Всего самого доброго и наилучшего всем, кто зашел к нам на канал!
Для начала, если вы вдруг попали на эту статью, спешу вас обрадовать. Это продолжение - начало можно прочитать здесь:
Вторая часть, здесь:
2000-й год. Технология производства кристаллов на Богородицком заводе было освоено полностью. Предприятие выпускало кристаллы как и раньше, постепенно наращивая темпы производства. БЗТХИ был и продолжал быть единственным конкурентом других предприятий, пытающихся выпустить кристаллы в таком же количестве и с таким же качеством, но усилия конкурентов были тщетны.
В это же время Шанхайский институт керамики, начал осваивать новую технологию выращивания кристаллов по методу Бриджмена, но метод Чохральского, который использовали в Богородицке был результативнее.
Для справки:
Метод Чохральского — метод выращивания монокристаллов путём медленного вытягивания их из расплава с помощью заранее полученного затравочного кристалла. Это один из методов направленной кристаллизации расплавов.
Метод предложен в 1916 году польским химиком Я. Чохральским, опубликован в 1918 году.
Для выращивания кристаллов методом Чохральского используют камеру с нагревательным элементом. Внутри неё помещён тигель из тугоплавкого металла, а также стержень для закрепления кристалла-затравки. Печь имеет механизмы вытягивания, охлаждения и вращения растущего кристалла, контролируемые с пульта управления.
Метод Бриджмена (метод Бриджмена–Стокбаргера) — метод направленной кристаллизации для получения монокристалла. Назван в честь физика Перси Уильямса Бриджмена и физика Дональда К. Стокбаргера
Суть метода — создание в тигле с расплавом градиента температур, что приводит к направленной кристаллизации.
Обычно, когда расплав застывает, в нём возникает множество центров кристаллизации, выступающих точками роста граней и слоёв сразу нескольких кристаллов. Чтобы получить монокристалл, в расплаве нужно создать условия для образования одного зародыша. Для этого смесь веществ загружают в ёмкость, конически сужающуюся книзу, и помещают в неравномерно прогретую вертикальную печь так, чтобы контейнер находился в области температур, превышающих точку кристаллизации.
Для реализации метода Бриджмена используют подвижный тигель (ампулу) с расплавом. В вертикальном варианте контейнер подвижен: по мере роста кристалла он опускается вниз и постепенно выходит наружу из нагретой печи, охлаждаясь окружающим воздухом (без принудительного обдува).
В итоге, Шанхайский институт был повержен в бою за место на мировом рынке, так как изготовленное месячное количество кристаллов на Богородицком предприятии, было не по зубам Китаю. Такое число кристаллов Шанхайцы могли изготовить только лишь за год! В этой неравной схватке победившим был завод Технохимических изделий, который и получил заказ на 20 тысяч кристаллов PWO. Такая новость не могла не радовать, заказ должен был обеспечить жителей как поселка так и Богородицка работой на долгий срок.
2001 год. Все шло замечательно! Завод с новой силой выпускал продукцию. Центр ядерных исследований, получал регулярные поставки качественных кристаллов в промышленных объемах.
2002 г. Единственным в мире предприятием, которое способно серийно производить кристаллы PWO - это Богородицкий завод технохимических изделий. Основной козырь завода - гигантская по мировым масштабам мощность по выращиванию кристаллов.
Все шло хорошо, но... добавляя немного пессимизма - если все хорошо, то жди неприятностей! Наступила черная полоса. Участие Богородицкого предприятия с ЦЕРН приносило свои плоды, завод был на первом месте, среди производителей кристаллов, но увы, на развитие производства, центр ядерных исследований, средств не выделял. Установленная в 2000 году цена материала не учитывала, роста цен на сырье, роста цен на электроэнергию, не на инфляцию. Естественно, все это привело к тому, что все время с самого начала производства, а именно с 2001 года завод работал себе в убыток.
2005-й год. БЗТХИ постиг очередной кризис. Когда объем реализации достиг 1885 млн. рублей, внезапно стало известно, что завод должен всем: работникам; государству; энергетикам; поставщикам сырья. БЗТХИ оказался на грани банкротства. Снова встал вопрос об остановке завода.
Небольшое предприятие в Богородицком районе катилось в пропасть, долги, которые нависли над ним, тянули тяжелым грузом на самое дно. Казалось никто не мог подать руку утопающему.
21 октября 2005 года. После продолжительной болезни, умер директор завода Костылев Вадим Леонидович, его смерть была невосполнимой утратой не только для персонала завода, но и для всего Богородицкого района в целом. Казалось, этот день был последним и для БЗТХИ...
Октябрь 2005-й год. Богородицкий завод завяз в долгах, как в болоте. Неоплаченные долги, смерть генерального директора - все тянуло ко дну. Необходимо было выбрать способ, что бы вытащить завод.
Первой попыткой спасения, было решение отправить в штаб квартиру ЦЕРН в Женеве делегацию для переговоров о повышении закупочной цены изготавливаемой продукции, что и было сделано. Делегацию возглавлял Михаил Ковальчук. Первый раз за 4 года, путем переговоров, удалось повысить цену на закупку кристаллов. Но этого не хватало для восстановления завода.
Вторая попытка была более результативной. Был назначен новый генеральный директор Алексей Викторович Бабердин. Его экономическое образование и большой опыт оказался незаменимым для запутавшегося в долгах предприятия. В самом начале своей работы, Бабердин должен был любыми путями найти деньги. Регулярные переговоры с ЦЕРН о повышении закупочной стоимости, вскоре принесли свои плоды.
2006-й год. БЗТХИ начал оживать. Для дальнейшей работы завода, необходимо было найти дополнительную тягу, которая не даст заглохнуть производству. После долгих поисков задача была решена - завод будет производить солнечные батареи! Мощность линии, которую завод приобрел у американской компании SPIRE, 12 мегаватт в год, экономическая эффективность около 50 млн. долларов.
Началась полноценная подготовка цеха для строительства производственной линии. Завод зашумел, загудел, с бывшей силой: были слышны стуки отбойного молотка; голоса строителей. И вскоре цех был готов, осталось дело за малым установить само оборудование.
2007-й год. Началась сборка оборудования, совместно с Американскими и Японскими представителями, линия была возведена, и готова к изготовлению первой продукции. БЗТХИ совместно с Рязанским заводом металлокерамических приборов начали подготовку специалистов, и запуск линии, и вскоре была выпущена первая качественная продукция, которая удовлетворила заказчика. Дело было сделано. Можно сказать вторая победа нового директора.
Все что было уже сделано для завода, было не пределом, строилось много планов по дальнейшему развитию предприятия. Планировалось произвести несколько этапов развития.
Первым этапом развития производства, было запланировано участие в европейском проекте FAIR (Facility for Antiprotons and Ion Research), который предполагал строительство на территории Германии ускорителя элементарных частиц.
Вторым этапом всплыла необходимость переорганизации производства, планировалось применить метод перекристаллизации - свойство растущего кристалла вытеснять 90% инородных примесей. Этот метод делал возможным повысить степень чистоты изготавливаемого кристалла, что могло позволить участвовать Богородицкому предприятию в проекте PANDA.
Завод снова был в строю, он снова бил рейтинги. Как говорил сам Алексей Викторович Бабердин: - "Нам пока никто не может составить конкуренцию в производстве PWO кристаллов". Постепенно БЗТХИ переходил на следующий уровень развития.
Одним из величайших прорывов современной науки стало постройка большого адронного коллайдера (БАК). Большой адронный коллайдер - ускоритель заряженных частиц на встречных пучках, предназначенный для разгона протонов и тяжёлых ионов (ионов свинца) и изучения продуктов их соударений. БАК является самой крупной экспериментальной установкой в мире. В строительстве и техническом оснащении коллайдера принимали участие около 40 государств. Читателю может показаться странным, как маленький завод в русском провинциальном городе может быть связан с установкой, которая построена аж в самой Женеве? Могу сказать, что здесь нет не чего удивительного. Без кристаллов PWO, большинство исследований на коллайдере не удалось бы воплотить в жизнь. А одним из главных производителей, на то время, был БЗТХИ.
2008-й год. Богородицкое предприятие работает как и прежде, заказы продолжают приходить, завод трудится не только на благо своей родины, но и на благо всего мира. Казалось, что былые проблемы, которые не так давно погрузили завод в долги, иссякли. С новым директором, предприятие расцвело, его будущее виделось в цветных красках. Но в бочку меда была добавлена ложка дегтя, которая лишила завод светлого будущего.
Все проблемы начались из-за того, что правительство РФ отказалось от дальнейшего участия в строительстве Большого адронного коллайдера. Сразу все заказы на кристаллы иссякли и руководство БЗТХИ судорожно начинает искать новых клиентов, но все попытки оказались тщетны. Чиновники пытались оказать помощь предприятию, но продержали его в критическом состоянии почти 2 года.
2010-й год. Предприятие готовят к банкротству. А.В. Бабердин был уволен. В конце ноября был введен конкурсный управляющий, на место которого был назначен Руслан Мокрушев. Прошли первые сокращения, новое руководство продавало оборудование.
Август 2012-й год. На предприятии осталось всего 24 человека из 4000 высококвалифицированных рабочих. Завод начали делить, как апельсин, в старой детской истории. Теперь уже бывшие рабочие, устраивали митинги, писали в правительство, но спасти БЗТХИ не удалось...
В конце 2012 году Богородицкий завод технохимических изделий был ликвидирован, здание выставлено на торги...
Послесловие
Да... за свое 50-ти летнее существование, предприятие пережило много взлетов и падений. Сколько раз опытные специалисты вытягивали завод из бездны на высокий уровень, но нашелся единственный человек, который поставил жирную точку в истории такого "огромнейшего" предприятия как Богородицкий завод технохимических изделий...