Найти в Дзене
Культурный код

Су-35: мост между четвёртым и пятым поколением истребителей

Оглавление

Су-35 - это не просто модернизированный Су-27. Это его решительная и бесповоротная эволюция. Его будущее, собранное здесь и сейчас.

На МАКС 2021.
На МАКС 2021.

Сегодня мы поговорим об одном из самых грозных представителей российской авиации — многофункциональном истребителе Су-35. Можно сказать, что именно он по-прежнему формирует лицо современного воздушного боя, заставляя считаться с собой и истребители пятого поколения. Но чтобы понять, почему Су-35 столь живуч и вызывает такой большой интерес к своей персоне, нужно заглянуть как можно глубже в историю его создания и эксплуатации.

Как ковалась легенда

Все началось с легендарного Су-27 — машины, которая когда-то перевернула представление о том, что может вообще делать истребитель. Но технологии не стоят на месте, и к концу 2000-х стало ясно: нужна кардинальная модернизация. Так родился проект Су-35БМ — «большая модернизация» в дословной расшифровке (для военных главное не оригинальность, а результативность и понятливость).

Российские Су-35 (внизу) и Су-57 (вверху) — истребитель пятого поколения в полёте
Российские Су-35 (внизу) и Су-57 (вверху) — истребитель пятого поколения в полёте

Первый полёт опытного экземпляра состоялся 19 февраля 2008 года. Это была не просто обновлённая версия Су-27, это был по сути совершенно новый самолёт. Из того, что бросалось в глаза, к примеру, у новой модели исчезли передние горизонтальные стабилизаторы, появилась новая силовая установка, полностью переработанная электроника и система управления.

Но главное — Су-35 стал первым шагом к пятому поколению. Называют его даже переходным звеном между Су-27 и Су-57. И если вы думаете, что это просто слова, то продолжайте читать.

Что под капотом?

Су-35 - настоящая инженерная революция. Начнём с двигателей.

Двигатель АЛ-41Ф-1С - это турбореактивное сердце сверхманёвренности. Два двигателя АЛ-41Ф-1С с управляемым вектором тяги (УВТ) обеспечивают невероятные показатели в этой оценочной области. Каждый развивает тягу в 14 500 кгс в форсажном режиме, что позволяет Су-35 выполнять такие фигуры, которые многим конкурентам кажутся невозможными.

Двигатели АЛ-41Ф-1С с УВТ
Двигатели АЛ-41Ф-1С с УВТ

Тяга на взлёте? Около 1,1 тяговооружённости при нормальной массе. Это значит, что Су-35 быстро набирает высоту и сразу вступает в бой. И да — он может лететь со скоростью до 2 500 км/ч на высоте. Бесфорсажный режим? До 1 300 км/ч — достаточно для быстрого перемещения без лишнего расхода топлива.

Интересный факт: сопла отклоняются не просто вверх и вниз, а ещё и внутрь, создавая псевдо-всеракурсность. Это важно для выполнения сложных манёвров и ухода от ракет.

Электронный разум машины

Если раньше истребители были «самолётами с радаром», то Су-35 — это полноценный летающий компьютер. Здесь работает комплексная система управления КСУ-35, которая объединяет все бортовые системы в единую сеть.

Су-35С на праздновании столетия ВВС России
Су-35С на праздновании столетия ВВС России

Но всё-таки глаза истребителя — РЛС Н035 «Ирбис» , оснащённая фазированной антенной решёткой. Её возможности поражают:

  • Обнаружение цели с ЭПР 0,01 м² — до 100 км.
  • Для цели с ЭПР 1 м² — уже до 270 км.
  • На максимальной дальности (ЭПР 3 м²) — до 400 км.
РЛС Н035 Ирбис с ПФАР
РЛС Н035 Ирбис с ПФАР

Это значит, что Су-35 может увидеть противника задолго до того, как тот успеет ответить. И это не всё.

Оптико-локационная станция

ОЛС дополняет радар. Она способна обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 80 км без использования активного излучения. То есть можно быть в режиме радиомолчания, но всё равно видеть, где находится противник.

Су-35С на МАКС-2013.
Су-35С на МАКС-2013.

Ещё один интересный момент — оптическая система связи между машинами. Да-да, не беспроводные сигналы, а лазеры. Это делает взаимодействие группировки почти невидимым для вражеских средств радиоперехвата.

Вооружение: от пулемёта до сверхдальнобойной ракеты

Су-35 действительно умеет уничтожать своих противников. И делает это с истинно русским размахом. Боевая нагрузка — до 8 тонн. 12 узлов подвески позволяют комбинировать типы вооружений.

На борту — 30-мм авиапушка ГШ-30-1 с запасом в 150 снарядов. Это серьёзная штука. Один короткий залп может превратить в решето любой истребитель или БТР.

