Найти в Дзене
Cat_Cat

Не ударить в грязь яйцом

Сама история взлета Фаберже началась если не с подделок, то с подражаний. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия в стиле скифских украшений привлекли внимание Александра III и императрицы Марии Федоровны, что положило начало прекрасного сотрудничества. А уж когда в 1885 году по заказу императора Фаберже изготовил первое из своих яиц с курочкой внутри, его акции и вовсе взлетели до небес. (Отмечу, что таким образом ювелир предложил решение давней философской проблемы и попутно изобрел киндер-сюрприз). С ростом международной славы иностранные конкуренты стали перенимать стиль Фаберже. Подражая ему ювелиры разных стран боролись за его богатую клиентуру. Например, несколько рисунков на полях Картье и некоторые из его описаний животных очень напоминают работы Фаберже, а какие-то из этих работ и вовсе потерялись, что наводит на размышления. С революцией все рухнуло. Карл Фаберже и его дети бежали из России, имущество фирмы было национализировано. Др

Сама история взлета Фаберже началась если не с подделок, то с подражаний. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия в стиле скифских украшений привлекли внимание Александра III и императрицы Марии Федоровны, что положило начало прекрасного сотрудничества. А уж когда в 1885 году по заказу императора Фаберже изготовил первое из своих яиц с курочкой внутри, его акции и вовсе взлетели до небес. (Отмечу, что таким образом ювелир предложил решение давней философской проблемы и попутно изобрел киндер-сюрприз).

С ростом международной славы иностранные конкуренты стали перенимать стиль Фаберже. Подражая ему ювелиры разных стран боролись за его богатую клиентуру. Например, несколько рисунков на полях Картье и некоторые из его описаний животных очень напоминают работы Фаберже, а какие-то из этих работ и вовсе потерялись, что наводит на размышления.

С революцией все рухнуло. Карл Фаберже и его дети бежали из России, имущество фирмы было национализировано. Драгоценные ювелирные изделия, в том числе знаменитые яйца, оказались в руках новых хозяев, которые рассматривали их не в качестве произведения искусства, а как что-то ненужное, которое можно продать, чтобы купить ещё что-нибудь ненужное, но уже другое. И тут на сцене появляется Арманд Хаммер.

Хаммер был весьма интересным персонажем. Будучи в то время чуть ли не единственным капиталистом в СССР, он получил возможность сбывать ценности старого режима на Западе и получать концессии в Советском Союзе. В числе прочего через руки Хаммера прошли и изделия Фаберже. Получив в свои руки клейма фирмы, оборотистый делец поставил процесс изготовления фальшивок на широкую ногу. Многие люди на Западе хотели иметь украшения, принадлежавшие последней царской семье и Хаммер не отказывал им в этом удовольствии.

Но одним Хаммером дело изготовления "Фальшберже" не оканчивается. И с этой стороны железного занавеса были умельцы с золотыми руками. И если на Западе брали количеством, то советские мастера могли сотворить такое, что и эксперты не отличили. Михаил Монастырский, отсидев за сбыт икон, организовал подпольную мастерскую по изготовлению подделок. При его втором аресте повторилась история, некогда случившаяся с голландским фальсификатором Ван Меегереном. Не желая попадать под расстрельную статью, он признался, что сбывал на Запад подделки и получил семь лет, из которых отсидел пять. Впоследствии, Монастырский стал депутатом Государственной Думы, по окончании мандата выехал на ПМЖ за границу и погиб в автокатастрофе, которая, возможно, была замаскированным убийством. А возможно и не была, там дело темное.

Творения Монастырского имели свою собственную историю. Массивное яйцо "Фальшберже" из порфира было задержано на границе при попытке двух африканских дипломатов вывезти его из России. Определенное как подделка, оно попало в фонды Московского Кремля. Тринадцать фарфоровых статуэток из той же партии конфиската передали в Эрмитаж, где они - ирония судьбы! - оказались в числе экспонатов, пропавших из музея в 2006 году.

Такая судьба у знаменитого имени Фаберже, что даже подделки под него могут стать объектом вожделения.

Автор: Михаил Рыжок