Найти в Дзене

Четыре короля в рукаве. Британская королевская история. Часть 24

Оглавление
Продолжаю публиковать свою будущую книгу по истории БКС.
Британская королевская история | "Шандал и херес". Книжный клуб | Дзен

В 1901 году умерла королева Виктория, и нелюбимый ею сын Эдуард наконец-то унаследовал престол.

Король Эдуард и его жена, Александра Датская
Король Эдуард и его жена, Александра Датская

За два дня до коронации он свалился с приступом гнойного аппендицита. В то время эту болезнь не умели лечить хирургическим путем, но благодаря распространению при королеве Виктории анестезии (которой она, правда, пользовалась только при родах) придворный хирург решил рискнуть и провести операцию.

Уже через два дня, за пару часов перед коронацией, Эдуард сидел и преспокойно курил сигару. Хирург получил титул баронета, а медицинские учебники получили эталонное описание операции на аппендиксе.

Именно Эдуард с его наивностью, обаянием и нежеланием вникать в межгосударственные споры послужил возникновению “Антанты” и избавил Британию от почти вековой политики “великолепной изоляции” (подразумевавшей избегание постоянных союзов).

Entente Cordiale - "Сердечное согласие". Именно так и был назван политический союз трех государств
Entente Cordiale - "Сердечное согласие". Именно так и был назван политический союз трех государств

100-летие Антанты в 2004 году было отмечено рядом официальных и неофициальных мероприятий, в том числе государственным визитом во Францию в апреле королевы Елизаветы II и ответным визитом президента Жака Ширака в ноябре.

-3

В апреле 2024 года, в ознаменование 120-летия Сердечного согласия, Республиканская гвардия жандармерии Франции приняла участие в смене караула в Букингемском дворце.

А ведь, возможно, в свое время именно создание Антанты частично повлияло на развязывание Первой Мировой войны, так как параноидальное немецкое командование могло усмотреть в этом опасность для созданного германцами Тройственного союза и начало активную политику под лозунгом “лучшая защита - нападение”.

В 1910 Эдуард умер от сердечного приступа. Его супруга, прекрасно знавшая обо всех его изменах, благородно допустила его последнюю метрессу к смертному одру попрощаться с монархом.

Король умер, да здравствует король. Дед Елизаветы II

Королем стал старший сын Эдуарда, Георг (по счету - №5). Он был подготовлен ко многому, но войны всех против всех сын “дяди всея Европы” не ожидал. Однако именно ему довелось 4 августа 1914 года записать в своем дневнике: «В 10:45 я провел совет, чтобы объявить войну Германии. Это страшная катастрофа, но это не наша вина. ... Дай Бог, может быть, скоро все закончится».

Немецкий кайзер Вильгельм II был двоюродным братом английского короля Георга V. Русский царь Николай II также был его двоюродным братом.

Вильгельм II
Вильгельм II

После падения монархии в России и революции в Германии Георг не сделал ровным счетом ничего, чтобы помочь одному из двух своих кузенов. Однако в 1919 году мать Николая (сестра матери Георга V - Мария Федоровна) и некоторые другие члены большой российской императорской семьи были вывезены из Крыма британским военным кораблем. Мария Федоровна (урожденная принцесса Дагмар) обосновалась в родной Дании, где и скончалась в 1928 году, пережив сестру и 4 из 6 своих детей.

В том же 1919 году по распоряжению Георга были вывезены из Австрии в Швейцарию свергнутый король Карл I с семьей, в 1922 году из Греции были спасены английская принцесса Алиса и ее супруг, принц Греческий и Датский.

Это и есть родители принца-консорта Филиппа (получившего в день свадьбы с Елизаветой титул герцога Эдинбургского, потому что ни Грецией, ни Данией он праавить уже никак не мог).
Это и есть родители принца-консорта Филиппа (получившего в день свадьбы с Елизаветой титул герцога Эдинбургского, потому что ни Грецией, ни Данией он праавить уже никак не мог).

После короткой передышки Георг наблюдал, как в Германии устанавливается власть Адольфа Гитлера.

В 1934 году Георг прямо заявил немецкому послу Леопольду фон Гешу, что Германия теперь представляет собой опасность для всего мира и что в течение десяти лет обязательно начнется война. Со своей стороны, он прилагал все усилия, чтобы не вмешиваться в политику, и благодаря этому умудрился стать к серебряному юбилею своего правления в 1935 году всенародно любимым королем.

Король Георг V и Мария Текская
Король Георг V и Мария Текская

Именно он впервые согласился выступить с королевской рождественской речью по радио, и с тех пор это событие стало ежегодным (что весьма не устраивало принца-заику, о котором... забегая вперед, подскажу... со временем даже снимут фильм "Король говорит").

Тем временем в собственной семье король Георг V чувствовал себе не более спокойно, чем в большой политике.

Известно, что он сказал о своем старшем сыне: «После моей смерти мальчик погубит себя в течение 12 месяцев», а также: «Я молю Бога, чтобы мой старший сын никогда не женился и не имел детей», подразумевая, что предпочтет видеть на троне второго сына.

И что же это за второй сын, о котором снимут "Король говорит"?

Правда, рекордсменом по связанной с ним фильмографии станет таки первый сын.

Принцесса-медсестра, принц-щеголь и принц-заика

У Георга V и Виктории-Марии Текской (коронованной как Мария, чтобы не вызывать ассоциаций со старой королевой Викторией) родилось шестеро детей: в 1894 - Дэвид (будет известен под коронационным именем как Эдуард VII), в 1895 - Альберт (будет известен под коронационным именем как Георг VI), в 1897 - Мария, в 1900 - Генрих, в 1902 - Георг, в 1905 - Джон.

С виду это была типичная благополучная бюргерская семья, но во взаимоотношениях между родителями и у родителей с детьми постоянно закручивались вихри вокруг подводных камней.

Единственная дочь - Мария - воспитывалась отдельно от старших братьев, как было принято в то время: мальчики должны были получить разностороннее образование, а от девочки требовалось просто быть послушной и милой. Гувернантки прививали ей хорошие манеры и обучали основам чтения, письма, счета и рукоделия.

-7

Ее любимым хобби были лошади и скачки, но, по мере того, как имидж Британской Королевской семьи ухудшался из-за антинемецких настроений, для нее создали Фонд рождественских подарков для фронта, имени принцессы Марии, и 17-летняя девушка поневоле стала чаще оказываться под прицелом газетных репортеров. Дизайн латунных подарочных коробок, которые отправлялись фронтовикам, был сделан по специальному заказу шотландским архитектором Стэнли Эдсхедом, до того известным в первую очередь по проектам павильонов на курортах для изысканной публики.

Увы, и это благое начинание сыграло отрицательную роль в восприятии БКС простыми англичанами: война не желала заканчиваться, латуни катастрофически не хватало, а из латуни тогда делали гильзы и она была жизненно важна для фронта…

Кроме того, средства на подарки собирались от пожертвователей по всей стране, и вряд ли кто-то мог всерьез полагать, что 17-летняя девушка внесла бы значительный вклад в финансирование кампании ее имени.

Принцесса Мария с матерью, Марией Текской, в униформе медсестры во время Первой Мировой
Принцесса Мария с матерью, Марией Текской, в униформе медсестры во время Первой Мировой

Но она была лучшим кандидатом для “лица” такого фонда. Изначально в составе подарочной коробки был шоколад, табак, трубка, папиросы, рождественская открытка и фотография принцессы - всё в лучших традициях public relations. Однако весьма быстро выяснилось, что далеко не все фронтовики курят.

В итоге наборы пришлось откорректировать, и в соотношении 1 к 28 начали выпускать подарки и для некурящих. Вместо принадлежностей для курения туда клали лимонные монпансье.

Это не особенно спасало против антинемецких (и, значит, антикоролевских настроений). Пока старший брат - Дэвид - старательно прожигал жизнь, путаясь с замужними дамами, младший брат полностью вышел за пределы информационного поля ввиду болезни, а Марии пришлось отдуваться в одиночку.

Образ благополучной семьи в очередной раз трещал по швам.

Ребрендинг (Саксен-Кобург-Гота VS Виндзоры) помог, но временно. Принцессу Марию в 1918 году отправили на курсы медсестер при крупнейшей детской больнице в Лондоне, и она впоследствии выполняла обязанности медсестры 2 дня в неделю.

А зимой 1919 года неожиданно для всех умер в возрасте 13 лет младший сын короля, Джон. У него была эпилепсия, и, если ставить диагноз по симптомам, описанным в источниках, аутизм.

Родители тщательно скрывали болезнь мальчика, чтобы, опять-таки, не вызвать толков в общества (Джон отсутствовал даже на коронации отца). Единственным членом семьи, с которым у него были хоть какие-то близкие отношения, оставалась его бабушка - вдовствующая королева Александра Датская. В целом же, его круг общения был ограничен врачами и гувернанткой: после того, как припадки стали слишком частыми, ребенка отправили на проживание в один из коттеджей, принадлежащих Семье.

Потому смерть принца Джона и стала неожиданностью: мать с отцом, братья и сестра искренне старались забыть сам факт его существования.

Кстати, для того времени это был абсолютно рациональный шаг и публику скорее смутило бы желание “социализировать” ребенка. Нет уж, нет уж - с глаз долой! Это правильно!

К началу Первой Мировой ежегодные портреты членов БКС уже не включали портреты Джона, но возмущение это стало вызывать только у “историков” второй половины 20 века.

