Спросите любого поклонника современной музыки "Кто такой Кит Ричардс?" и вы получите исчерпывающий ответ: это гитарист группы Роллинг Стоунз и он не умеет настраивать гитару, он - лучший гитарист для многих других гитаристов и не умеет играть на гитаре для других, кто ничего не достиг в этом мире. Это человек -рифф, он знаток блюза, так как он играет блюз, не играет никто, он -бунтарь, который выжил в 70-е. В общем, он - гений. В рок-н-ролле существует культ Кита Ричардса.
Как Кит Ричардс повлиял на несколько поколений рок-н-ролльщиков — к лучшему или к худшему, вам судить.
Марианна Фейтфулл как-то сказала о Ките Ричардсе: «Если ты девушка из среднего класса и читала Байрона, то Кит как раз для тебя. Он был израненным, замученным, прОклятым юношей; грязным, ужасным, грубым и высокомерным».
Кит Ричардс всегда был не таким, как все. Воплощение рок-н-ролла, он существует на многих уровнях: лучший гитарист, автор песен, один из Глиммер Твинз, знаток блюза, наркоман, бунтарь, самоироничный, одним словом, пират и в то же время лондонский денди. Он олицетворяет несокрушимое сердце самого рока, которое не сломить, несмотря на всю его бурную жизнь, опасные пристрастия и случайное падение с кокосовой пальмы.
«Самый элегантно растративший себя человек в мире» (цитата рок-критика Ника Кента) выделяется и как гитарист. Он стал ориентиром для поп-музыкантов, панков, рокеров, блюзменов и волосатых металлистов. Универсальность Ричардса уникальна. В этом отношении он настоящий бог гитары.
Хендрикс был великолепен, но его игра была скорее из другого измерения, чем из мира музыки; Пейдж в своей помпезности в составе Zeppelin был слишком отстранённым; Клэптон был слишком консервативен и вечно намекал на то, что сейчас он похож на менеджера хедж-фонда; недавно ушедший Дуэйн Оллмэн, даже если бы он был жив, был слишком привязан к южному року. Ни у кого не было такой популярности, как у Ричардса.
«Кит Ричардс — это нечто», — сказал Слэш. «Если Rolling Stones были величайшей нарциссической ритм-энд-блюзовой группой, находившейся под влиянием наркотиков, то Кит был их главным тусовщиком. Он полностью погружён в идею быть музыкантом… Кит — это нечто большее, чем просто рок-н-ролльное клише. Он интеллектуален, он осознаёт, что делает».
Со Слэшем соглашается бывший гитарист Quireboys Гай Гриффин:
«Кита называют человеком - риффом, но на первом месте всегда стоит песня. В отличие от многих других гитарных героев, он не думает о том, что будет делать во время гитарного соло. Кит оказал непосредственное влияние на мою манеру игры. Меня всегда тянуло к таким гитаристам, как Кит или Малкольм Янг из AC/DC, потому что они — движущая сила всей группы, они создают риффы».
А вот что говорит гитарист Ричард Ллойд, который близко познакомился с Ричардсом в конце 70-х:
«Кит похож на ищейку, — говорит он. — Он может играть один и тот же рифф месяцами. Каждый раз, когда он его играет, он звучит тонко, как лист бумаги. А потом, после того как он сыграет его миллион раз, он становится похож на толстую книгу. Кажется, что он наполняется магической силой. Это невероятно».
Даже Тед Ньюджент сказал в интервью High Times в 1977 году:
«Он настоящая загадка. Дело не только в том, что он оторван от реальности и продолжает играть с огоньком, но и в том, что он оторван от реальности, за это я его обожаю. Я считаю его дурашливым, он никогда не говорит серьезно, но он — воплощение рок-н-ролльного гитариста».
Guns N' Roses, Aerosmith, New York Dolls, Black Crows, Primal Scream, The Stooges… вряд ли кто-то из них существовал бы без Rolling Stones.
«Я родом с юга, и это естественным образом повлияло на мою любовь к музыке Rolling Stones, — говорит гитарист Georgia Satellites Рик Ричардс. — Они — архитекторы того, на чём строилось наше звучание. Меня сразу зацепило ритмическое качество почти безрассудной игры Кита — чистый рок-н-ролл — на шестиструнной гитаре. Я знал, что у этого парня есть то, что мне нужно, и я крепко ухватился за это».
Стивен Тайлер из Aerosmith был без ума от этой группы.
Я обожаю этих чёртовых Rolling Stones. Мик и Кит были самыми крутыми парнями в округе. Я так же как и они вылез из дыры».
Этот комментарий раскрывает ещё одну привлекательную черту Ричардса — его образ жизни. Многие подражали его рок-н-ролльному гедонизму, часто останавливаясь на пороге той бездны, в которой периодически оказывался Кит, хотя некоторым его приятелям по наркотикам повезло меньше.
Одним из них был Грэм Парсонс, пионер кантри, который подружился с Rolling Stones в конце 60-х и чьё своенравие, предположительно, привело к его изгнанию с виллы во Франции, где Rolling Stones записывали свой Exile в 1971 году. В конце концов Парсонс умер от передозировки наркотиков в сентябре 1973 года.
Печально известный гастрольный менеджер Фил Кауфман, близкий друг обоих музыкантов, однажды сказал:
«Я считаю, что Грэм думал, что у него с Китом Ричардсом одинаковый обмен веществ. Грэм думал, что сможет не отставать от него. Но Кит мог есть железо и мочиться ржавчиной. Проклятие это или благословение, но так работало его тело. Грэм думал, что у него такая же пищеварительная система, но он сильно ошибался».
