Через много лет после побега из истерзанной нацистами Белоруссии он окончательно решил, что прошлое теперь его не достанет. И жил спокойно там, где его казалось никогда не найдут. Но КГБ долгие годы после войны не переставал его искать. Немного везения и огромное упорство сотрудников – и стало ясно, где запрятался на десятилетия тот, на ком было множество загубленных жизней...
Андрей Савонюк родился недалеко от Бреста в 1921 году, в курортном местечке Домачево, когда на тех землях ещё довлела Польша. Мама была очень бедной, о том, кто был настоящий отец Андрея ходили самые разные слухи. Сам парень почему-то считал, что во всех их бедах виноваты зажиточные евреи, проживавшие в этом же населённом пункте.
В 1939 году Западная Белоруссия соединилась с Восточной и вошла в состав СССР. Учитывая, что в Советском Союзе евреи пользовались абсолютно равными правами со всеми, молодого парня это очень раздражало. По поводу его дальнейших действий есть небольшие расхождения в информации. Согласно польским источникам он поступил в их «синюю полицию» (соединения польских предателей, работавших на немцев), английские газеты писали, что Савонюк служил в шуцманшафте (карательная полиция немцев), где за 3 года «дорос» до коменданта. Сути это не меняло – с особым энтузиазмом он ликвидировал еврейское население разного пола и возраста. Но совсем не исключал и других – белорусов, русских, поляков.
Поскольку для нацистов уничтожение евреев стояло на первом месте, юный помощник стал для них настоящим подарком. 20 сентября 1942 года, в канун большого еврейского праздника, было ликвидировано гетто в Домачево. Включая детский дом. Всего было уведено к оврагам на окраине городка 2900 человек. После этого Савонюк организовал поисковые команды с целью найти тех, кому возможно удалось спастись.
В тот период поисков 18 человек он ликвидировал лично. Об этом расскажет позднее выживший Фёдор Зань. Он увидел с автоматом человека, которого знал с детства, а перед ним на коленях 15 выживших женщин. Ещё один свидетель Александр Баглай в свои 13 лет хорошо запомнил расправу Савонюка ещё с тремя людьми. И это были лишь те случаи, свидетели которых будут живы и через много лет.
Каратель прослужил в полиции ещё два года, отслеживая с маниакальной ненавистью партизан в лесах. Своим пристрастием к «физическим методам воздействия» он удивлял даже немцев. Партизаны несколько раз пытались ликвидировать карателя, но каждый раз он вновь ускользал. А когда в 1944 году советские войска начали операцию «Багратион», Савонюк двинулся на Запад вместе с отступавшими нацистами.
До конца войны он успел послужить ещё в частях СС, был добровольцем дивизии «Галичина». Но когда стало ясно, что нацистов разобьют в их же логове, вовремя для себя дезертировал и переметнулся в польскую армию Андерса. Про себя указал, что родился на польских землях и считает себя поляком. В 1945 году сумел попасть в число тех, кого британцы забрали в свою страну. Через год уже официально жил и работал в Великобритании. Только звали его теперь «Энтони» Савонюк.
...Шли годы, но его жестокость в Домачево односельчане не забыли. И что особенно важно, не забыли это и в КГБ. В 1946 году в населённый пункт была отправлена комиссия по военным преступлениям. Были опрошены местные жители и открыто дело №1065, по которому бывшего карателя 10 апреля 1947 года объявили во всесоюзный розыск.
В деревне были оставлены несколько агентов под прикрытием, которые должны были завязать широкие связи с односельчанами в надежде, что кому-то преступник напишет. Особенно это касалось налаживания контактов с дальними родственниками Савонюка. Они действовали несколько лет.
Первые намёки на то, что он жив и обосновался в Британии пришли во время допроса одного из бывших полицаев Козловского. Тот тоже одно время действовал в Домачево. Он сказал, что видел Савонюка в Египте. В составе Польского полка армии освобождения тот направлялся в Шотландию. Чекисты не поверили информации. Но уже в 1959 году получили её неожиданное подтверждение.
Брат бывшего полицая переехал из Домачево в деревню ближе к польской границе. Вот туда ему и пришла посылка с письмом. Все потенциальные связи Савонюка держались под контролем. Поэтому об этом стало известно КГБ. На письме была лондонская почтовая марка. Поиски бывшего карателя продолжились, как и документирование доказательств его виновности.
Прошло ещё больше 20 лет, прежде чем чекисты получили новое подтверждение, что Савонюк точно живёт в Лондоне. Из Великобритании родственникам в Домачево постоянно присылал письма ещё один бывший полицай Степан Андросюк. И вот в одном из писем в 1981 году он написал сестре, что встретил прогуливающегося Савонюка. Подходить он не стал, но в письме об этой встрече упомянул.
Представители 1-го отдела КГБ попытались узнать точный адрес предателя через своих агентов в Лондоне. Но вероятно скрывшийся преступник жил слишком тихо, обнаружить его не удалось. И всё же дело оставляли открытым. Ситуация сдвинулась с мёртвой точки, когда наступила «эпоха гласности» Горбачёва.
В 1986 году Савонюк вошёл в Русский посольский список тех, кого подозревают в военных преступлениях из стран Восточной Европы. Через два года копию этого списка советское посольство в Лондоне представило следователям по военным преступлениям из Великобритании. Под № 57 там стоял Савонюк.
Сначала в Скотланд-Ярде заявили, что такого человека нет. Но оказалось, что всё дело в латинском написании единственной буквы в его фамилии – вместо варианта «v» нужно было искать «w». Исправить букву в фамилии «Sawoniuc» чекистам подсказал исправить историк, участвующий в поисках.
Вскоре после этого был найден Энтони Савонюк, проживающий в лондонском районе Бермондски. Доказательств оказалось достаточно даже в его квартире. Он до сих пор хранил часть фотографий и свой армейский номер. И всё же, англичане, ссылаясь на разночтение фамилий, заявили сначала о недостаточности улик.
Советским чекистам удалось добиться, чтобы британские следователи сами выехали в СССР для поездки по местам, где орудовал бывший каратель. С 1994 года они проехали теперь уже Россию и Беларусь, а также Голландию и Израиль, где остались в очень преклонном возрасте немногие выжившие свидетели. Было опрошен 431 человек. Единицам из них здоровье позволило приехать на суд в Великобританию. Теперь уже и британские следователи доказали то, что Энтони Савонюк был тем самым Андреем Савонюком, который в годы войны орудовал жестоким карателем в Белоруссии и Польше.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
В 1996 году его наконец арестовали. А перед судом он предстал ещё через три года. Были собраны доказательства объёмом 90 тысяч страниц. Невзирая на это он полностью отказывался признавать свою вину и даже назвал немногих сумевших добраться до Лондона свидетелей «нанятыми артистами».
Его судила коллегия присяжных. Бывший каратель был признан виновным и получил два пожизненных заключения. 6 ноября 2005 года скончался от естественных причин в тюрьме Нориджа в возрасте 84 лет. Остаётся быть благодарным каждому, кто не позволил преступнику закончить свои дни в комфорте и покое. Особенно советским чекистам, не сложившим руки и через десятилетия после окончания Великой Отечественной войны.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.