Эта задачка была опубликована в журнале «Юный техник» №3 за март 1957 года в рубрике «Наблюдательность и сообразительность». И если наблюдательность при ответе на поставленные ниже вопросы определенно была нужна, то вот что касается сообразительности, то вместо нее необходимы были определенные технические познания. Увы, современному человеку, не помогут даже они.
Впрочем, вот рисунок:
А теперь вопросы. Странные и с совсем неочевидными ответами:
- Много ли времени осталось до новолуния?
- Скоро ли наступит ночь?
- К какому времени года относится рисунок?
- В какую сторону течет река?
- Судоходна ли она?
- С какой скоростью движется поезд?
- Давно ли прошел здесь предыдущий поезд?
- Долго ли будет двигаться автомашина вдоль железной дороги?
- К чему сейчас должен подготовиться шофер автомобиля?
- Есть ли здесь поблизости мост?
- Есть ли в этом районе аэродром?
- Легко ли машинистам встречных поездов тормозить на этом участке состав?
- Сколько по меньшей мере осталось километров до конечного пункта этой железной дороги?
- Дует ли сейчас ветер?
Сложно? Не то слово. Особенно про мост и поезд. И как вы убедитесь ниже, ответить на вопросы можно только при условии хорошего знания устройства движения на железнодорожном и водном транспортах. Итак, ответы.
1. Много ли времени осталось до новолуния?
Ответ: Немного. По отражению в воде видно, что месяц старый.
Комментарий. Если в небе месяц похож на букву «С», значит он старый, то есть убывает. А следовательно, новолуние случится вот-вот. Однако понять, что художник нарисовал именно отражение месяца, а не водяной барашек, довольно сложно.
2. Скоро ли наступит ночь?
Ответ: Не скоро. На рисунке утренняя зорька и отражается старый месяц.
Комментарий. Вот тут все логично и научно. Старый месяц в небе лучше всего виден утром, незадолго до восхода солнца и в первые минуты после него. А молодой месяц, или растущая луна, наоборот, виден вечером, после захода солнца.
3. К какому времени года относится рисунок?
Ответ: Осень. Положение солнца указывает нам, что журавли летят на юг.
Комментарий. Сделаем допуск на двухмерность рисунка. И все равно, если это утро, то там, где солнце, там восток. Следовательно, север в левой части рисунка, а юг в правой. Но ведь птицы-то летят вверх.
4. В какую сторону течет река?
Ответ: От нас к горизонту. У крупных рек в СССР (текущих в Северном полушарии Земли), правый берег крутой.
Комментарий. Тут скорее поможет не знание о силе Кориолиса (это из-за нее в Северном полушарии у рек правый берег обрывистый, а левый пологий), а то, что белые бакены в речном судоходстве устанавливаются слева по ходу течения, а красные — справа.
5. Судоходна ли она?
Ответ: Судоходна. На реке присутствуют бакены.
Пока все не так сложно, во всяком случае, додуматься до ответов можно, имея багаж знаний в размере факультативного курса географии. Но вот дальше...
6. С какой скоростью движется поезд?
Ответ: Поезд стоит. На пути поезда светофор горит нижним глазком (красным).
Комментарий. Откуда школьник должен знать, что на железнодорожных светофорах нижний сигнал это всегда запрещающий красный? На автодорожных светофорах как раз всё наоборот.
7. Давно ли прошел здесь предыдущий поезд?
Ответ: Недавно. Сейчас он на ближайшем блокировочном участке ЖД.
Комментарий. Даже если не знать про систему блок-участков на железной дороге, можно понять, что если паровозу горит красный, то это означает, что впереди путь занят.
8. Долго ли будет двигаться автомашина вдоль железной дороги?
Ответ: Нет, до ЖД переезда. Соответствующий знак справа от машины.
9. К чему сейчас должен подготовиться шофер автомобиля?
Ответ: К торможению. Справа от машины знак «крутой спуск».
10. Есть ли здесь поблизости мост?
Ответ: Есть. Перед поездом стоит знак, предписывающий машинисту закрыть поддувало.
Комментарий. Только железнодорожники знают, что знак «Закрой поддувало» устанавливался рядом с мостами. Поддувало (он же зольник) — это бункер для золы под топкой паровоза. Знак «Закрой поддувало» ставился перед мостами потому как искры из зольника могли поджечь деревянные конструкции моста. Откуда об этом могли знать школьники? А современный человек? Уверен, на вопрос № 10 сейчас не ответил никто.
11. Есть ли в этом районе аэродром?
Ответ: Есть. В небе след самолёта, сделавшего петлю. Фигуры высшего пилотажа разрешается делать только невдалеке от аэродромов.
12. Легко ли машинистам встречных поездов тормозить на этом участке состав?
Ответ: Знак возле железнодорожного пути показывает, что встречному поезду придётся подниматься вверх по уклону. Затормозить его будет не трудно.
Комментарий. Не совсем очевидно, но в целом логично. Автомобилисту придется тормозить, потому как, согласно знаку, дорога впереди идет под уклон. Значит, едущий с «той стороны» поезд будет подниматься в горку. Следовательно, остановить его машинисту будет легко.
13. Сколько по меньшей мере осталось километров до конечного пункта этой железной дороги?
Ответ: На этой дороге левопутное движение. Такое движение есть на Московско-Рязанской железной дороге. Легко сообразить, что поезд движется по направлению к Москве. Электрички здесь ещё не ходят. Значит, до Москвы осталось не меньше 42 километров – электричка ходит до Раменского.
Комментировать тут нечего — как и на десятый вопрос, на этот не ответит ни один современный человек. Но меня поставило в тупик утверждение «легко сообразить, что поезд движется по направлению к Москве». Это как, может, кто объяснит?
14. Дует ли ветер?
Ответ: Дует. Дым паровоза стелется, а ведь поезд, как мы знаем, неподвижен.
Кажется, что эта загадка — искусно сделанная современная подделка. Ну не мог советский школьник знать про поддувало и левостороннее движение на Московско-Рязанской дороге. Ан, нет. Вот ссылка на оцифрованную версию «Юного Техника» за 1957 год. Перематывайте до страницы 48.