Ученые и вера: почему верующие исследователи игнорируют божественный фактор?
Иногда я отвлекаюсь от лунно-космической тематики и пишу о Библии или религии в целом. И тогда в комментариях неизменно появляется Ондатр-сан с критическим замечанием, которое часто заканчивается рефреном: «А вот сколько верующих среди ученых!»
Не уверен, что факт посещения церкви некоторыми учеными доказывает существование Бога (или богов), но Ондатр-сан, кажется, в это искренне верит. Его логика проста: «Если умные люди верят, значит, Бог есть. Ученым же виднее».
Кого записывают в «верующие ученые»?
В этот список обычно попадают:
- Исаак Ньютон (углубленно изучал Библию, но его взгляды были далеки от ортодоксального христианства).
- Галилео Галилей (конфликтовал с Церковью, но формально оставался католиком).
- Николай Коперник (был каноником, но публиковал свои работы осторожно, опасаясь осуждения).
- Макс Планк, Луи Пастер, Эдвин Хаббл — все они в разной степени проявляли религиозность.
- Грегор Мендель — монах-августинец, чьи эксперименты заложили основы генетики.
А ещё есть Альберт Эйнштейн, которого часто записывают в верующие из-за его фразы «Бог не играет в кости». Но был ли он религиозен?
Когда Эйнштейн получил докторскую степень и стал известен в научных кругах, ему предложили кафедру в Праге. Однако для трудоустройства требовалось указать вероисповедание. Вариант «атеист» не принимался — отказ означал бы крах карьеры. Эйнштейн, будучи религиозно индифферентным, написал «Моисеево» (формально иудей). Его взяли.
А вот его друг Пауль Эренфест оказался упрям: когда Эйнштейн рекомендовал его на свое место в Праге, Эренфест отказался указывать религию. Результат? Кафедру ему не дали.
Думаю, мало было один раз «отметиться» в графе — нужно было и в церковь ходить. Коллеги могли донести. То же самое и в США: если ты не появляешься на воскресной службе, ты подозрителен. Проще слиться с толпой и провести пару часов на церковной скамье — «для коллектива».
Но, возможно, Ондатр-сан прав?
Среди таких «хамелеонов» (тех, кто ходит в церковь «для галочки») наверняка есть и искренне верующие. Учёные, которые честно верят в Бога (здесь правила русского языка разрешают строчную букву). И это не оксюморон.
Но вот что интересно: главное в словосочетании «верующий ученый» — все же «ученый». А кто такой ученый? Это человек, который мечтает о прорыве, о Нобелевской премии, о новом открытии.
И вот такой верующий исследователь занимается, скажем, генной инженерией, иммунотерапией рака или астробиологией… но почему-то никогда не включает «божественное вмешательство» в свои расчеты. Почему?
Более того — почему верующие ученые игнорируют такие прекрасные темы для исследований, которые в случае успеха могли бы принести им мировую славу? Ну, или хотя бы Нобелевку.
СВЯТАЯ ВОДА
1. Физико-химический анализ святой воды
- Сравнение состава обычной и освященной воды (минерализация, pH, электропроводность, наличие необычных элементов).
- Исследование изменений в структуре воды (например, методом спектроскопии или кристаллографии) после религиозных обрядов.
- Поиск аномальных свойств (например, повышенная стабильность, необычные спектральные характеристики).
2. Биологические и медицинские исследования
- Изучение антимикробных свойств святой воды в сравнении с обычной (эксперименты с бактериальными культурами).
- Влияние святой воды на скорость заживления ран или регенерацию тканей (in vitro или на животных моделях).
- Психосоматические эффекты: плацебо-контролируемые исследования воздействия святой воды на верующих и неверующих.
3. Нейронаучные и психологические аспекты
- Исследование мозговой активности (ЭЭГ, фМРТ) у людей, употребляющих святую воду, в сравнении с обычной.
- Влияние святой воды на тревожность, депрессию или духовные переживания (опросы, психометрические тесты).
- Эффект веры: как ожидания влияют на восприятие святой воды.
4. Физика и энергетические аномалии
- Измерение возможных изменений в энергетических полях (биоэлектрография, методы Кирлиан-фотографии).
- Поиск необъяснимых изменений в термодинамических параметрах (теплоемкость, испаряемость).
- Гипотеза "памяти воды": изучение долгосрочных изменений в структуре после молитвенного воздействия.
5. Историко-религиоведческий анализ
- Сравнение случаев "чудесных" свойств святой воды в разных религиях (христианство, индуизм, синтоизм и др.).
- Корреляция между массовыми чудесами, связанными со святой водой, и социально-психологическими факторами.
6. Математическое моделирование и статистика
- Анализ статистики "чудесных исцелений" в местах паломничества (Лурд, источники святой воды).
- Поиск аномальных закономерностей в датах или условиях проявления "сверхъестественных" свойств.
7. Эксперименты с молитвой и намерением
- Контролируемые исследования воздействия молитвы на воду (например, по методикам Масару Эмото, но с более строгим научным подходом).
- Сравнение эффектов освященной воды в разных религиозных традициях.
МОЛИТВА
1. Медицина и физиология
- Исследование "исцеляющей молитвы": двойные слепые испытания влияния молитвы на выздоровление (например, после операций).
- Эффект плацебо в религиозных ритуалах: насколько вера в силу молитвы усиливает лечебный эффект?
- Биохимические изменения (уровень эндорфинов, окситоцина, дофамина) во время молитвы.
2. Физика и энергетические аномалии
- Измерение возможных полевых эффектов (биоэлектрография, Кирлиан-эффект) во время молитвы.
- Эксперименты с воздействием молитвы на воду (по аналогии с Масару Эмото, но с научным контролем).
- Изучение "коллективной молитвы": есть ли статистически значимые изменения в окружающей среде (температура, электромагнитное поле)?
3. Социология и статистика
- Корреляция между частотой молитвы и качеством жизни в разных популяциях.
- Анализ "чудесных исцелений": есть ли статистические аномалии в местах массовой молитвы (Лурд, Фатима)?
- Сравнение эффектов молитвы в разных религиях (христианство, ислам, буддизм и др.).
4. Компьютерные и математические модели
- Анализ текстов молитв (лингвистика, семантика): есть ли общие паттерны в "эффективных" молитвах?
- Моделирование коллективного сознания: может ли групповая молитва влиять на случайные процессы (например, генераторы случайных чисел, как в экспериментах Принстона)?
5. Философия и теология науки
- Проблема доказуемости божественного вмешательства: какие критерии могут считаться научными?
- Сравнение молитвы с другими формами "направленного намерения" (пси-феномены, магия).
Готовы ли верующие ученые взяться за эти исследования? Или им удобнее держать веру и науку в отдельных коробках?
Постскриптум
У меня вот такая мысль пронеслась в голове. Если ученый проводит опыты, он ожидает получить повторяемые результаты. А как же иначе. Но о какой повторяемости может идти речь, если где-то в вятской церкви баба маня помолилась, и молитва изменила результаты эксперимента. Ученый подумает, что его установка работает неправильно. Изменить параметры, станет проводить другие опыты и эксперименты. И вообще, может ли существовать наука в мире, где законы природы не действуют со стопроцентной вероятностью?