Уход Александра Сергеевича Пушкина из жизни стал трагическим событием, оставившим неизгладимый след в истории литературы и общества. Жизнь поэта была оборвана на пике своего творческого расцвета, но продолжают жить его произведения, возвышая его память и подчеркивая его фундаментальное значение для всей русской культуры. Следует отметить, что судьбы великих людей того времени часто были отмечены не только достижениями и славой, но и постоянными противостояниями.
Для поэта, его рабочая комната – святилище, сердце дома, место, где рождаются стихи и проза. Именно кабинет занимает центральное место в жизни и творчестве любого поэта, и Александр Сергеевич Пушкин не был исключением. Его кабинет – это не просто комната, а отражение его личности, его интеллектуального мира, его творческой биографии. Замечательный эпизод, рассказанный о последних часах жизни Пушкина, ярко иллюстрирует это. Когда его спрашивали, с кем из друзей он хотел бы проститься, Пушкин, окинув взглядом свои многочисленные книжные полки, произнес: "Прощайте, друзья". Эти слова говорят о многом: книги были для него не просто предметами, а верными спутниками, друзьями, источниками вдохновения и знания, которые сопровождали его всю жизнь.
Эти полки, окружавшие диван, на котором он провел свои последние, мучительные часы, стали невольными свидетелями его творческого пути и трагического конца. Библиотека Пушкина – это целая история, создававшаяся годами. Она отражает широту его интересов и масштаб гения. Формирование фонда происходило на протяжении всей жизни поэта, и она не ограничивалась просто коллекционированием редких изданий. Поэта интересовали книги, необходимые для его работы: обширные энциклопедии и подробные словари, сочинения его современников и свежие литературные журналы, а также книги по философии, богословию, юриспруденции, географии и даже медицине. Широкий спектр интересов свидетельствует о пытливости ума Пушкина и его желании постоянно расширять свой кругозор.
Да, его библиотека не была просто собранием книг, а настоящей лабораторией мысли и творчества. В 1906 году Российская Академия наук проявила дальновидность, выкупив у наследников Пушкина это бесценное собрание. Сейчас книги и рукописи поэта бережно хранятся в Пушкинском Доме РАН, доступные для исследователей и всех ценителей его гения. Библиотека поражает своим масштабом: она насчитывает 1522 названия и более 3500 томов книг на русском и четырнадцати иностранных языках. Эта впечатляющая коллекция – настоящее наследие, позволяющее нам представить масштаб знаний и глубину мысли великого поэта. Сегодня в мемориальном кабинете можно увидеть дубликаты книг из этой библиотеки, что позволяет приблизиться к атмосфере его творческого пространства и ощутить связь с его жизнью и эпохой. Каждый том – это страница его жизни, каждая книга – отражение его неутолимой жажды знаний и творческого поиска.
В кабинете, хранящем бесценные реликвии, словно оживает дух великого Александра Сергеевича Пушкина. Центральное место занимает его письменный стол – святилище творческого процесса, за которым рождались строки, вошедшие в золотой фонд русской литературы. Здесь, среди аккуратно расставленных предметов, поэт редактировал страницы "Современника", задавая тон литературной жизни того времени, и кропотливо трудился над масштабной историей Петра Великого, вкладывая в неё всю свою энциклопедическую эрудицию и неистощимый талант исследователя. На столе – немые свидетели его вдохновенного труда.
Бронзовая чернильница, изысканно выполненная в виде лежащей книги с арапчонком, опирающимся на якорь, — не просто письменный прибор, но и утончённый подарок, полученный поэтом на Новый год 1832 года от своего московского друга Павла Нащокина. Рядом с чернильницей скромно покоятся нож для бумаги, небольшой колокольчик, призывавший слугу, и визитная карточка Пушкина с его элегантным подчерком – мелочи, которые создают атмосферу его рабочего кабинета. Пушкин работал в удобном вольтеровском кресле с откидной спинкой, позволявшей ему удобно расположиться для длительного труда. Однако по утрам он предпочитал более расслабленную позу, отдавая предпочтение дивану с инкрустацией из красного дерева. На этом диване сейчас установлена масляная лампа из Михайловского, бережно сохранившаяся благодаря сыну Пушкина, Григорию, передавшего лампу своей сестре Александре, которая и завещала реликвию Пушкинскому дому.
Возможно, что именно при её свете Пушкин создавал бессмертного "Евгения Онегина". Кресло из красного дерева, обитое роскошным сафьяном, было изготовлено в 1835 году в мастерской известных мебельщиков Гамбсов. Этот предмет мебели отражал изысканный вкус поэта и его приверженность к качественным вещам. После смерти Пушкина кресло, как и другие принадлежащие ему предметы, было перевезено его вдовой в Михайловское, а впоследствии, в 1912 году, передано в музей Императорского Александровского лицея. В 1917 году оно перешло в Пушкинский Дом, а в фонды музея поступило лишь в 1953 году, став ценнейшим экспонатом, доносящим до нас дух эпохи и личность великого поэта. Каждый предмет в этом кабинете – это фрагмент жизни и творчества Пушкина, застывший во времени, но продолжающий дышать историей и вдохновением.
Александр Сергеевич Пушкин, человек, чья жизнь была столь же яркой и насыщенной, как и его произведения, любил долгие пешие прогулки. Неотъемлемой частью его прогулок была трость – элегантная деталь, подчеркивающая его аристократическую натуру. В кабинете-музее представлены три трости, принадлежавшие поэту. Одна из них, особенно примечательна – тонкая, светлая, камышовая, с необычным набалдашником. В неё вделана бронзовая, позолоченная пуговица – исторический артефакт, не просто украшение, а свидетель глубоких связей времён. Это пуговица с мундира Петра Великого, хранившаяся у прадеда Пушкина Абрама (Ибрагима) Петровича Ганнибала. И трость и вмонтированная в нее пуговица - живое воплощение семейной истории, переплетающейся с историей всей страны. Этот небольшой предмет несёт в себе весь груз веков, воплощая преемственность поколений и неизгладимый след великих предков.
На стене кабинета, словно немой свидетель жизни и творчества поэта, висит портрет Василия Андреевича Жуковского. Этот портрет этот не просто картина, а материальное воплощение мужской дружбы и взаимоуважения двух гениев. Пушкин всюду возил портрет с собой, дорожа им как символом своего литературного становления. На портрете выгравирована дарственная надпись: "Победителю-ученику от побежденного учителя" – краткое, но ёмкое выражение сложных и многогранных отношений между двумя выдающимися фигурами русской литературы. Эта надпись напоминает о взаимном влиянии и поддержке, которые способствовали росту и развитию обоих писателей.
Среди множества предметов, сохранивших дух эпохи Пушкина, особый интерес представляют каминные часы. Они остановились на отметке 2 часа 45 минут дня – время смерти великого поэта. Эти часы, изготовленные в начале 30-х годов XIX века в России, стали символом необратимости времени и трагической кончины гения. После смерти Пушкина его карманные часы были остановлены Жуковским на том же времени – 2 часа 45 минут. Это своеобразное послание будущим поколениям, застывшая в времени память о трагической утрате. Сам ход часов прервался, но память о поэте живёт в сердцах людей. После смерти Александра Сергеевича часы были подарены его вдовой, Натальей Николаевной, камердинеру поэта. Затем они перешли к Ф.Ф. Бухе, а потом, через несколько поколений, попали в Пушкинский Дом, став частью его ценной коллекции.
В отдельной витрине, заказанной князем Вяземским для своего имения Остафьево, хранится черный суконный жилет, бывший на Пушкине в день дуэли. Рядом с ним лежит белая лайковая перчатка князя Вяземского – трогательный символ глубокой дружбы и неизгладимого печали о потере великого друга. Вторая перчатка была брошена князем в гроб Пушкина, в знак последнего прощального рукопожатия. Эти предметы овеяны духом трагического дня и свидетельствуют о силе человеческих отношений и глубине переживаний. Каждый шов, каждая пуговица, каждый след времени на этих вещах рассказывают нам о сложном и многогранном наследии Александра Сергеевича Пушкина, напоминая о его жизни, творчестве и трагической гибели. Таким образом, каждый предмет в музее – это не просто вещь, а целая история, застывшая во времени.
