характеристики явно заточены под асфальт.
Портит впечатление древняя трансмиссия — в ней теряется значительная часть отдачи мотора. На спусках, где современные машины катятся ровно или даже разгоняются, Нива Спорт теряет скорость. Плюс очевидные проблемы с аэродинамикой — куда деваться от «кирпичной» формы.
Тормоза с запасом и управляемость
Тормозная система сделана с большим запасом — с такой можно спокойно таскать тяжелый прицеп. На пустой машине было стойкое ощущение, что при экстренном торможении задние колеса оторвутся от земли!
Шасси тоже приятно удивляет. Нива Спорт равнодушна к колее и не требует постоянных подруливаний даже на максимальной скорости.
Жаль, что обратная связь на руле не улучшилась. Хотя в поворотах главное — не бояться кренов. Благодаря стабилизатору в задней подвеске крены стали меньше, траекторию внедорожник держит уверенно.
Салон: спорт с красными акцентами
Рулевая колонка теперь регулируется по высоте, а саму колонку сместили на 27 мм влево, почти убрав несоосность водителя и руля. Правда, теперь обод перекрывает половину спидометра — идеально в Ниве уже не сделать, видимо.
Спортивный интерьер узнаешь по красным акцентам: вставки на сиденьях, прострочка на руле и дверных картах. На тоннеле нет ни одного подстаканника, за крышками — две 12-вольтовые розетки, USB-порта нет. При цене 1,7 миллиона магнитола не предусмотрена!
Замок зажигания справа, центрального замка нет — отдельные ключи для дверей и зажигания останутся с Нивой навечно. Как и рычаг багажника за водительским креслом с запредельным усилием.
Стоит ли овчинка выделки?
Цена в 1,7 миллиона рублей кусается, не спорю. Но серьезный тюнинг-проект вряд ли обойдется дешевле, плюс потребует сил на легализацию.
Чуть позже и обычные Нивы получат более современные моторы, но в 8-клапанном варианте. А пока Спорт — единственная возможность получить Ниву, на которой можно «жечь» не только по бездорожью, но и по асфальту.