Хотя, возможно, и тогда многих шокировало бы, если бы раньше были обнародованы письма королевы Марии, которая, в частности, признавалась: «[Джон] был для нас большим беспокойством в течение многих лет... Первую потерю в семейном кругу тяжело вынести, но люди были такими добрыми и отзывчивыми, и это нам очень помогло».

С глаз долой - из сердца вон.

Старшие мальчики, Дэвид и Альберт, которые воспитывались в соответствии с многовековыми традициями, были предоставлены с младых ногтей гувернерам - Фредерику Финчу и Генри Ханселлу, которые фактически “вырастили” наследника и его братьев.

Король Эдуард VI со своим сыном принцем Уэльским (будущим королем Георгом V) и его сыновьями - также будущими королями. Это фото так и известно - под названием "Четыре короля"
Король Эдуард VI со своим сыном принцем Уэльским (будущим королем Георгом V) и его сыновьями - также будущими королями. Это фото так и известно - под названием "Четыре короля"

Трудно сказать, замечал ли король, что его первенец становится все больше похожим на деда - светского льва - и рано умершего дядюшку Альберта, без которого все вздохнули с облегчением.

Дэвид, он же Э́дуард А́льберт Кри́стиан Джо́рдж Э́ндрю Па́трик Дэ́вид, будущий король, на коленях своей прабабушки Виктории, с отцом и дедом.
Дэвид, он же Э́дуард А́льберт Кри́стиан Джо́рдж Э́ндрю Па́трик Дэ́вид, будущий король, на коленях своей прабабушки Виктории, с отцом и дедом.

В 1914 Дэвид как раз достиг возраста воинской повинности, его устроили в Королевский Гренадерский полк и отослали поближе к линии фронта - тоже с глаз долой, собственно говоря.

Второй сын, Альберт, был всего на год младше - но к тому времени, когда настало время продемонстрировать его патриотизм, он уже был благополучно отстранен от воинских обязанностей по болезни (официально - от язвы 12-перстной кишки, но неофициально - как все знали, юный мичман в первом же плавании так и не смог одолеть свою морскую болезнь).

Альберт, который станет королем неожиданно для себя
Альберт, который станет королем неожиданно для себя

Двое младших отправились в Итон, а затем в Кембридж. Беспрецедентный случай: они стали первыми сыновьями британского монарха, которые получали образование в общественном заведении, вместе с другими детьми. Это было сделано, чтобы показать всей Англии, что потомство БКС вполне дееспособно и высшая власть в надежных руках (несмотря на то, что вот уже триста лет монархи оставались всё теми же “садовыми гномиками”, которые фактически мало что решали в политике).

Однако красивый фасад превыше всего.

Дети всегда были для королевской четы ресурсом, позволяющим удержать на плаву репутацию монархии.

При этом как минимум два года из взросления детей прошли полностью без родителей: в 1901 году и в 1905.

Первый раз пара (тогда еще принц и принцесса Уэльские) отправилась в 8-месячное путешествие, когда после смерти Виктории нужно было показать всем колониям будущего наследника престола. Детей - семилетнего Дэвида, шестилетнего Берти, четырехлетку Мэри и годовалого Генри - с собой, конечно же, не взяли.

Второй раз эти “показательные выступления” понадобились для того, чтобы напомнить о себе в Индии, а заодно заехать на свадьбу к испанскому королю. На этот раз родители оставили дома 11-летнего Дэвида, 10-летнего Берти, 8-летнюю Мэри, трехлетнего Генри и младенца Джона, которому было тогда всего три месяца.

Конечно же, это было естественно и даже не обсуждалось - дети есть дети, им не место в путешествиях, и вообще они не должны отвлекать взрослых. Дэвид и Берти все еще находились под присмотром гувернеров, а трое младших - под крылышком гувернантки Шарлотты Билл, которая станет их добрым ангелом и фактически второй матерью.

Именно Шарлотта проведет с Джоном последние три года его жизни, когда с ним не будет общаться уже никто из семьи.

Ничего удивительного, что малютка Мария, едва достигнув совершеннолетия, поспешила выйти замуж, чтобы зажить своим домом.

Ее избранником стал бывший военный, на 15 лет ее старше, также увлекавшийся охотой, собаками и лошадьми.

28 февраля 1922 года принцесса Мария вышла замуж за виконта Ласселла, и, кстати говоря, именно там ее давнюю подругу - Элизабет Боуз-Лайон - приметил брат невесты, принц Берти.

-12

И то, что никто не пытался подыскать ей жениха из принцев, также неудивительно. Монархия стала немодной.

Модным стало слушать джаз, носить короткие юбки и стричь волосы.

А среди мужчин считалось модным жить каждый день как последний, надевать вязаные жилеты под пиджак и завязывать галстук “виндзорским узлом”. Что характерно, законодателем мод выступил старший сын короля Георга V.

-13

Не узнали его на портрете?

Но, конечно же, вы о нем наслышаны:

-14

Продолжение следует.

В следующей статье: Дэвид Виндзор и его модные открытия