Крошечная такса выживала в дикой природе 529 дней. А ваша смогла бы? Эксперты разбирают, от каких качеств это зависит.
История, в которую сложно поверить
В конце апреля на острове Кенгуру у побережья Австралии нашли здоровую и бодрую миниатюрную таксу по кличке Валери. Ничего необычного, если не знать, что она числилась пропавшей 529 дней.
Валери потерялась во время отпуска со своей семьей в ноябре 2023 года. Удивительно, но за время скитаний она не только не похудела, а даже набрала почти два килограмма.
«Она убежала тощей маленькой "сосиской", а вернулась накачанной массой мускулов, — рассказывает Джаред Карран, директор некоммерческой организации по спасению диких животных. — Это самая здоровая собака, которую вы когда-либо видели: идеальные зубы, идеальная шерсть, идеальная кожа».
История спасения Валери стала вирусной, и тысячи людей радовались ее воссоединению с семьей. Но многих мучил один вопрос: как она это сделала? Была ли это просто невероятная удача, или наши домашние, изнеженные питомцы действительно могут выжить без нас?
Эксперты расходятся во мнениях.
Джессика Пирс, биоэтик, изучающая отношения человека и животных, считает, что в этой истории нет ничего сверхъестественного.
«Это удивительно лишь потому, что первую часть жизни она прожила как избалованный питомец и не успела развить навыки выживания. Но очевидно, что все они были встроены в нее на уровне инстинктов», — объясняет Пирс.
А вот Ванесса Вудс, директор «Детского сада для щенков» при лаборатории в Университете Дьюка, не так уверена.
«Моя собака, например, и минуты бы не продержалась в дикой природе, — говорит она. — Я думаю, одни собаки смогли бы приспособиться, а другие просто сидели бы и ждали, пока хозяева их спасут. Кто-то выживет, а кто-то погибнет».
От чего зависит выживание: разбор по полочкам
И Пирс, и Вудс согласны, что шансы на выживание зависят от конкретных качеств собаки.
1. Интеллект и смекалка
Чтобы защититься от хищников, найти еду, воду и укрытие от непогоды, Валери определенно нужен был высокий IQ. «Разобраться со всем этим в новой среде — задача, с которой справится не каждый человек», — говорит Пирс.
2. Среда обитания (и капелька удачи)
К счастью для Валери, на острове Кенгуру почти нет крупных хищников. Но ей наверняка приходилось уворачиваться от ядовитых тигровых змей и карликовых медянок. «Ей повезло, — признает Вудс. — Поверьте, есть места в австралийской глуши, где она продержалась бы от силы два дня».
В условиях российской природы собаке пришлось бы гораздо сложнее. В лесах средней полосы и Сибири главные угрозы — это волки, медведи, лисы, а также стаи бродячих собак, которые не терпят чужаков. Не стоит забывать и про клещей, отсутствие привычной пищи и паразитов.
3. Охотничий инстинкт
Собаки с сильным охотничьим инстинктом имеют больше шансов. Например, джек-рассел-терьер, которого с детства натаскивали на охоту, будет успешнее, чем выставочная хаски, которая никогда не добывала себе пищу.
«Мы не хотим, чтобы наши собаки охотились на все живое в округе, включая соседскую кошку, — объясняет Вудс. — Поэтому у многих домашних питомцев навыки, которые помогли бы им выжить, ослаблены или вовсе выведены селекцией».
4. Порода и физические данные
Собаки с экстремальными чертами (очень короткие лапы, вытянутое тело) оказались бы в проигрыше. Таксам, например, тяжело бегать на длинные дистанции. Кроме того, такие особенности часто ведут к проблемам со здоровьем, вроде дисплазии тазобедренных суставов.
С другой стороны, у маленьких собак, как Валери, есть и преимущество: они менее заметны для хищников, им нужно меньше калорий, и они могут выжить, питаясь мелкими насекомыми, а не охотясь на крупную дичь.
Декоративные породы вроде йорков, чихуахуа или шпицев окажутся в самом уязвимом положении. У них мало шансов против сурового климата и хищников. А вот охотничьи лайки, выносливые овчарки или беспородные собаки, сохранившие природную смекалку, приспособятся гораздо лучше.
5. Характер
Иногда все решает просто личность. «Сложно точно сказать, в чем ее секрет, но в ней явно есть эта вера в себя, — говорит спасатель Карран о Валери. — Кажется, ничто не может ее смутить».
Так нужны ли мы им? Или они бы скучали?
По данным ВОЗ, в мире насчитывается около 200 миллионов бродячих собак. Они живут практически независимо от человека. «Лишь небольшая часть собак в мире живет как домашние питомцы, — говорит Пирс. — Остальные используют свои инстинкты для выживания».
Однако Ванесса Вудс возражает: жизнь для этих свободных псов не сахар. Смертность среди щенков очень высока. Одно исследование в Индии показало, что лишь 19% из них доживают до репродуктивного возраста.
Тем не менее, Пирс считает, что если бы люди исчезли с планеты завтра, собаки бы справились. Ключевой фактор — их невероятная адаптивность и то, что они «могут и будут есть все, до чего дотянутся их лапы». Вудс же сомневается, как долго они протянут без наших отходов, ведь именно роясь в мусоре вокруг человеческих поселений, выживали их предки последние 14-40 тысяч лет.
Но главный вопрос: даже если собаки могут выжить без нас, будут ли эти социальные животные скучать по нашему обществу?
«Я думаю, отсутствие социального взаимодействия будет ощущаться ими как нехватка чего-то важного, — рассуждает Пирс. — Собаки как вид без нас бы справились. Но ваша собака, которая сейчас свернулась калачиком у дивана, определенно будет по вам скучать».
Лучше всего этот парадокс описывает сцена воссоединения Валери с семьей. Собака, которая почти полтора года прекрасно обходилась сама, мгновенно узнала своих людей.
«Прошла доля секунды, и было видно, как она узнает каждого по отдельности, — вспоминает спасатель. — Она была так счастлива: прыгала на них, лизала, обнималась, бегала кругами. Это был невероятно красивый момент».
Это прекрасный парадокс: даже будучи абсолютно самодостаточной, собака всем своим существом показала, как сильно она любит свою семью.