В музее, посвященном последним годам жизни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, хранится уникальный экспонат – диван, на котором поэт провел свои последние часы. Этот предмет мебели, выполненный из высококачественного красного дерева и обитый роскошным сафьяном, представляет собой яркий пример "шлафбанка" – типа дивана, получившего широкое распространение в России с конца XVIII века. Слово "шлафбанк", происходящее из немецкого языка, буквально означает "скамья для сна", что точно отражает предназначение этого предмета. Такие диваны были особенно популярны среди представителей интеллигенции, ученых и преподавателей, часто использовавшихся в качестве комфортабельной и функциональной мебели в кабинетах.
Диван Пушкина, безусловно, является не просто красивым антикварным предметом, но и важнейшим историческим артефактом. Его аутентичность и связь с поэтом были неопровержимо подтверждены в ходе тщательных научных исследований, проведенных в 2008-2009 годах. Экспертиза образцов крови, обнаруженных на обивке дивана, показала их абсолютную идентичность образцам крови, найденным на жилете Пушкина, в котором он находился во время роковой дуэли. Это открытие не только подтверждает подлинность дивана, но и придает ему исключительную ценность, превращая его в немое свидетельство трагических событий.
Конструкция дивана заслуживает отдельного описания. Массивный и элегантный, он обладает характерными чертами шлафбанков: строгие линии, качественное исполнение, и, что немаловажно, удобные выдвижные ящики, расположенные в нижней части. Эти ящики, вероятно, использовались для хранения постельного белья, что подчеркивает функциональное назначение дивана как места отдыха и сна. Красное дерево, из которого изготовлен каркас, свидетельствует о высоком статусе владельца и о богатстве интерьера пушкинского кабинета. Роскошная сафьяновая обивка добавляет дивану элегантности и подчеркивает его предназначение для комфортного отдыха.
После смерти Пушкина, диван был увезен в Михайловское, где находился до 1890-х годов. Затем был передан в дар семье Дмитрия Алексеевича и Марии Алексеевны Философовых. Примечательно, что Мария Алексеевна приходилась родной сестрой Варваре Алексеевне Пушкиной, жены младшего сына Пушкина. Григория Александровича. Таким образом, диван оставался в кругу семьи поэта, храня память о нем на протяжении многих лет. В конечном итоге, этот бесценный артефакт оказался в Государственном Эрмитаже, откуда был передан в музей, посвященный жизни и творчеству Пушкина.
С 1937 года диван-шлафбанк занимает почетное место в экспозиции музея, представляя собой не только уникальный образец мебельного искусства XVIII-XIX веков, но и символ трагической судьбы гениального поэта, напоминая нам о его богатом творческом наследии и преждевременной гибели. Глядя на этот диван, мы можем лишь представлять, какие мысли и чувства испытывал Пушкин в свои последние часы, проводя их на этом, ставшем историческим, предмете мебели.
Смерть Александра Сергеевича Пушкина потрясла Россию. Правительство, осознавая масштаб народного горя и потенциальные волнения, предприняло немедленные меры безопасности. Прилегающие к дому дворы, были взяты под усиленную охрану полицейскими силами. Сам гроб с телом поэта разместили в небольшой передней комнате квартиры, ставшей местом траурного прощания в январе 1837 года. По свидетельствам очевидцев, поток людей, пришедших к дому на Мойке и тем самым желавших отдать дань памяти великому поэту, был поистине нескончаемым.
Сегодня это место напоминает о трагическом событии: в отреставрированном помещении находится витрина, центральным экспонатом которой является посмертная гипсовая маска Пушкина. Эта маска, ставшая одним из самых значимых артефактов, связанных с поэтом, имеет свою непростую историю создания. Сразу после кончины Александра Сергеевича, Василий Андреевич Жуковский, близкий друг и покровитель Пушкина, поручил создание посмертной маски выдающемуся художнику-скульптору Самуилу Гальбергу, известному своими прекрасными скульптурными портретами. Гальберг, в свою очередь, руководил работой формовщика К. Балина, который непосредственно и занимался снятием гипсового слепка с лица покойного поэта.
