"Непредставима жизнь без Пушкина.
Она без Пушкина - вдова.
Пока душа не обездушена
и Пушкин в ней - душа жива..."
(Евгений Александрович Евтушенко)
Кончина Александра Сергеевича Пушкина потрясла современников до глубины души. Смерть гения воспринималась как невосполнимая утрата, как закат ярчайшей звезды на небосклоне русской литературы. Восклицание Е.А. Карамзиной – "Закатилась звезда светлая. Россия потеряла Пушкина!" – отражает общее горе и скорбь. Ее слова "Я имела горькую сладость проститься с ним" говорят о сложности чувств, которые испытывали те, кто знал Пушкина лично – боль от невозвратимой потери переплеталась с благодарностью за знакомство с таким выдающимся человеком. Сегодня, посещая дом на Мойке, мы не прощаемся с поэтом, а, наоборот, встречаемся с ним вновь, ощущая его присутствие в каждой детали сохранившегося интерьера. Мы как бы переносимся в прошлое, в атмосферу того времени.
Переступив порог гостиной, мы оказываемся в уютном будуаре - спальне Натальи Николаевны. Это не просто комната, а хранилище драгоценных семейных реликвий, наполненная духом прошлого и свидетельствующая о глубокой привязанности между великим поэтом и его женой. Центральное место в этом интимном пространстве занимает акварельный портрет Натальи Николаевны, написанный по заказу Александра Сергеевича Пушкина у Александра Брюллова в начале 1832 года – в качестве свадебного подарка, ознаменовавшего очередную годовщину их союза.
Художник запечатлел Наталью Николаевну именно в том неповторимом наряде и с теми украшениями, которые пленили сердце Пушкина при их первой встрече, запечатлев тем самым момент зарождения их любви. Это бесценная реликвия, ведь это единственный портрет супруги Пушкина, выполненный профессиональным художником при жизни поэта, и единственное визуальное свидетельство её образа глазами современника, отражающее не просто внешность, но и то самое очарование, покорившее сердце гения. Портрет, как драгоценность, всегда хранился самим Александром Сергеевичем, являясь для него воплощением любви и верности.
Рядом с портретом, словно скромный спутник великого произведения искусства, стоит небольшая, простая деревянная шкатулка. Она, сама по себе неприметная, хранит в себе бесценное сокровище – коллекцию писем, написанных Пушкиным во время многочисленных поездок и командировок. Каждое письмо, каждое слово, написанное рукой гения, пропитано нежностью, тоской по любимой и трепетным ожиданием ответа. Наталья Николаевна, хранительница семейного очага, бережно хранила эти письма, складывая их в эту непритязательную шкатулку, как драгоценные жемчужины, составляющие сокровенную летопись их любви и семейной жизни.
Шкатулка – немой свидетель, хранящий эмоции, переживания, радости и печали, вложенные в каждое письмо, и овеянный духом того времени, когда любовь и вера были основой существования. Вся обстановка комнаты - это гармоничное сочетание изысканности и простоты, отражающие сущность самого Пушкина и его прекрасной жены. Эти предметы хранят в себе часть их жизни. И это вызывает чувство причастности к великому поэту.
На туалетном столике, словно застывшие мгновения из жизни великого поэта, покоятся предметы, принадлежавшие Александру Сергеевичу Пушкину и его супруге, Наталье Николаевне. Среди них – изящный флакончик из зеленого стекла, вероятно, хранивший любимые духи Натальи Николаевны. Его нежно-изумрудное стекло, слегка потускневшее от времени, словно шепчет о давно минувших днях балов и светских раутов. Рядом скромно расположились два небольших кошелька, искусно расшитых бисером. Тонкая, почти невесомая работа бисера, свидетельствует о высоком мастерстве неизвестной рукодельницы, создавшей эти миниатюрные произведения искусства. Каждый стежок, каждая бисеринка – это кропотливый труд, воплощение женской заботы и внимания к деталям.
Завершает этот интимный натюрморт порт-букет – необычная вазочка для цветов, изысканное изобретение своего времени. Эта маленькая, элегантная конструкция, представляющая собой специальную капсулу с водой и цветами, крепилась к поясу бального платья, позволяя даме всегда иметь при себе свежий и благоухающий букет. Можно только представить, как изящно смотрелся порт-букет, прикрепленный к роскошному платью Натальи Николаевны, отражая блеск свечей и сияние драгоценностей.
В комнате, среди личных вещей Натальи Николаевны, незаметно скрываются два предмета, принадлежавших Александру Сергеевичу. Это маникюрные ножницы – незатейливый, но функциональный инструмент, свидетельствующий о повседневности жизни великого поэта. Рядом – сафьяновый бумажник, изделие из тонкой, нежной кожи, возможно, хранившее не только деньги, но и дорогие сердцу поэта записки или письма. Сама текстура сафьяна, его мягкость и бархатистость, наверняка были приятны на ощупь. История одних из предметов, имеющих отношение к Пушкину, заслуживает отдельного рассказа. В 1836 году Александр Сергеевич подарил стальные ножницы с пилочкой для ногтей своей сестре О.С. Павлищевой. Эти ножницы, вложенные в изящный кожаный футляр, передавались из поколения в поколение, прежде чем попасть в библиотеку Александровского Лицея, а затем и в музей. Можно только представить тщательность, с которой хранился этот подарок, как каждый царапинка на футляре напоминала о знаменитом дарителе.
