«Хуҗа Насретдин» – комедия в пяти действиях шести картинах по пьесе Н.С. Исанбета впервые была поставлена на сцене Татарского академического театра в 1940 г. Режиссёры: Е.Г. Амантов, К.З. Тумашева, X.И. Уразиков, художник П.Т. Сперанский.
Действие происходит в 1396 году в золотоордынском городе Сарай и близлежащей кузнечной слободе Тимерчи. Однако, на сцене воспроизводилось не конкретное место действия. В декорационном оформлении художник использует гирих – геометрический орнамент, характерный для исламского искусства Среднего Востока, что позволило создать условный образ восточной сказки.
Непревзойдённая игра Халила Абжалилова, высокий профессионализм Петра Сперанского, звёздный актёрский состав обусловили спектаклю грандиозный зрительский успех. Национальный «колорит татарской драматургии проявляется в изображении народного юмора, орнаменте, в мельчайших деталях психологических характеристик...», – так отмечалось в рубрике «Театры Казани» журнала «Театр» №7,1940 г.
Хужа, созданный Х.Абжалиловым, вошёл в сокровищницу татарского театра: «...лукавая улыбка, чуть прищуренные глаза, узенькая бородка, тюбетейка, простая рубаха, шаровары в полоску, башмаки с загнутыми вверх носами…» (Г.М. Арсланов. «Татарское режиссёрское искусство», 1992). Актёр никогда не обновлял гардероб, а заставлял костюмерш латать его, хотя за долгие годы рубашка расползлась, тюбетейка потёрлась. В театре, в 2010-м ещё хранился этот легендарный костюм: штаны с широким шагом из полосатой домотканины, рубаха туникообразного кроя со стоячим воротником и ластовицами, головной убор – стёганая түбәтәй-такыя полусферической формы из четырёх клиньев ярко-зелёного цвета, в макушку которой вставлены три птичьих перышка.
Спектакль был утвержден для показа на Декаде татарского искусства и литературы в Москве.
Премьера музыкальной комедии Дж.Файзи по пьесе Н. Исанбета «Хуҗа Насретдин» в четырёх действиях шести картинах состоялась 9, 10, 19 и 20 июля 1941 года в постановке Валерия Михайловича Бебутова (до начала 1940-х работал в театрах Москвы, в 1942-46 гг. – художественный руководитель ТГТОиБ). Режиссёр К.З.Тумашева, Дирижёр Дж.Г.Старжиганов. Балетмейстеры П.А.Гусев, Г.Х.Тагиров, Л.В.Якобсон.
Постановка была осуществлена силами двух театров. Главные роли исполняли: Хужа Насретдин – Х.Абжалилов, К.Шамиль; Сахиля – Г.Болгарская, Г.Камская; Гульбану – М.Сульва, Ф.Камалова; Сальви – Г.Кайбицкая (солистка ТГТОиБ), Г.Ибрагимова; Зубаржат – М.Булатова (солистка ТГТОиБ), М.Миннибаева, Р.Таминдарова; Хаммат – Н.Даутов (солист ТГТОиБ), И.Гафуров; Алчин – У.Альмеев (солист ТГТОиБ), Х.Салимжанов, К.Гильманов и др.
Для оформления «декадного спектакля» был приглашен художник Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко – Б.И. Волков. Критики отмечали, что «Хужа Насретдин» – «удача художника в создании цельного композиционного зрительного образа спектакля, яркая театральность формы и поэтическая приподнятость, исключающая протокольный фотонатурализм». Однако, ввиду разобщенности режиссера с художником, работавшем над спектаклем в Москве, «в макете не был учтен ряд моментов, касающихся планировки декораций и мизансцен». В объяснимом «стремлении художника к творческой интерпретации в значительной мере международного сюжета, произошло отклонение от специфики татарской народной культуры, в орнаменте и деталях архитектуры» (НА РТ, Ф. Р-4088).
4 июня 1941 года газета «Красная Татария» опубликовала фоторепортаж: «Б.И.Волков и Г.И.Ратуш обсуждают эскизы костюмов к спектаклю «Хужа Насретдин». Серия из двадцати восьми технических эскизов костюмов хранилась в собрании П.Т.Сперанского. Записи на изнаночной стороне позволяют утверждать, что костюмы отшивались для ведущих артистов, хора, балета и миманса. Процесс их изготовления строго контролировался. На всех листах имеется подпись режиссера Бебутова, два из них датированы июнем 1941 года. В афише художником по костюму значится Н.И.Бессарабова. К сожалению, документов о назначении её в состав постановочной группы найти не удалось. Однако, в архивнах документах имеются сведения о прибытии Н.И.Бессарабовой в Казань 16 января 1941 года вместе с самодеятельным балетным коллективом «Остров танца» (функционировал при московском ЦПКО им.М.Горького) в качестве художника на два месяца.
Эскизы созданы в соответствии с требованиями жанра комедии: сказочно-символической по типу сюжета, гротесковой по изображению характеров. Художницей в определенной степени были заимствованы стилистические приемы, найденные П.Т. Сперанским и уже реализованные в первой постановке, однако среднеазиатский компонент значительно усилен. В своей основе костюмы состоят из рубахи, камзола, кушака, верхнего халата или кафтана с длинными и широкими рукавами. Цвет, материал, фактура и отделка продиктованы ролью и отразились на форме и силуэте костюмных образов.
Для пошива использовались: флахтух, крепдешин, кашемир (платья), бархат, полубархат, сюра (казакины, халаты), атлас, пионер-сукно (шаровары, штаны), бязь (рубахи). Атлас и парча шли на основу съемных украшений (перевязей, нагрудников), плюш – для головных уборов; ичиги и башмаки изготавливались из натуральной кожи, бархата и парчи. В качестве подкладочной ткани использовались сюра и атлас. Мех собаки имитировался под соболя. Декорировались костюмы вышивкой шелком и жемчугом.
«Хужа Насретдин» в постановке В.М. Бебутова продержался в репертуаре до 1952года. Театральные критики, наделяя его эпитетами яркий, театральный, красочный, сходились в одном: «на фоне бытовых драм предвоенных лет <…> заблестел комедийными гранями оригинальный, пышный спектакль с интересными массовыми сценами».
В сезоне 1945/46 спектакль не шёл: были обнаружены «моменты приукрашивания Золотой Орды, постановка подверглась частичным изменениям» (Г.М. Арсланов. «Татарское режиссёрское искусство», 1992).
Л.Н. Донина