Су-35С Липецкого авиацентра 16 января 2018 г.
Су-35С Липецкого авиацентра 16 января 2018 г.

Ракеты воздух-воздух:

  • Р-77 — ракета с активной головкой самонаведения, дальность до 110 км. Может атаковать цели вне пределов видимости.
  • Р-73 — короткие, но очень точные. Применяются на малых дистанциях, способны следовать за целью под любыми углами.
  • Р-37М — сверхдальнобойная ракета, её дальность достигает 400 км. Предназначена для уничтожения AWACS, танкеров и других важных целей на удалении.
Су-35С 790-го иап в Тверской области, февраль 2020
Су-35С 790-го иап в Тверской области, февраль 2020

Ракеты воздух-земля

  • Х-31П — противорадиолокационная ракета, способна поражать источники излучения на расстоянии до 200 км.
  • Х-29 — управляемые авиабомбы, эффективны против наземных целей.
  • КАБ-500КР — высокоточное оружие с лазерным наведением.

Давайте посмотрим и на цифры, связанные с лётными данными:

  • Максимальная скорость на высоте — до 2 500 км/ч (М=2,3).
  • Практический потолок — 20 км.
  • Дальность полёта — до 4 500 км с подвесными баками.
  • Разбег — всего 450 метров.
  • Пробег после посадки — около 650 метров.
Пилотаж Су-35С, бортовой номер 16 (2019)
Пилотаж Су-35С, бортовой номер 16 (2019)

Это говорит о том, что Су-35 может базироваться даже на временных аэродромах, что критически важно в условиях войны.

Боевое применение: где и как он воюет?

Су-35 участвовал в реальных боевых действиях. Первый раз — в Сирии. Там он показал себя как универсальный ударный истребитель. Задачи — подавление систем ПВО, нанесение точечных ударов, сопровождение штурмовиков.

Приземление Су-35С 22-го иап. 15 января 2016.
Приземление Су-35С 22-го иап. 15 января 2016.

Но настоящий экзамен на прочность —это события 2022-2025 годов. В рамках этого Су-35 использовался для подавления вражеской ПВО, нанесения ракетных ударов, прикрытия других самолётов. Однако не обошлось без потерь. По разным данным, было потеряно несколько таких машин. Причины — от попаданий ракет до дружественного огня.

Интересный факт: обломки одного из сбитых Су-35 достались британским и американским специалистам. Они изучали их в Неваде — там, где США анализируют трофейную технику.

Экспорт: кто покупает и почему?

Су-35 продавался в Китай (24 машины), Индонезию (сделка сорвалась), Египет (сделка заморожена), а теперь — и в Иран. Последний получил партию, предназначенную ранее для Египта.

Су-35
Су-35

Цена одной машины — около 2 млрд рублей. Это дорого, но для стран, которым нужны мощные истребители, а не F-35 за $150 млн, Су-35 остаётся одним из лучших вариантов.

Почему? Сравним с F-15E Strike Eagle и Eurofighter Typhoon:

  • F-15E : мощный, но старый. Не имеет такого уровня манёвренности и дальнобойности.
  • Eurofighter : хорошая электроника, но нет аналогов Р-37М.
  • J-16 (китайский аналог): тоже строится на основе Су-30, но с американскими комплектующими. Однако Су-35 остаётся более автономным.
Су-35
Су-35

Преимущество Су-35 — в сочетании манёвренности, дальнего радиуса действия и мощного вооружения. Он может действовать самостоятельно, без поддержки AWACS.

Проблемы и ограничения

Но не всё идеально. Су-35 — всё-таки не пятое поколение, в котором важнейший элемент - правильная интеграция искусственного интеллекта. К тому же у него нет полноценной стелс-технологии. ЭПР — от 0,5 до 2 м², что очень заметно для современных радаров. Также остаются вопросы к надёжности электроники и совместимости с другими системами.

Су-35
Су-35

Ещё одна проблема — зависимость от импортных компонентов. Санкции сильно ударили по производству. Поэтому темпы выпуска снижаются.

Впрочем, сейчас рассматривается возможность создания модификации Су-35М — с ещё более совершенной электроникой, возможностью использовать новые виды вооружений и повышенной автоматизацией. Возможно появление двухместной версии — Су-35Д.

-14

Также не исключено участие Су-35 в совместных проектах с Китаем или Индией. Это может помочь самолёту остаться актуальным хотя бы до середины 2030-х годов.

Итог

Су-35 — это мост между четвёртым и пятым поколением. Он не идеален, но в своём классе — один из сильнейших игроков. Он может сражаться на сверхдальних дистанциях, вести воздушный бой, наносить точечные удары и работать в составе группы. Он способен адаптироваться к разным театрам военных действий. А потому всё ещё не исчерпал свой потенциал.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.