Другая история связана с кошельком Пушкина. В свой последний приезд в Москву в мае 1836 года, Александр Сергеевич подарил его П.В. Нащокину, желание удачи в предстоящей карточной игре. Судьба распорядилась так, что Нащокин выиграл крупную сумму, и счастливый бумажник остался у него как талисман. Дальнейшая история этого бумажника запечатлена в рассказе В.А. Нащокиной, передавшей его в 1890 году А.А. Корзинкину, а тот, в свою очередь, передал его в Исторический музей. Путь этого небольшого предмета полон загадок и примечателен тем, что он стал свидетелем не только карточных игр, но и щедрых пожертвований благотворителей, бережно хранивших память о великом поэте. В 1938 году он наконец обрел свое место в музее-квартире Пушкина.
На столике также лежит тетрадь с неоплаченными счетами, немое свидетельство финансовых трудностей поэта. После смерти Пушкина остался значительный долг в 140 тысяч рублей, который был оплачен императором Николаем I – жест императорской щедрости, ставший еще одним штрихом к многогранной биографии Александра Сергеевича Пушкина. Каждый предмет, каждая мелочь на его столике – это фрагмент жизни, отражающий как творческий порыв, так и обыденность бытия великого поэта.
В просторной квартире семьи Пушкиных спальня Натальи Николаевны непосредственно соседствовала с покоями её старших сестер. Пройдя через спальню Натальи Николаевны мы попадаем в часть дома, предназначенную для ее сестер. Екатерина и Александра, стремясь расширить свои возможности для поиска выгодных партий, осенью 1834 года переехали о в светский Петербург, в семью поэта. Заняв две комнаты в его жилище, они, таким образом, значительно увеличили свои шансы на знакомство с влиятельными и состоятельными женихами. Изначально Пушкин воспринял это решение довольно прохладно, не скрывая некоторого неудовольствия от внезапного появления двух новых жильцов в его доме. Однако, со временем, привыкнув к их присутствию, он смирился с ситуацией, осознав, что это, в конечном итоге, не нарушает его уклада жизни.
В комнате сестёр висят портреты обеих девушек. Один из них изображал Екатерину Николаевну Гончарову, старшую сестру. Ее судьба оказалась особенно драматичной. 10 января 1837 года она связала свою жизнь выйдя замуж за Жоржа Дантеса (Геккерн), кавалергарда, чье имя навсегда вписано в трагическую историю семьи Пушкина. Портрет Екатерины, безусловно, служил напоминанием о тех бурных событиях, которые предшествовали этому союзу, и о последующем разрыве отношений с сестрой Натальей и её мужем. Рядом с портретом Екатерины располагался портрет Александры Николаевны Гончаровой, сестры средней. В отличие от Екатерины, Александра отличалась более спокойным и рассудительным характером. Она оставалась рядом с младшей сестрой Натальей и после смерти Пушкина, надежным плечом и опорой в трудные времена.
Выйдя замуж уже в довольно зрелом возрасте (за сорок), Александра покинула Россию и, по свидетельствам современников, обрела полное семейное счастье. Более того, в 1854 году в её семье произошло радостное событие – у неё родилась дочь, которую назвали Натальей, в память о любимой младшей сестре. История же отношений Екатерины с Дантесом представляет собой запутанный клубок страстей и недоразумений. Появление блистательного Дантеса в жизни семьи стало переломным моментом. Екатерина, по всей видимости, искренне и пылко влюбилась в него. Эта скоропалительная женитьба, наложившаяся на постоянные и отнюдь не скрываемые знаки внимания Дантеса к Наталье, привела к необратимым последствиям.
После трагического дуэли, Екатерина вместе с мужем покинула Россию, навсегда прервав отношения со своими сестрами. Разрыв был глубоким и болезненным, оставившим неизгладимый след в сердцах всех участников этой драмы. Дом, где когда-то царила атмосфера семейного тепла и ожидания счастливого будущего, стал свидетелем трагедии, расколовшей семью на части и оставившей глубокие раны на судьбах всех её членов.
Детская комната в доме Пушкиных, судя по всему, была одной из самых просторных в квартире, хотя подробных описаний её интерьера, увы, не сохранилось. Посторонние в неё, вероятно, доступ имели крайне редко, что добавляет загадочности воспоминаниям о ней. Сегодня же эта комната, несомненно, преобразилась, но всё же хранит память о былых временах. На стенах красуются портреты четырёх детей Пушкина: Марии, Александра, Григория и Натальи, словно застывшие мгновения их жизни. Эти изображения позволяют хотя бы отчасти представить себе атмосферу детства в семье великого поэта. Особенно выделяется среди них старшая дочь Мария Александровна. Её красота, по свидетельствам современников, была поистине необыкновенной. В её внешности гармонично сочетались черты, унаследованные от обоих родителей – и от величественного отца, и от обаятельной матери. Сила этого поразительного сочетания свидетельствует о мощном генетическом наследии.
