Найти в Дзене
НАШЕ ЗОЛОТО

Афера века: как главная кража Французской революции спасла тысячи солдатских жизней

Оглавление

Сегодня мы ставим точку в истории ограбления дворца Гард-Мебль, где после Французской революции хранились сокровища королевской семьи. В первой части мы рассказали, как воры спланировали кражу и четырежды ее повторили, но не упомянули о главном. Финал нашего расследования развернет историю на 180 градусов, сделав черное белым, а белое — черным. Готовы? Тогда продолжаем!

Если не читали начало этой истории, загляните в эту статью

Редчайшие украшения

Общая стоимость похищенных драгоценностей оценивалась в 26 миллионов ливров — неплохой куш! Если перевести по нынешнему курсу, получим около 60 миллиардов рублей.

Список похищенных драгоценностей напоминает каталог аукционного дома, выпущенный к началу торгов. В списке потерь бриллианты «Регент» (о нем мы рассказывали в первой части), «Санси», «Голубой бриллиант», «Золотое руно», «Де Гиз» и другие. Всего больше 80 драгоценных камней, среди которых не только бриллианты. Каждый — безумной ценности и с яркой историей.

Здесь упомянем самые примечательные камни королевской коллекции.

1. Санси

Это бледно-желтый бриллиант в форме капли, весом 55,23 карата (около 11 граммов). Судя по огранке, родом он из Индии.

-2

Камень украшал корону Людовика XV, который правил 58 лет и не был зарезан, отравлен, либо как-то иначе лишен престола. Затем бриллиант украсил собой корону Людовика XVI — на момент ограбления тот был заперт в замке после смещения с престола.

2. Голубой бриллиант короны Франции

Внешний вид его необычайный, а вот история весьма банальна: камень привезли из Индии, король приобрел его и отдал на огранку. В результате, камень весом около 115 карат (23 г.) «похудел» до 69 карат (13,8 г.). Но он был такой яркий, что стоимость его только выросла.

-3

В 1691 году его оценили в 400 000 турских ливров, а веком позже он резко подорожал. В придворной документации зафиксировали, что камень оценивается в 1 миллион ливров, а это уже 1/24 стоимости всех украденных сокровищ.

3. Шпинель «Кот-де-Бретань»

Шпинель не входит в список драгоценных камней, поэтому вроде бы должна быть дешевле. Но в теме драгоценностей нет ничего однозначного — редкие красные шпинели ценятся очень высоко, и украденная из Гард-Мебль «Кот-де-Бретань» как раз такой образец.

-4

Название шпинели переводится как «берег Бретани», а особенность камня в том, что его невозможно не узнать. По воле Людовика XV эту шпинель огранили в форме дракона, сделав таким образом одной из самых узнаваемых драгоценностей Короны.

Странная реакция чиновников

Когда происходит ограбление такого уровня, реакция, казалось бы, должна последовать незамедлительно. Однако, на сей раз этого не произошло, и выглядит история очень подозрительно.

Министр внутренних дел в период Великой французской революции в жирондистских правительствах
Министр внутренних дел в период Великой французской революции в жирондистских правительствах

Судите сами: полиция прибыла лишь через несколько часов, хотя дело было в Париже, где полицейских хватало. Что же до министра внутренних дел Ролана, то он заявился вообще только под утро, около четырех. Чем можно оправдать такую «оперативность», когда речь заходит о краже государственной собственности на десятки миллионов?

Дальше начались попытки снять с себя ответственность. Ролан, комментируя кражу, вообще заявил, что на его плечах бремя заботы о безопасности всей страны — дескать, есть дела поважнее.

Расплата или договор?

Впрочем, аресты начались незамедлительно. Сперва двум пойманным ворам — Шамбону и Дулиньи объявили смертный приговор. Позволив им как следует испугаться, Роллан предложил преступникам отсрочку приговора. А в результате, воры немедленно сдали своих подельников.

-6

Обвинение предъявили 17 ворам. Дюжина из них получила приговор к смертной казни, но по факту казнили только пятерых, а главарь Поль Мьет вообще подал апелляцию — и ее приняли!

Дальше история путается. В одних источниках Поля Мьета сотоварищи все-таки казнили, но не сразу, а лишь 5 лет спустя, в 1797 году. В других — он воспользовался юридической казуистикой и был освобожден от смертной казни.

Часть великой игры

Есть одна версия, которая многое объясняет в том ограблении. Чтобы понять ее, надо смотреть не на дыры в окнах Гард-Мебль, которыми воспользовались преступники, а на карту и настроение Европы тех времен.

-7

Великая французская революция напугала соседние государства. Ведь если одного короля можно сместить с престола, то и других тоже можно. А это — извините — опасно! Поэтому Священная Римская империя и Пруссия заключили союз против Франции, направленный на сдерживание революции.

Нападать первым никто из них не решался, хотя военные приготовления велись с большой помпой. Когда в апреле Франция объявила войну Австрии, то струна политического напряжения лопнула: Пруссия и несколько европейских королей немедленно поддержали австрийцев. Очень скоро объединенная армия Европы пересекла границу Франции, чтобы вернуть королю Людовику его трон.

Возглавил армию талантливый полководец Карл Вильгельм Фердинанд, герцог Брауншвейга и Люнебурга. 20 сентября армия под его началом подошла к деревушке Вальми в Шампани. (Про себя заметим, что это случилось через неделю с небольшим после ограбления Гард-Мебль.)

Карл Вильгельм Фердинанд Брауншвейг-Вольфенбюттельский
Карл Вильгельм Фердинанд Брауншвейг-Вольфенбюттельский

Герцог практически никогда не проигрывал сражения, поэтому все ждали эпичную битву и неминуемую победу. А тут… Пафос битвы оказалась на уровне репетиции. Было два войска: 35 тысяч человек пришло с герцогом, 45 тысяч выставили французы. Первые убили 300 врагов, вторые 184 врага. И на этом все закончилось…

Герцог приказал отступать и через 10 дней вовсе увел армию из Франции. Хозяева поля при этом его толком даже не преследовали. Отступление герцога, как передают хронисты, заставило самого Бонапарта мучиться вопросами, хотя все это, кажется, очень просто...

  • Факт первый: герцог любил драгоценности.
  • Факт второй: после смерти герцога, в его коллекции нашли Голубой бриллиант короны Франции. И еще несколько непростых камней, тоже украденных из Гард-Мебль за 10 дней до сражения при Вальми.
  • Факт третий: напрашивается сам собой, но мы сделаем наивные глаза и удивленно спросим, как же сокровища оказались у герцога…

Наша версия

Теперь сложим два пазла: таинственное ограбление Гард-Мёбль и неожиданное отступление объединенной европейской армии от границ Франции.

-9

Оба события произошли с разницей всего в несколько дней. А в центре — герцог Брауншвейгский, командующий армией вторжения. Герцог, который почти никогда не проигрывал. Герцог, который внезапно свернул наступление без веской причины. И — что особенно интригует — герцог, в чьей коллекции после смерти обнаружили несколько камней из числа украденных во время ограбления.

Портрет герцога в 1790—1795 годах
Портрет герцога в 1790—1795 годах

Совпадение? Возможно. Но если посмотреть шире — перед нами вполне жизнеспособная схема.

Французская революция раскалывала страну изнутри. Война с Европой могла стать катастрофой. Денег на армию не хватало. И тогда власти могли пойти на отчаянный шаг: инсценировать ограбление, чтобы вывезти из казны драгоценности — и передать их герцогу как негласную «плату» за отказ от вторжения.

Украшения исчезли, зато Франция осталась на карте. И цена этому была заплачена не кровью, а каратом.