Найти в Дзене
Лодочник

Лодка. Румпель. Удлинитель

Оглавление

Удлинитель румпеля подвесного мотора: назначение, виды и особенности.

Мы с вами обсуждали эту тему лет 6 назад, на канале "Лодочник".
Но многие (особенно начинающие лодочники) не знают о том, какую может принести пользу эта простая вещь...
Поэтому, решил повторить и добавить подробностей.

Разговор о румпельных ПЛМ (без дистанционного рулевого управления). Стандартной длины румпеля не всегда хватает для комфортного управления, особенно на крупных лодках или при некоторых условиях эксплуатации. В таких случаях на помощь приходит удлинитель румпеля.

Удлинитель румпеля.
Удлинитель румпеля.

Поможет ли румпель, если лодка не выходит в режим глиссирования?

Сегодня на нашем Telegram-канале "Лодочник" появился такой вопрос:

Кто поможет советом?
Я начинающий водомоторник. Есть в наличии лодка "Дека 300". Слани, киль и мотор "Парсун-3.6".
Лодка никак не хочет выходить на рабочий режим. Задирается нос, були уходят вниз. Игры с углом трима и высотой транца не помогают... Посоветуйте что делать?
Фото лодки прислал автор вопроса.
Фото лодки прислал автор вопроса.
Пишите в комментариях (или в чате ТГ канала), чтобы вы посоветовали в этом случае?

Конечно, первое, что хочется посоветовать — это повесить на транец мотор в два раза мощнее. Мне кажется, оптимально было бы 9.8 л.с. (ну хотя бы 6 л.с.).

Но человек не планирует в ближайшее время смену ПЛМ (не все могут хоть завтра пойти в магазин и купить новый мотор).

К тому же, он пишет, что лодка начинает глиссировать, если перепрыгнуть ближе к носу (перенести вес подальше от кормы). Не уверен, что это полноценный "глисс"... Всё таки, маловат моторчик. Хотя,.. если лодка пустая, а капитан весит килограмм 45... Нет! Всё равно маловато.

Но, предположим, что вашей лодке не хватает совсем немного мощности мотора. Или случился вынужденный перегруз (удачная рыбалка, например).

-3

Спасёт ли ситуацию удлинитель румпеля?

Иногда (когда для выхода в "глисс" не хватает совсем чуть-чуть) удлинитель румпеля может помочь. Это не единственное, для чего он нужен (но об этом чуть ниже). Вот один из ответов в нашем чате:

Михаил: Для такой лодки 3,5 л.с. нормально (я так думаю!). У меня был на 4 л.с. с лодкой 320 пайол, двоих по спокойной воде на глисс запросто вытаскивал.
Здесь, мне кажется, больше играет роль настройка мотора (дифферент, высота акп, винт). Я даже на полуспущенном киле, в одно лицо, вылезал на глисс. И никогда надобности в удлинителе не было...
Хотя, конечно, лодки все разные по конструктиву, если с "коброй" сладить получается только лишь переносом тушки на перед, то да, удлинитель поможет ( делали ребята, знаю, из пластиковых труб на 40 или 50 мм.)
Самодельный удлинитель из трубы.
Самодельный удлинитель из трубы.

Давайте рассмотрим все варианты, когда такой удлинитель может пригодиться...

Для чего нужен удлинитель румпеля?

Удлинитель румпеля подвесного мотора выполняет несколько важных функций:

1. Улучшение эргономики управления.

  • На больших лодках приходится тянуться к румпелю, что создает неудобства (фото ниже). Удлинитель позволяет сидеть в оптимальном положении, снижая нагрузку на спину и руки.
-5

2. Повышение точности руления.

  • Чем длиннее рычаг, тем меньше усилий требуется для поворота мотора. Это особенно важно при маневрировании на высокой скорости или в сложных условиях (например, при сильном течении или ветре).

Или в случае с мощным ПЛМ 50 л.с. и выше — как на моей фотографии ниже.

Фото: Лодочник. По Катуни на румпеле. Здесь румпель длинный
Фото: Лодочник. По Катуни на румпеле. Здесь румпель длинный

Но мы сейчас говорим о стандартных румпелях (как на фото ниже), которые не отличаются большой длиной.

-7

Какие ещё плюсы может дать удлинитель румпеля?

3. Возможность управления с разных позиций.

  • Удлинитель позволяет сместить точку управления, что полезно при рыбалке, буксировке или перевозке пассажиров. Например, во время троллинга, если вы держите удилище в руке.

4. Защита от брызг и удобство в плохую погоду.

  • Некоторые модели позволяют управлять мотором, сидя под тентом или в защищенной (передней) части лодки.

5. И наконец то, с чего мы и начали обсуждение — если необходимо перенести ваш вес поближе к носовой части.

Не только для облегчения выхода в режим глиссирования, но и просто — для изменения "развесовки" во время движения.

Виды удлинителей румпеля.

Удлинители различаются по конструкции, материалам и способу крепления. Рассмотрим основные типы.

1. Фиксированные удлинители.

Изготавливаются из металла (алюминий, нержавеющая сталь) или прочного пластика. Могут быть разной длины.

-8

Плюсы:

  • Высокая надежность и долговечность.
  • Минимальный люфт, точное управление.
  • Подходят для мощных моторов.

Минусы:

  • Не регулируются по длине.
  • Могут мешать при транспортировке лодки.

2. Телескопические (раздвижные) удлинители.

Имеют регулируемую длину за счет выдвижных секций.

-9

Плюсы:

  • Универсальность (можно подстроить под рост оператора).
  • Компактность в сложенном виде.

Минусы:

  • Менее надежны, чем жесткие модели.
  • Со временем могут появиться люфты.

3. Гибкие (шарнирные) удлинители.

Имеют подвижные соединения, позволяющие менять угол наклона.

Плюсы:

  • Максимальная адаптивность под условия управления.
  • Удобны для нестандартных посадок.

Минусы:

  • Требуют более частого обслуживания.
  • Не подходят для высокоскоростного режима.

4. Самодельные варианты...

Тут сложно сказать — хорошо это или плохо. Один изготовит надёжную самоделку (из фановых труб или других подручных материалов) и она будет служить верой и правдой.

-11

А другой сэкономит, сделает сам — а потом вылетит за борт на скорости. Потому, что не подумал о том, что рукоять румпеля его мотора конусная.

И что просто обжать хомутом трубу на таком конусе — дело рискованное (легко слетит от вибрации или боковой нагрузки).

В общем, самоделками (в таких важных делах) можно заниматься только в том случае — если уверены в своём профессионализме. Ну,.. или ситуация безвыходная.

-12

Вывод:

Удлинитель румпеля — полезный аксессуар для владельцев лодок с подвесными моторами. Он повышает комфорт управления, снижает усталость и улучшает маневренность.

В зависимости от задач можно выбрать жесткий, телескопический или гибкий вариант. Главное — учитывать надежность конструкции и удобство использования, чтобы катание на лодке приносило только удовольствие.

Telegram-канал "Лодочник", где мы сегодня и обсуждали эту тему. Желаю всем добра и здоровья! Ваш "Лодочник". Видео-канал "Лодочник" (Рутуб).

-13