Су-35 - это не просто модернизированный Су-27. Это его решительная и бесповоротная эволюция. Его будущее, собранное здесь и сейчас.
Сегодня мы поговорим об одном из самых грозных представителей российской авиации — многофункциональном истребителе Су-35. Можно сказать, что именно он по-прежнему формирует лицо современного воздушного боя, заставляя считаться с собой и истребители пятого поколения. Но чтобы понять, почему Су-35 столь живуч и вызывает такой большой интерес к своей персоне, нужно заглянуть как можно глубже в историю его создания и эксплуатации.
Как ковалась легенда
Все началось с легендарного Су-27 — машины, которая когда-то перевернула представление о том, что может вообще делать истребитель. Но технологии не стоят на месте, и к концу 2000-х стало ясно: нужна кардинальная модернизация. Так родился проект Су-35БМ — «большая модернизация» в дословной расшифровке (для военных главное не оригинальность, а результативность и понятливость).
Первый полёт опытного экземпляра состоялся 19 февраля 2008 года. Это была не просто обновлённая версия Су-27, это был по сути совершенно новый самолёт. Из того, что бросалось в глаза, к примеру, у новой модели исчезли передние горизонтальные стабилизаторы, появилась новая силовая установка, полностью переработанная электроника и система управления.
Но главное — Су-35 стал первым шагом к пятому поколению. Называют его даже переходным звеном между Су-27 и Су-57. И если вы думаете, что это просто слова, то продолжайте читать.
Что под капотом?
Су-35 - настоящая инженерная революция. Начнём с двигателей.
Двигатель АЛ-41Ф-1С - это турбореактивное сердце сверхманёвренности. Два двигателя АЛ-41Ф-1С с управляемым вектором тяги (УВТ) обеспечивают невероятные показатели в этой оценочной области. Каждый развивает тягу в 14 500 кгс в форсажном режиме, что позволяет Су-35 выполнять такие фигуры, которые многим конкурентам кажутся невозможными.
Тяга на взлёте? Около 1,1 тяговооружённости при нормальной массе. Это значит, что Су-35 быстро набирает высоту и сразу вступает в бой. И да — он может лететь со скоростью до 2 500 км/ч на высоте. Бесфорсажный режим? До 1 300 км/ч — достаточно для быстрого перемещения без лишнего расхода топлива.
Интересный факт: сопла отклоняются не просто вверх и вниз, а ещё и внутрь, создавая псевдо-всеракурсность. Это важно для выполнения сложных манёвров и ухода от ракет.
Электронный разум машины
Если раньше истребители были «самолётами с радаром», то Су-35 — это полноценный летающий компьютер. Здесь работает комплексная система управления КСУ-35, которая объединяет все бортовые системы в единую сеть.
Но всё-таки глаза истребителя — РЛС Н035 «Ирбис» , оснащённая фазированной антенной решёткой. Её возможности поражают:
- Обнаружение цели с ЭПР 0,01 м² — до 100 км.
- Для цели с ЭПР 1 м² — уже до 270 км.
- На максимальной дальности (ЭПР 3 м²) — до 400 км.
Это значит, что Су-35 может увидеть противника задолго до того, как тот успеет ответить. И это не всё.
Оптико-локационная станция
ОЛС дополняет радар. Она способна обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 80 км без использования активного излучения. То есть можно быть в режиме радиомолчания, но всё равно видеть, где находится противник.
Ещё один интересный момент — оптическая система связи между машинами. Да-да, не беспроводные сигналы, а лазеры. Это делает взаимодействие группировки почти невидимым для вражеских средств радиоперехвата.
Вооружение: от пулемёта до сверхдальнобойной ракеты
Су-35 действительно умеет уничтожать своих противников. И делает это с истинно русским размахом. Боевая нагрузка — до 8 тонн. 12 узлов подвески позволяют комбинировать типы вооружений.
На борту — 30-мм авиапушка ГШ-30-1 с запасом в 150 снарядов. Это серьёзная штука. Один короткий залп может превратить в решето любой истребитель или БТР.