Ричард Ллойд воочию убедился в привычках Кита, когда в 1977 году приехал к нему в дом в Коннектикуте:
«Он не спал сутки напролёт. Однажды я вышел из кухни и увидел Кита, лежащего на полу между растением в горшке и диваном. Я огляделся, и один из тех, кто там был сказал: «Просто переступи через него». Я спросил: «О чём ты говоришь? Просто переступить через Кита Ричардса?!» А парень ответил: «О, с ним так часто бывает». Он бодрствует несколько дней, а потом, как бы срабатывает выключатель, он просто отключается. А мы все ходим вокруг него. Потом он просыпается, и начинаются ещё пять весёлых дней.
Все говорили, что Кит — тот самый парень, который скоро умрёт. Ха! Люди совершают огромную ошибку, думая о нём так: они видят человека, который стал культурной иконой, написал сотни блестящих песен, заработал миллионы долларов, сейчас отлично выглядит и употреблял наркотики до самого последнего времени. Поэтому многие люди берут с него пример и одеваются как он и употребляют наркотики. А потом они думают, что тоже смогут писать песни и станут знаменитыми. Но это в корне неверно. Кит сначала научился играть, а потом стал писать песни. А потом он стал употреблять наркотики, чтобы продолжать это делать. Все это, конечно, сомнительно, что именно так и надо. Все пытаются сравняться с Китом, но ни у кого не получается.
Сам Ричардс клялся, что его спасло качество героина («это не то дерьмо, с которым его смешивают, и которое тебя убьёт в конце концов»). Но для других его зависимость была лишь симптомом более серьёзной проблемы. Несколько лет назад бывший гитарист The Smiths Джонни Марр заметил:
«Я думаю, что именно идеология Кита вела Rolling Stones вперёд. Его философия была основана на чистоте. Наркотики, по крайней мере до определённого момента, были лишь частью почти благородного стремления к честному рок-н-роллу без прикрас. Киту никто не будет указывать, как ему жить... он настоящий герой, как и Мухаммед Али, который отстаивал свои принципы и не поддавался на провокации властей ни в какой форме».
Для многих панков Ричардс был героем, хотя они и не хотели этого признавать. Сид Вишес однажды выпалил:
«Я бы не помочился на Кита Ричардса, даже если бы он горел», а The Clash лирически заявили: «Никаких Элвисов, Битлз или Роллинг Стоунз'ов в 1977 году».
Тем не менее Rolling Stones избежали потерь от великих чисток панк-сцены. Глен Мэтлок позже признался, что в первые годы существования группы он часто бывал в доме Кита в Ричмонде. Ник Кент, игравший в группе до прихода Лайдона, сказал, что они «чертовски боготворили его». Что касается The Clash, то Мик Джонс был без ума от Ричардса. «Я был фанатом Кифа, — признался он в 2007 году. — Я учился всему, что он делал. Я часто оставался у него дома».
Что касается американского фронта, Игги Поп почитает его как «своего кумира всех времён». В 2002 году он сказал Джону Беннетту:
«Он мой герой, потому что он оставался верен себе, как и настоящие музыканты в те времена, когда музыка ещё не была так зациклена на деньгах. Не так много людей остаются верны своим принципам».
Патти Смит тоже какое-то время была одержима этой идеей.
«В 1971 году в Нью-Йорке не было никого сексуальнее меня, — сказала она биографу Виктору Бокрису. — Спросите кого угодно. Но это был образ Кита Ричардса».
Несмотря на всю загадочность, в конечном счёте важна именно музыка. Ричардс, пожалуй, самый самобытный гитарист в рок-музыке, будь то зажигательное белое вуду в Gimme Shelter, яростный грув в Brown Sugar или монументальный рифф в (I Can’t Get No) Satisfaction. Как заметил Джонни Марр:
«Кит не просто изобрёл звук, он создал совершенно новый гитарный стиль — возможно, самый крутой со времён Роберта Джонсона или гитариста Howlin’ Wolf Хьюберта Самлина».
Тем временем Рик Ричардс находит в игре своего тёзки что-то первобытно-грубое:
«То, что делал Хендрикс и то, что делает Кит, например, нельзя загнать в рамки. Но я бы в любой день недели послушал, как Кит выбивает этот чертовски крутой ритм».
Это наблюдение подтверждает Ричард Ллойд:
«Как гитарист я бы поставил его в один ряд с Джими Хендриксом, которого я тоже знал. Как знаток гитары, я бы не поставил никого из Битлз в один ряд с Китом. Конечно, ты можешь сыграть простой рифф, но сможешь ли ты делать это всю ночь напролёт? Я не так давно видел выступление Rolling Stones, и они играли Tumbling Dice. В концовке Кит 20 минут выполнял «перекатывающийся кувырок» У меня мурашки побежали по коже. Этот парень — король».
Сам Кит Ричардс всегда с опаской относился к претендентам на его корону.
«Я желаю удачи тем, кто хочет подражать мне, но им лучше понять, во что они ввязываются, — предупредил он однажды, давая мудрый совет. — Им лучше знать, что дело не только в настрое. Дело в музыке, в блюзе. Это то, что меня поддерживает».
================
И на этом пока все. Разрешите откланяться. Как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке