Найти в Дзене

Морская стража Гл.2 Хроника пиратства и антипиратства

Начало читайте здесь. Хроника пиратства «Сомалийские пираты начали активную деятельность еще в 2004 году. 10 апреля 2005 года в 35 милях от Сомали вооруженные автоматами и гранатометами пираты напали на российский теплоход “Тим Бак”. Огнем была подожжена спасательная шлюпка, однако экипаж не дал захватчикам подняться на борт. Через день от сердечного приступа скончался капитан теплохода». Бедняга капитан! Но для экипажа все могло закончиться гораздо драматичнее. Что же там дальше происходило? А вот что… «06.11.2005 г. в Индийском океане пираты напали на пассажирское судно “Сибур Спирит”, на борту которого находилось 600 человек, атаковали два катера. Налетчики открыли огонь из автоматов и гранатометов. Один человек получил ранения. В 2006 году пираты захватили в этом районе 27 судов». Ого! Повторно нырнул во «всемирную паутину», да поглубже – собирал и систематизировал материал в виде хроники: «Февраль 2007 – захвачено судно ООН с продовольствием. Экипаж – 12 человек. Май2007 – захва

Начало читайте здесь.

Хроника пиратства

Из открытых источников.
Из открытых источников.

«Сомалийские пираты начали активную деятельность еще в 2004 году. 10 апреля 2005 года в 35 милях от Сомали вооруженные автоматами и гранатометами пираты напали на российский теплоход “Тим Бак”. Огнем была подожжена спасательная шлюпка, однако экипаж не дал захватчикам подняться на борт. Через день от сердечного приступа скончался капитан теплохода».

Бедняга капитан! Но для экипажа все могло закончиться гораздо драматичнее. Что же там дальше происходило? А вот что…

«06.11.2005 г. в Индийском океане пираты напали на пассажирское судно “Сибур Спирит”, на борту которого находилось 600 человек, атаковали два катера. Налетчики открыли огонь из автоматов и гранатометов. Один человек получил ранения. В 2006 году пираты захватили в этом районе 27 судов».

Ого! Повторно нырнул во «всемирную паутину», да поглубже – собирал и систематизировал материал в виде хроники:

«Февраль 2007 – захвачено судно ООН с продовольствием. Экипаж – 12 человек.

Май2007 – захват двух южнокорейских рыболовецких судов. 30 человек попали в плен.

Июнь 2007 – попал в плен экипаж датского судна “Danica White”.

Октябрь 2007 – пиратами захвачен японский танкер “Golden Nori” с экипажем из 23 человек.

3 февраля 2008 года захвачено судно “Свитцер Корсаков” с 6 членами экипажа, четверо из которых граждане России…

4 апреля захвачена французская круизная яхта “Ле Понан” с 30 членами экипажа…

21–22 августа захвачено 4 судна…

25 сентября захвачено украинское судно “Фаина” с грузом танков “Т-72”»…

О! Эту трагическую историю я хорошо помню, она прогремела на весь мир, именно тогда о пиратах заговорили всерьез. Да, тревожная хроника! Читаешь информацию – словно сводки с театра военных действий: количество нападений пиратов и захваты судов с каждым годом идут по нарастающей. До чего же нагло орудуют сомалийские пираты! Перестали мелочиться – начали работать по-крупному. Сотни раненых и убитых моряков, тысячи плененных. Выходит, что эти современные пираты такие же кровожадные и безжалостные, как и их предшественники.

Кто из нас не слышал о знаменитых пиратах: о Дрейке, о Кидде, о «Черной бороде»? Или о литературных персонажах типа Флинта, Сильвера, капитана Блада, о киношном любимце детворы Джеке-Воробье?.. А что мы, рядовые обыватели, на самом деле знаем о пиратах и борьбе с ними? Откуда можно почерпнуть свежую информацию? Я задумался, почесал в растерянности затылок и вновь полез во «всемирную паутину»– Интернет, одно из самых замечательнейших изобретений человечества. И опять «всемирная паутина» выдала много интересного и любопытного. Скачал и распечатал на принтере…

Хроника антипиратства

«Пиратство (от греч. «Пейратес» – разбойник, пират) в современном международном праве считается преступлением международного характера. В Конвенции ООН об открытом море от 29 апреля 1958 года (ст. 15–23) действия пиратов определялись как "неправомерный акт насилия, задержания или грабежа… совершаемый в личных целях… в открытом море…против какоголибо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства". Согласно Конвенции, все государства обязаны содействовать уничтожению пиратства в открытом море и во всех других местах, находящихся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства.

Одним из основных международных нормативных актов в области безопасности мореплавания является Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС74), принятая в рамках Международной морской организации (ИМО). Изначально СОЛАС74 была направлена на организационное и техническое оснащение судов, обеспечивающее их безопасность. Позже появились меры по борьбе с пиратством, предусматривающие международное сотрудничество и взаимодействие.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (вступила в силу с 16 ноября 1994 года) подтвердила фундаментальные принципы и нормы Конвенции об открытом море. В ст. 101–107, 110, 111 почти дословно воспроизводится содержание норм Конвенции об открытом море ст. 15–23. Морское право дает военному кораблю любого государства возможность противодействовать пиратству в открытом море.

Если акт пиратства осуществлен в пределах района, на который распространяется суверенитет государства, например в архипелажных водах, то другие государства не могут принять какие-либо меры против пиратов. Это касается и международных проливов, если они находятся в зоне территориальных вод государств: право мирного прохода не дает возможности вести борьбу с пиратством, не предполагается возможности оказания помощи судам, подвергающимся нападению пиратов, и задержания пиратов с использованием оружия.

На дипломатической конференции, проходившей в Риме с 1 по 10 марта 1988 г. под эгидой Международной морской организации (ИМО), была принята Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства.

В отличие от Конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция 1988 г. направлена на пресечение более широкого круга преступных посягательств. Во-первых, предметом регулирования в ней названа борьба с незаконными актами в международном морском судоходстве. Вовторых, существенное отличие заключается в сфере применения: Конвенция 1988 г. распространяется на деяния, совершаемые в различных категориях морских пространств – во внутренних морских водах, в территориальных водах, в открытом море. В Конвенции 1988 г. иначе, чем в предыдущих международных договорах, решен вопрос о юрисдикции государств в отношении преступных посягательств. Так, при пиратстве любое государство имеет право на пресечение (универсальная юрисдикция) актов насилия.

С 1 июля 2004 г. вступил в силу Международный кодекс по охране судов и портовых сооружений (ОСПС) Международной морской организации, вошедший составной частью (гл.XI2) в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (СОЛАС74). Кодекс устанавливает унифицированные стандарты безопасности, обязательные для всех участников международных морских перевозок грузов и пассажиров. Назначение Кодекса ОСПС – не допустить пиратов на судно, однако если они все же проникли, то экипажу необходимо знать, как уменьшить или исключить негативные последствия.

Международной морской организацией также был разработан ряд рекомендаций с целью предупреждения и пресечения пиратства и вооруженных ограблений судов:

– рекомендации правительствам по предупреждению и пресечению пиратства и вооруженных ограблений морских судов (1999 г.);

– инструкция судовладельцам, судоходным компаниям, капитанам и экипажам судов по предупреждению и пресечению пиратства и вооруженных ограблений морских судов (2002 г.)…

Власти Сомали фактически не контролируют территорию страны, и морское пиратство у его берегов превратилось в серьезную угрозу безопасности международного судоходства.

Еще в начале 1990-х гг. проблема пиратства стала настолько серьезной, что в малазийском городе Куала-Лумпур в 1992 г. при Международном морском бюро (International Maritime Bureau – IMB), учрежденном Международной торговой палатой в 1991 г., был создан Центр информации по пиратству (Piracy Reporting Centre – PRC).

Данный Центр в круглосуточном режиме отслеживает случаи нападений на суда, формируя тем самым информационный массив специфики современного пиратства. Кроме того, Центр оперативно информирует суда и судоходные компании о произошедших в районах плавания актах пиратства, предупреждает о наиболее опасных в этом отношении морских акваториях и портовых зонах.

Доклады IMB по пиратству публикуются ежегодно с 1991 г.

Но статистика IMB является неполной, так как она учитывает лишь нападения, о которых официально сообщали судовладельцы. Поэтому в подобные отчеты попадает не более 10–20% инцидентов, связанных с пиратами. Причина заключается в том, что владельцы кораблей и грузов часто предпочитают напрямую договориться с пиратами и выплатить им отступные.

Согласно докладам IMB, география действия пиратов ХХI века – прибрежные воды Азии, Африки, Латинской Америки. Это явление отмечено в прибрежных морях 56 стран.

Основными районами нападения являются Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд), Западная Африка (Нигерия, Сенегал, Ангола, Гана), Индийский океан и Восточная Африка (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания), Южная Америка и Карибское море (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа, Гайана).