Процесс был, несомненно, сложным и требовал максимальной аккуратности и чувствительности, учитывая деликатность момента. Первый отлив дал пятнадцать масок. К сожалению, большая часть из них потерялась со временем. Сегодня известно о сохранении всего лишь четырех экземпляров из этого первого тиража. Две из этих бесценных масок хранятся во Всероссийском музее А.С. Пушкина – и являются гордостью его коллекции, представляя собой прямые доказательства того трагического дня. Третья маска находится в фондах библиотеки Тартуского университета в Эстонии, свидетельствуя о широком влиянии творчества Пушкина даже за пределами России. И наконец, четвертая маска, некогда принадлежавшая известному лексикографу Владимиру Ивановичу Далю, хранится в Оренбургском краеведческом музее, дополняя мозаику памятных артефактов, связанных с великим русским поэтом.
Каждая из этих масок – это не просто гипсовый слепок, а кусочек истории, воплощение памяти о гениальном творце, чей вклад в мировую литературу неоценим. Рядом с посмертной маской покоится ещё одна, не менее значимая реликвия, хранящая частичку истории великого поэта: серебряный медальон с прядью волос Александра Сергеевича Пушкина. Это не просто украшение, а настоящая капсула времени, бережно оберегавшая память о гении. Сам медальон, изысканно выполненный мастером серебряных дел Павлом Сазиковым специально к Пушкинской выставке 1880 года в Санкт-Петербурге, хранит в себе локон, срезанный, по преданию, камердинером поэта по просьбе начинающего писателя Тургенева.
Эта драгоценная реликвия, переданная Ивану Сергеевичу, стала для него настоящей святыней, символом глубокого почтения к творчеству Пушкина. К медальону приложена записка Тургенева: "Клочок волос Пушкина был срезан при мне с головы покойника его камердинером 30-го января 1837 года, на другой день после кончины. Я заплатил камердинеру золотой. Иван Тургенев. Париж. Август 1880". Тургенев, пронесший эту память через всю свою жизнь, даже на смертном одре, вдали от родины, во Франции, завещал передать медальон народу, подчеркнув тем самым вечную значимость наследия поэта.
После смерти писателя, известная певица, наследница его имущества, Полина Виардо, выполнила его волю, подарив бесценный медальон Александровскому лицею – альма-матер Пушкина, символично возвращая реликвию туда, где начался великий путь поэта. Этот поступок Полины Виардо подчеркивает не только её глубокие чувства к памяти Тургенева, но и осознание исторической ценности хранящегося в медальоне локона, связывающего наше время с эпохой Пушкина.
Над самой витриной, словно хранительница этой истории, висит картина Александра Козлова "Пушкин на смертном одре", произведение, пропитанное трагической красотой и неподдельным чувством скорби. История создания этой картины также заслуживает отдельного упоминания. Александр Козлов, прибыв на Мойку вместе со своим учителем, профессором Федором Бруни, сделал несколько эскизов умирающего Пушкина. Эти быстрые, но точные зарисовки, передающие эмоциональное напряжение последних мгновений жизни поэта, послужили основой для создания картины.
После завершения работы, картина находилась в коллекции Петра Вяземского и хранилась в его усадьбе Остафьево, прежде чем обрести своё нынешнее место, соседствуя с медальоном, словно два неразрывных свидетельства величия и трагизма жизни Александра Сергеевича Пушкина. Сам факт соседства этих двух экспонатов подчеркивает нерушимую связь времен и непреходящую значимость памяти о великом русском поэте. Музей на Мойке – это не просто место хранения артефактов. Это живой памятник великому поэту, место, где его дух продолжает жить и вдохновлять. Это место, где каждый может прикоснуться к бессмертному наследию Пушкина, почувствовать его гений и проникнуться его трагической судьбой
Друзья, на этом знакомство с мемориальной квартирой поэта завершается. Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение следует! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.
Петербург. Мойка, 12 - последнее пристанище "солнца русской поэзии"