Известен случай, когда Лев Толстой, увидев Марию Александровну в 60-х годах XIX века, был настолько поражён её красотой и благородством, что, по некоторым утверждениям, использовал её черты лица в качестве прототипа для своей героини Анны Карениной. Это подтверждает особую, незабываемую привлекательность Марии. Однако судьба Марии Александровны сложилась трагически. Вышла замуж за генерал-майора Леонида Гартунга. Рано овдовела и, оставшись без детей, оказалась в сложном материальном положении, лишенная достойного обеспечения. Не имея собственного дохода и средств к существованию, она нашла убежище в семье своего брата Александра, взяв на себя тяжкий труд по воспитанию его многочисленного потомства. Скончалась в возрасте 86 лет 7 марта 1919 года в Москве.
Представьте себе жизнь женщины, потерявшей супруга и оказавшейся в такой ситуации, в доме, где воспитывалось тринадцать детей! Это было нелегкое время, но Мария проявила исключительную силу духа и преданность своей семье. Её история напоминает нам о важности семейных связей и самопожертвования ради близких. Ее жизнь - это яркий пример человеческой стойкости и бескорыстия. До сих пор невозможно без трогательного волнения представлять себе этот период ее жизни.
Другие дети Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой – Наталья, Александр и Григорий – прожили жизни, также весьма отличающиеся друг от друга. Рассмотрим, к примеру, судьбу Александра Александровича Пушкина (1833-1914), которого отец ласково звал "Сашка рыжий". Он окончил престижный Пажеский корпус, посвятил себя военной службе и отличился в Русско-Турецкой войне. Александр был дважды женат, имел обширное потомство – 13 детей, множество внуков и правнуков. Умер он 19 июля 1914 года в селе Останкино Каширского уезда, имении своей второй супруги. Его значительный вклад в историю семьи заключается в сохранении и бережном хранении бесценного литературного наследия отца – библиотеки Пушкина и его рукописей. В музее, посвященном семье Пушкиных, можно увидеть даже его крестильную рубашку, что является ценным свидетельством о его жизни.
Григорий Александрович Пушкин, рожденный в 1835 году и ушедший из жизни в 1905-м, носил имя своего знаменитого предка - боярина Григория Пушки. Как и старший брат, он окончил престижный Пажеский корпус, однако военная карьера Григория Александровича оказалась недолгой. Вскоре он оставил службу, предпочтя ей гражданскую деятельность. Его путь пролегал через различные государственные должности, кульминацией которых стала работа мировым судьей. Вступив в брак уже в зрелом возрасте, он, тем не менее, так и не обрел отцовского счастья – детей у Григория Александровича не было. Значительная часть его жизни, около трех десятилетий, прошла в Михайловском, родовом имении Пушкиных, где он, вероятно, наслаждался спокойствием и уединением, погруженный в семейные традиции и воспоминания о славном роде. Его жизнь, в отличие от бурной судьбы его прадеда, протекала в размеренном, спокойном ритме, отражая, возможно, иную эпоху и личные предпочтения.
Наталья Александровна Дубельт, родившаяся годом позже Григория Александровича, в 1836 году, и скончавшаяся в 1913-м, была женщиной, чья жизнь резко контрастировала с тихой, затворнической жизни Григория Александровича. После расставания с первым мужем, Дубельтом, от которого у нее оставалось трое детей, Наталья Александровна вступила в брак с принцем Нассауским, получив титул графини Меренберг. Этот второй союз также подарил ей троих детей, значительно увеличив семейный круг. Последние сорок лет своей жизни она провела в Германии, где нашла свой последний приют.
Завершая описание, следует упомянуть интересный факт о связанном Натальей Николаевной Пушкиной (в замужестве Ланской) одеяле. Это рукодельное изделие, сохранившееся до наших дней, было предназначено для старшей внучки поэта, Натальи, дочери его старшего сына Александра. Этот маленький, но значимый артефакт символически связывает разные поколения семьи Пушкиных и подчеркивает преемственность традиций и родственных уз, продолжавшихся через годы и десятилетия, несмотря на разные судьбы и пути членов этого знаменитого рода.
Каждый предмет в доме Пушкина – от мебели до картин – пропитан историей, каждый уголок хранит память о великом поэте и его семье. Даже расположение комнат рассказывает о быте, о семейных отношениях, о сложных человеческих связях. Посещение этого музея – это не просто прогулка по историческим местам, а уникальная возможность погрузиться в атмосферу того времени, почувствовать дух эпохи, понять личность Пушкина через призму его дома и его близких. Это путешествие в прошлое, которое позволяет нам лучше понять наследие великого русского поэта и его влияние на русскую культуру. Мы видим не просто стены и мебель, а остатки жизни одной из самых ярких и трагических историй в истории русской литературы.
В следующий раз мы побываем в главной комнате музея, в рабочем кабинете А.С. Пушкина и в комнате, в которой Петербург прощался с поэтом. Надеюсь, вам было интересно и познавательно. Продолжение следует! С вами был Михаил. Смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации. Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось, ставьте лайки и не судите строго.