Среди прочих тренеру-чемпиону звонили Юрий Семин, Курбан Бердыев и Леонид Слуцкий.
В июле 2025 года российский футбольный тренер Мурад Мусаев дал большое интервью обозревателю «СЭ» Игорю Рабинеру. В отрывке ниже — рассказ Мусаева о тренерах, не игравших в футбол профессионально, поздравлениях коллег и трансфере Сперцяна.
Семак позвонил с поздравлениями сразу после золотого матча
— Ваша карьера напоминает мне судьбу Леонида Слуцкого — первого тренера в России, который показал, что можно не играть в футбол профессионально, тренировать детей и превратиться в чемпиона России. Никогда с ним об этом не говорили?
— С Леонидом Викторовичем мы много общались. Ездил к нему в Казань на пару дней смотреть тренировочный процесс. Когда он бывал в Краснодаре, ходили с ним ужинать, долго разговаривали. Много чего обсуждали — и вы правы, что он первый, кто открыл эту дорогу и стал хорошим примером, что такое возможно.
— Кому из больших российских тренеров хотели бы сказать спасибо за поддержку? В свое время благодарили Юрия Семина, сказавшего теплые слова после первой отставки из «Краснодара», Гаджи Гаджиева, который после матча еврокубка мог позвонить и обсудить методические нюансы.
— Если брать звонки после чемпионского матча — сразу позвонил Сергей Богданович. Я к нему тоже в свое время приезжал на пару дней, смотрел тренировочный процесс. Семак был очень открыт и уважителен. Много общались с его помощниками из штаба — Александром Низеликом, Анатолием Тимощуком, с которыми мы до сих пор на связи. В прошлом году сразу же поздравил их с чемпионством, они мне в этом набрали.
На следующий день после матча с утра позвонил Юрий Павлович. Это было очень неожиданно и приятно, мы тепло пообщались. Набрал из Азербайджана и Курбан Бекиевич, из Китая — Леонид Викторович написал... Очень многие коллеги по цеху! И это было очень приятно, что нет никакой зависти. Видно было, что это искренняя радость.
— Вы говорили, что видео со словами Ролана Гусева за неделю до золотого матча, приведенное медиаслужбой «Динамо», помогло вам настроить команду. Часто ли цитируете игрокам слова соперника в прессе? Это очень любил, например, Валерий Газзаев.
— Если говорить о «Динамо», то показалось, что оно выиграло этот матч еще до его начала — столько было разговоров. Но, возможно, и пресса чуть-чуть подлила масла в огонь. Потому что после игры я разговаривал со Скопинцевым, и он сказал, что такого посыла (не дать «Краснодару» стать чемпионом, потому что год назад «быки» не дали это сделать динамовцам. — Прим. И.Р.) не было. Я сказал команде о словах динамовцев за день до игры, Смолов нашел что добавить.
Но это не было нашей главной мотивацией на этот матч — если только добавило 5-10 процентов. Даже если бы Ролан Гусев ничего подобного не говорил, это на наш настрой никак бы не повлияло. Потому что на кону стояло чемпионство, и думали мы только о нем. Мы хотели быть чемпионами.
— Кстати, победа над «Динамо» годом ранее стала для вас некой базой, от которой вы оттолкнулись перед началом золотого сезона? Ведь вы и тогда уже были в пяти минутах от чемпионства и, если бы не ошибка Сергея Песьякова, взяли бы его.
— Да, конечно. Когда вернулся, мы начали неплохо, но потом была ничья с «Крыльями» и два поражения — от «Ахмата» и «Спартака». При достаточно нормальных по содержанию игре и количестве моментов мы не заслужили за три матча набрать одно очко. Оставалось два матча, и в первом из них мы до 86-й минуты проигрывали «Сочи», но победили — 3:2. А потом в сложнейшем матче обыграли «Динамо» и впервые в истории клуба стали вторыми.
Это действительно послужило толчком для следующего сезона. После той игры мы поняли, что в сложные моменты не расклеимся, переживем и пойдем за новыми победами — как было в начале сезона после трех ничьих. И когда в середине сезона у нас в пяти встречах было четыре ничьих и поражение — мы тоже вышли на победную серию.
— После золотого матча вы подчеркнули, что у «Краснодара» появился характер. Это и отличает его от предыдущих версий — сколь красивых, столь и ломавшихся в самые важные моменты?
— Не хотелось бы обижать прошлые версии, потому что там тоже были очень интересные команды и люди, с которыми мы до сих пор на связи. Но этот «Краснодар» был самый рабочий. Надо добежать с защитником соперников по краю — наш фланговый нападающий никогда не останется в центре поля, побежит и добежит за своим мячом. Все работали, все, когда нужно, убирали эго во благо команды.
— Как «ПСЖ» в финале Лиги чемпионов, когда Хвича при 4:0 добежал со своим защитником до собственной штрафной на 80-й минуте, и тот на нем сфолил.
— А без этого невозможно стать чемпионом. В этом и отличие тех красивых «Краснодаров» от этого, боевого и рабочего.
— Когда Александр Овечкин сравнялся с рекордом Уэйна Гретцки, то показал пальцем в небо, откуда за него болели отец и брат. А кому бы посвятили аналогичный жест вы?
— Я бы трактовал его чуть иначе. Ни один успех невозможен без помощи свыше. У каждой выигравшей команды есть переломные моменты, когда одна секунда или один сантиметр решают — либо ты чемпион, либо нет. И здесь не обойтись без такой помощи. Возможно, мы заработали ее своими трудом и верой.
Вероятность ухода Сперцяна в это трансферное окно есть
— Джон Кордоба 5 ноября прошлого года переподписал контракт с «Краснодаром», который завершался этим летом. Чего Галицкому, Хашигу, вам стоило убедить его, чтобы он не ушел в «Спартак» на огромную зарплату, которую ему предлагали? Чтобы снова почувствовал мотивацию выдавать максимум за «Краснодар»?
— Джон в своих интервью всегда говорит, что в «Краснодаре» к нему относятся так, как не относились ни в одном клубе. Мне кажется, он такой человек, который должен быть лидером. Не одним из, а именно лидером, каким он и является в «Краснодаре». Думаю, для него это стало решающим фактором. Кордоба понимал, что он здесь лидер, вице-капитан, мы его ценим, любим, и тут он проводит лучшие годы своей карьеры.
Предложение из «Спартака» было, но он сам туда не перешел. Не потому, что мы его отговорили, а потому, что сам Кордоба отказался туда идти. Уверен, он видел все труды и всю нашу заинтересованность, чтобы его оставить. Думаю, это и перевесило.
— Сохранение Кордобы можно назвать ключевым моментом на пути к чемпионству?
— Это очень важный момент. Но главный фактор чемпионства — мне кажется, то, что у нас нет человека, кто бы ставил себя в раздевалке выше всех. Кто бы ни забивал голы и ни отбивал пенальти, у нас была очень хорошая командная работа — футболистов, тренеров, менеджеров, персонала. Моя позиция как тренера тоже была в том, что Кордобу нужно оставлять, надо сделать все, чтобы он продолжил играть за «Краснодар». Но не хотел бы выделять ни одного фактора, благодаря которому мы стали чемпионами. Их была масса. Хотя решение Кордобы и было важным.
— А трудно ли было удержать в последний год от отъезда Эдуарда Сперцяна?
— Мы его не удерживали. Он здесь, дома, и он мечтал привести «Краснодар» к титулу. Не было такого, чтобы он хотел уходить, а мы его остановили. Все происходило и происходит органично.
Может ли он уйти сейчас? Такая вероятность есть. Клуб не любит, чтобы трансферы были в конце окна. Но думаю, что Эдо может быть спокоен и понимать, что при очень хорошем предложении сможет уйти. Будет такая ситуация, как у Матвея, — уйдет. Не говорю, что это должен быть клуб уровня «ПСЖ». Но если это будет большой клуб, и Эдик поймет, что должен сделать этот шаг, — он его сделает.
Никто не будет его здесь искусственно задерживать. При этом мы сказали ему, что хотим, чтобы он оставался в «Краснодаре». Говорили: «Ты здесь растешь, ты три года подряд лучший полузащитник, ты чемпион России, ты лидер клуба и сборной Армении». И, поверьте, у него нет такого, чтобы уйти во что бы то ни стало. Нет, у него сейчас все хорошо, особенно после чемпионства. Сперцян может написать здесь еще много славных страниц.
— Козлов уже готов заменить Сперцяна, если тот уедет?
— На этот вопрос мы могли бы получить ответ, только увидев это в действии. Даня провел нормальный первый сезон. Стал чемпионом, забивал и отдавал. Конечно, ему хотелось бы играть больше, но конкуренция высокая, поэтому посмотрим в процессе. Все зависит от него. Он знает, над чем работать и куда двигаться дальше.
Козлов — игрок другого склада, чем Эдик. У Сперцяна очень тонкий пас, он способен разрезать передачей всю оборону. Главная сильная сторона Козлова — объем. То есть он за счет движения может получать мяч в свободных зонах, добегать в штрафную и закрывать ее из глубины, выбегая и завершая. И если заменять Эдика на Даню, надо несколько менять всю структуру.
— Но вы видите Козлова именно «десяткой» или на фланге?
— Думаю, он может играть и «десятку», и «восьмерку», и слева, и справа на фланге, как это было в «Балтике». Тот же Черников — «шестерка» и «восьмерка», Кривцов — «восьмерка» и «десятка»... Сейчас, когда ты можешь играть на нескольких позициях, это только плюс.
Читайте также:
- «Галицкого не переспорить!» Тренер-чемпион Мусаев - о владельце "Краснодара"
- «Здорово, что у «Ахмата» есть Кадыров, ведь найти 18 Галицких невозможно». Бизнесмен Чайка о будущем российского футбола