Вот такую, с одной стороны, довольно сухую и скучную, но в тоже время подробную информацию мне удалось почерпнуть из открытых источников. Борьба с пиратами – вероятно, именно этого мне и не хватало, чтобы наполнить жизнь экстремальными ощущениями! Или можно произнести с ужасом: этого мне только не хватало…

Между тем этот новый знакомец, «Полковник Алекс», пропал не на неделю и не на месяц – на целый год. Вскоре я и забыл о том коротком разговоре на даче, тем более что Филонов охарактеризовал его затею как одну из многих авантюр, в которые Яркин ввязывался сам и впутывал других.

– Выкинь из головы треп Алекса! Мало ли что ему в голову взбредет. От идеи до реализации – пропасть. Вероятно, сейчас он занят чем-то иным, более интересным и денежным.

Я так и сделал – забыл…

Но, как выяснилось, Алекс не забыл обо мне! Примерно через год, в мае, раздался звонок в мобильном телефоне в самый неподходящий момент – во время выступления перед школьниками в далеком областном поселке.

– Ты готов?

– К чему? Кто это? – не узнал я голос случайного знакомого, а номер телефона Алекса я не удосужился забить в мобильник.

– Это я! Алекс! Яркин! О разговоре про Сомали помнишь? Паспорт оформил? Ну! У тебя что – склероз? Вспомнил?

– А-а… Честно – я и забыл думать про Африку. Нет, паспорт не готов – некогда. Много других дел. А что, уже пора в Сомали?

– Конечно! Дело движется!

– Но, в принципе, я уже сдал документы в ОВИР. Через неделю будет готов. Собираюсь в Финляндию съездить…

– Вот и хорошо! Мои дела тоже в процессе, позже созвонимся! Летом…

Я снова заглянул в Интернет, полюбопытствовать, что творится в Индийском океане – пираты не затихли? Ведь теперь торговые пути охраняет военный флот коалиционных сил.

Хроника антипиратства

«После того как с конца 2008 г. борьбу с пиратами в Красном море и Аденском заливе стали вести военные корабли ряда стран мира, в том числе и России, пираты переместили свою активность к непатрулируемому восточному побережью Сомали. Они также стали разбойничать в более отдаленной от берегов Африки части Индийского океана, и нападения на расстоянии до 800 морских миль от берегов Сомали стали обычным явлением.

Всего в течение 2008 года произведено свыше 120 атак на торговые суда, из них 35 захвачены пиратами…

В сомалийских водах был установлен “коридор безопасности”, пролегающий через самые опасные воды вдоль восточного побережья Африки, длиной 600 миль и шириной 3–6 миль, патрулируемый военными кораблями. Через зону безопасности сегодня проходят 90 % гражданских судов, кроме самых быстроходных, которых пиратам просто не догнать. Однако попытки захвата судов зафиксированы и в этом коридоре.

Власти Евросоюза решили всерьез заняться безопасностью судоходства у сомалийских берегов. К сотрудничеству приглашены все заинтересованные, в том числе и Россия.

Первая в истории Евросоюза военно-морская операция под названием “Атланта” началась. Один эсминец, пять фрегатов и три разведывательных самолета должны к 15 декабря прибыть к побережью Сомали. Командующий военно-морской эскадрой британский вице-адмирал Филипп Джон заявил, что все юридические формальности улажены, военные могут применять силу: “Наша задача – восстановить судоходство в этом регионе, прежде всего для судов, зафрахтованных продовольственной программой ООН для доставки гуманитарной помощи в Сомали, остановить насилие и по возможности помочь сомалийскому правительству навести порядок в стране”…»

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Но, ни летом, ни осенью мне по африканским делам никто не позвонил, и я даже пошутил однажды, сидя в кафе с Филоновым, мол, надо неустойку с твоего Алекса взять. Могу наехать: паспорт сделан в срочном порядке, а работы нет. Попал твой Яркин на пиво!

– Почему «мой»?

– Твой! Ведь это ты меня с ним познакомил!

– И что из этого следует? Мало ли кого и с кем знакомлю, и мало ли о чем вы болтаете и договариваетесь! У каждого своя голова на плечах, – огрызнулся недовольный адвокат… И угостил очередной порцией замечательного свежего чешского пива.

Николай Прокудин. Редактировал BV.

Продолжение здесь.

Весь роман читайте здесь.

Морская стража | Литературная кают-компания "Bond Voyage" | Дзен

======================================================
Желающие приобрести роман обращаться
n-s.prokudin@yandex.ru =====================================================

Друзья! Если публикация понравилась, поставьте лайк, напишите комментарий, отправьте другу ссылку. Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно! ======================================================

Рекомендуем почитать.

Вернуться живым | Литературная кают-компания "Bond Voyage" | Дзен