Найти в Дзене

«Совершенные»: когда нейро-панели умнее их носителей

Если вы ещё не знакомы с творчеством Марины Суржевской, представьте сериал от Netflix, где сценарист перед съёмками выпил не только кофе, но и стакан валерьянки. Итак, сегодня на моём критическом столе два романа цикла «Совершенные». В этих книгах есть всё, кроме логики и здравого смысла. Зато персонажи компенсируют отсутствие мозгов яркими панелями и завидной самооценкой. Начнём с первой книги — «Совершенные», где главная героиня Кассандра Вэйлинг — воплощение мечты о прекрасной жизни. Избалованная дочь генерала и легендарного миротворца, привыкшая получать всё, включая золотую нейро-панель, превращающую её в самую красивую бесполезную вещь во Вселенной. С первых страниц хочется, чтобы кто-нибудь уже стукнул её тяжелым предметом, потому что количество пафоса на единицу текста превышает все мыслимые пределы. Главная черта Кассандры — бесконечная самовлюблённость, а её диалоги напоминают переписку из чата любителей мелодрам: «Ах, Дамир, как приятно, что ты в мои цвета оделся!». Дамир —

Если вы ещё не знакомы с творчеством Марины Суржевской, представьте сериал от Netflix, где сценарист перед съёмками выпил не только кофе, но и стакан валерьянки. Итак, сегодня на моём критическом столе два романа цикла «Совершенные». В этих книгах есть всё, кроме логики и здравого смысла. Зато персонажи компенсируют отсутствие мозгов яркими панелями и завидной самооценкой.

Начнём с первой книги — «Совершенные», где главная героиня Кассандра Вэйлинг — воплощение мечты о прекрасной жизни. Избалованная дочь генерала и легендарного миротворца, привыкшая получать всё, включая золотую нейро-панель, превращающую её в самую красивую бесполезную вещь во Вселенной. С первых страниц хочется, чтобы кто-нибудь уже стукнул её тяжелым предметом, потому что количество пафоса на единицу текста превышает все мыслимые пределы.

Главная черта Кассандры — бесконечная самовлюблённость, а её диалоги напоминают переписку из чата любителей мелодрам: «Ах, Дамир, как приятно, что ты в мои цвета оделся!». Дамир — местный ухажёр, который настолько долго страдает от любви к Кассандре, что у читателя начинает возникать резонный вопрос: а голова ему вообще нужна или у него там просто встроенный генератор несчастной любви? Парень умудряется выглядеть ещё более нелепо, чем его страдания, что говорит о нем как о персонаже с особой глубиной — глубиной тарелки для каши.

Не обошлось и без классической антагонистки — Джемы Ржаник, простой девочки с района, которая за счёт способностей и ума могла бы сделать из этой книги что-то достойное, но автор героически держит её на поводке обиды и ревности. Джема бегает за Кассандрой, как соседская собачонка за элитной пуделихой, умудряясь одновременно её ненавидеть и восхищаться ей, и всё это с таким градусом эмоций, что хочется передать автору таблетки успокоительного.

Апофеозом первой книги является сцена в кафе «Клевер и роза», где совершенно неожиданно (или совершенно ожиданно, учитывая уровень безрассудства персонажей) случается апокалипсис местного масштаба. Юный духовник Август, парень с лицом ангела и характером депрессивного монаха, внезапно превращается в разрушителя с потенциалом атомной бомбы. Август — персонаж настолько чистый и невинный, что непонятно, как его не забрали в музей на выставку. Но не тут-то было: сила скверны просыпается в нём, и он безжалостно ломает сюжет, улицы, людей и читательскую логику.

Переходим ко второй части — «Совершенные. Тайны Пантеона». Здесь ситуация становится ещё более абсурдной, а интрига сгущается до состояния манной каши. Август вдруг оказывается жив (а кто сомневался?), бегает по Империи и светится, как ночной светильник. Население целых деревень и городков при виде Августа переживает духовный экстаз, хотя разумный человек скорее стал бы искать телефон местного психиатра. Инквизиторы преследуют его по всей стране, но все их попытки схватить «светящегося разрушителя» похожи на погоню мультипликационных котов за мышью Джерри.

В то же время Кассандра оказывается в Кастеле — местной школе инквизиторов, где тренировки выглядят так, будто автор вдохновлялась «Голодными играми» и сериалом «Солдаты». Героиня внезапно раскрывает в себе удивительные способности: умение сделать так, чтобы её убили (почти) каждый день, и искусство доводить до безумия всех, кто находится в радиусе пяти метров.

Вторая книга переполнена мелодраматичными сценами и моральными дилеммами, от которых сводит зубы. Местами кажется, что автор перебрала драматических приправ, и герои начинают истерить по поводу и без. Джема и Кассандра вновь вступают в отношения, напоминающие драку подружек из детского сада, и в конце концов даже объединяются, чтобы сорвать свадьбу с безумно влюбленным и несчастным Дамиром. А что ещё делать двум девушкам, кроме как попытаться сорвать свадьбу? Ведь это единственная важная задача на фоне приближающегося глобального кризиса.

При всей этой феерии нелепости, нельзя не признать — Марина Суржевская умудрилась сколотить мир, в котором нейро-панели сияют, как гирлянды на новогодней ёлке у дизайнера в отпуске, разрушители швыряются скверной с грацией разъярённой белки в кофейне, а линии Духа звучат так, будто это новый йогурт от "Данон". Всё окружение напоминает декорации к фэнтези-клипу, снятому на грант от Минкульта, где каждый персонаж получил магический браслет и травму детства в придачу.

Если бы этот мир был тортом, он был бы трёхъярусным: на первом — сахарная вата сюжета, на втором — желе из пафоса, а на третьем — кандурин из драматических криков. А инструкции по использованию этого мира, судя по всему, съела собака Джемы Ржаник.

Но всё это цветочное великолепие то и дело спотыкается о тяжёлую кирзу юмора. Романы такие серьёзные, что, кажется, если героиня случайно улыбнётся, вселенная лопнет. При этом смешно там, где автор явно этого не хотел. Диалоги — как будто переписаны из школьной стенгазеты с рубрикой «Жемчужины тупости», а внутренние монологи Кассандры — это вообще отдельный жанр: трагикомедия имени «у меня сломался ноготь, а значит, рухнет Империя».

Словом, если вам срочно нужно расслабиться после сложного дня, эти книги — именно то, что вам нужно. Вы будете смеяться, плакать, а местами просто задаваться вопросом: «Что я вообще читаю?».

И напоследок совет читателю от всей души: перед прочтением запаситесь терпением, чувством юмора и большим количеством попкорна. Ведь сюжет «Совершенных» в своей иррациональности даст фору любому сериалу, а персонажи заставят задуматься о том, действительно ли нейро-панели умнее своих владельцев. И судя по романам — однозначно да!