Ракеты воздух-воздух:
- Р-77 — ракета с активной головкой самонаведения, дальность до 110 км. Может атаковать цели вне пределов видимости.
- Р-73 — короткие, но очень точные. Применяются на малых дистанциях, способны следовать за целью под любыми углами.
- Р-37М — сверхдальнобойная ракета, её дальность достигает 400 км. Предназначена для уничтожения AWACS, танкеров и других важных целей на удалении.
Ракеты воздух-земля
- Х-31П — противорадиолокационная ракета, способна поражать источники излучения на расстоянии до 200 км.
- Х-29 — управляемые авиабомбы, эффективны против наземных целей.
- КАБ-500КР — высокоточное оружие с лазерным наведением.
Давайте посмотрим и на цифры, связанные с лётными данными:
- Максимальная скорость на высоте — до 2 500 км/ч (М=2,3).
- Практический потолок — 20 км.
- Дальность полёта — до 4 500 км с подвесными баками.
- Разбег — всего 450 метров.
- Пробег после посадки — около 650 метров.
Это говорит о том, что Су-35 может базироваться даже на временных аэродромах, что критически важно в условиях войны.
Боевое применение: где и как он воюет?
Су-35 участвовал в реальных боевых действиях. Первый раз — в Сирии. Там он показал себя как универсальный ударный истребитель. Задачи — подавление систем ПВО, нанесение точечных ударов, сопровождение штурмовиков.
Но настоящий экзамен на прочность —это события 2022-2025 годов. В рамках этого Су-35 использовался для подавления вражеской ПВО, нанесения ракетных ударов, прикрытия других самолётов. Однако не обошлось без потерь. По разным данным, было потеряно несколько таких машин. Причины — от попаданий ракет до дружественного огня.
Интересный факт: обломки одного из сбитых Су-35 достались британским и американским специалистам. Они изучали их в Неваде — там, где США анализируют трофейную технику.
Экспорт: кто покупает и почему?
Су-35 продавался в Китай (24 машины), Индонезию (сделка сорвалась), Египет (сделка заморожена), а теперь — и в Иран. Последний получил партию, предназначенную ранее для Египта.
Цена одной машины — около 2 млрд рублей. Это дорого, но для стран, которым нужны мощные истребители, а не F-35 за $150 млн, Су-35 остаётся одним из лучших вариантов.
Почему? Сравним с F-15E Strike Eagle и Eurofighter Typhoon:
- F-15E : мощный, но старый. Не имеет такого уровня манёвренности и дальнобойности.
- Eurofighter : хорошая электроника, но нет аналогов Р-37М.
- J-16 (китайский аналог): тоже строится на основе Су-30, но с американскими комплектующими. Однако Су-35 остаётся более автономным.
Преимущество Су-35 — в сочетании манёвренности, дальнего радиуса действия и мощного вооружения. Он может действовать самостоятельно, без поддержки AWACS.
Проблемы и ограничения
Но не всё идеально. Су-35 — всё-таки не пятое поколение, в котором важнейший элемент - правильная интеграция искусственного интеллекта. К тому же у него нет полноценной стелс-технологии. ЭПР — от 0,5 до 2 м², что очень заметно для современных радаров. Также остаются вопросы к надёжности электроники и совместимости с другими системами.
Ещё одна проблема — зависимость от импортных компонентов. Санкции сильно ударили по производству. Поэтому темпы выпуска снижаются.
Впрочем, сейчас рассматривается возможность создания модификации Су-35М — с ещё более совершенной электроникой, возможностью использовать новые виды вооружений и повышенной автоматизацией. Возможно появление двухместной версии — Су-35Д.
Также не исключено участие Су-35 в совместных проектах с Китаем или Индией. Это может помочь самолёту остаться актуальным хотя бы до середины 2030-х годов.
Итог
Су-35 — это мост между четвёртым и пятым поколением. Он не идеален, но в своём классе — один из сильнейших игроков. Он может сражаться на сверхдальних дистанциях, вести воздушный бой, наносить точечные удары и работать в составе группы. Он способен адаптироваться к разным театрам военных действий. А потому всё ещё не исчерпал свой потенциал.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.